Театр
Сергей Десницкий окончил в 1962 году Школу-студию МХАТ (курс Г. Герасимова и А.
Карева), а спустя пару лет он был принят в труппу Художественного театра. За годы
работы на сцене МХАТ Сергей Десницкий сыграл около ста разноплановых ролей. Его
героями становились: Иван Адамыч в спектакле «Старый Новый год» по пьесе Михаила
Рощина, Николай Львович Тузенбах в чеховских «Трёх сёстрах», Клеант вкомедии
Мольера «
Тартюф», советский дипломат в спектакле «
Так победим!» по
пьесе Михаила Шатрова, Вермельскирх в драме Гауптмана «
Возчик
Геншель», граф Франц Орсини Розенберг в спектакле «Амадей» по пьесе Шеффера,
Бергойн в трагедии Шиллера «
Мария Стюарт»,
Карелин в спектакле «
Шестое июля» по пьесе
Михаила Шатрова, Монахов в спектакле «Варвары» по пьесе Горького и многие-многие
другие.
С некоторого времени Сергей Десницкий стал реализовывать себя и в качестве
режиссёра-ассистента, участвствуя в постановках Бориса Ливанова, а в дальнейшем -
Олега Ефремова. После раскола МХАТа в 1987 году Сергей Десницкий предпочёл остаться
с Олегом Ефремовым, войдя в труппу МХТ им. Чехова.
В 1990 году Сергей Десницкий вместе со своей женой актрисой Еленой Кондратовой
организовали собственную антрепризу. Антреприза просуществовала год, и за это
время ими были поставлены три дуэтных спектакля: «Дама с собачкой» по Антону
Павловичу Чехову, «В Париже» по рассказу Ивана Бунина и «Мастер и Маргарита» по
Михаилу Булгакова.
В 1991 году Сергей Десницкий стал актёром московского театра «У Никитских ворот».
Здесь он проработал шесть лет, а в 1997 году вернулся в МХТ им. Чехова.
Коллеги Сергея Десницкого по цеху всегда отмечали его самоотдачу и высочайший
профессионализм при работе на сцене. Вот как об актёре отзывался Народный артист
России Владимир Юматов: «Основная черта его творческой личности - одержимость.
Если ему хочется отстоять на сцене что-то важное для него, или им овладевает
какая-то творческая идея - Сережу не остановить, ради неё он пойдет и на лишения, и
на тяготы. Это его творческая бескомпромиссность - большая редкость, это дорогого
стоит...»
Кино
Дебют Сергея Десницкого в кино состоялся в 1963 году ролью следователя
оперативного отдела ЧК Ярцева в историческом фильме режиссёра Генриха Габая «
Именем
революции». Однако затем пути актёра и кинематографа на некоторое время
разошлись.
Вновь на съёмочную площадку Сергей Десницкий вернулся в 1968 году, исполнив главную
роль в фильме Антона Тимошинина «
Эксперимент доктора Абста», поставленном по роману
Александра Насибова «Безумцы». Фильм был исполнен в жанре приключенческого
боевика с элементами фантастики, где герой Десницкого советский моряк Карцов
попадал на тайную фашистскую базу, готовящую диверсантов пловцов-смертников, и
вступал в противоборство с руководителем этой базы, матёрым
врачом-экспериментатором. Однако, фильм получился слишком надуманным и большого
успеха не имел.
Тем не менее, именно с этого года Сергей Десницкий стал регулярно сниматься в
кино. В музыкальной мелодраме «
Умеете
ли вы жить?» он сыграл главного инженера завода Дмитрия Сергеевича Танцюру, в
историческом фильме «
Сердце России»
- председателя московского комитета большевиков Виктора Павловича Ногина, в
телесериале «День за днём» - Фомича, зятя дяди Юры, в детском приключенческом
фильме «
Старая
крепость» - Валерияна Дмитриевича Лазарева, в историческом телефильме «
Сибирь» -
Прохорова. Периодически на экран выходили и фильмы-спектакли с участием Сергея
Десницкого: «
Мария Стюарт», в
котором он сыграл врача Бергойна, «А.П. Чехов.
Три сестры», где актёр
исполнил роль Вершинина, и др.
Одной из самых известных работ Сергея Десницкого на экране стала главная роль в
фантастическом советско-польском фильме «
Дознание пилота Пиркса». В основу этой киноленты лёг один из
рассказов Станислава Лема из цикла, посвящённого пилоту-астронавту Пирксу. В
данной картине актёр создал образ принципиального, неподкупного, опытного
астронавта, которому поручалось выступить в качестве руководителя и эксперта
команды, состоящей из людей и роботов. Десницкому вообще нередко доводилось
воплощать на экране образы сильных, волевых людей. Тому способствовали и его
внешность и внутренняя энергетика. Среди его работ конца 70-х - начала 80-х можно
отметить его старпома Бориса Галаева в военной драме «Тяжёлая вода», Слащёва в
историческом фильме «
Большая - малая война», инженера Владислава Лося в новелле «Аэлита»
четвёртого выпуска телевизионного альманаха «Этот фантастический мир».
Сергей Десницкий продолжал сниматься до начала 90-х. После распада Советского
Союза отечественный кинематограф поразил кризис, и актёр исчез с экранов. Лишь
спустя десятилетие, уже в новом веке, он сыграл несколько эпизодических ролей.
Другая деятельность
Помимо актёрской работы Сергей Десницкий занимался и общественной
деятельностью. Некоторое время (с января 1999 года) он возглавлял Мемориальный
Чеховский театр в Мелихове.
В 2017 году вышла книга Сергея Десницкого «Сквозное действие любви. Страницы
воспоминаний», в которой автор поделился воспоминаниями о своей жизни и жизни
нашей страны в 50-е - 60-е годы.
Семья
Первой женой Сергея Десницкого была Светлана Степановна Десницкая. В 1968 году у
супругов родился сын Андрей. Впоследствии Андрей Десницкий стал известным
писателем, библеистом и публицистом.
Внучка Анна (1987 г.р.) стала иллюстратором, а другая внучка Дарья Десницкая (1991 г.р.)
окончила ВТУ им Щепкина и стала актрисой. Также по этой линии у Сергея Десницкого
есть внук Сергей (1999 г.р.).
Второй женой Сергея Глебовича стала актриса
Елена Кондратова . В этом браке родились две дочери Вера (1982 г.р.) и
Любовь (1986 г.р.).
Вера
Десницкая продолжила актёрскую династию, окончив Школу студию МХАТ.