Борис Борисович Гребенщиков (БГ) - советский и российский поэт и музыкант, лидер
рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» советской рок-музыки и
культовая фигура молодёжной культуры 1980-2010-х годов.
Борис Гребенщиков (БГ) - человек-легенда, одна из самых ярких фигур молодежной
культуры 70-х, 80-х и 90-х годов. Первое выступление БГ состоялось еще весной 1973 года, в
ноябре 1974 дебютировала группа «Аквариум». В 70-х и 80-х годах «Аквариум» создал
совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную эстетику. Навеянный
великим множеством музыкальных стилей и культур, специфичный звук группы
продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах, и в танцевальных
композициях реггей, и в буйных рок-н-роллах - даже несмотря на то, что состав группы
порой почти полностью менялся от альбома к альбому. Концерты «Аквариума» всегда
проходят при полных залах, вне зависимости от их размеров. Выступления славятся
своей незабываемой энергетикой и фантастической аурой, каждое шоу по-своему
уникально. За 35 лет творческой деятельности БГ записал музыку к целому ряду
кинофильмов и выпустил около 70 альбомов.
Ранние годы
Родился Борис Гребенщиков 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Отец - Борис
Александрович был научным работником (умер в 1975 году). Мать - Людмила Харитоновна
долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем
социологом в Научно-исследовательском институте комплексных социальных
исследований при Ленинградском университете. А еще у Бори была бабушка - она умела
играть на гитаре и петь песни. Лучше всего исполняла «Гоп-стоп». Именно бабушка
преподала Боре первые уроки игры на гитаре. Кстати, мама и бабушка Бориса пережили
блокаду.
Детство Бориса Гребенщикова прошло в Ленинграде, на Алтайской улице, в доме 22. По
окончании 8-го класса в известной школе № 421 он перешел в математическую школу №
239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления
Ленинградского государственного университета. Именно там - в комнате за сценой
актового зала факультета - стали проходить первые репетиции новой ленинградской
рок-группы, основанной Борисом Гребенщиковым вместе с приятелем по школе
Анатолием Гуницким по прозвищу Джордж, которое он получил из-за внешнего сходства
с Джорджем Харрисоном. Молодых людей объединял страстный интерес к западной
рок-культуре, поэтическое дарование и отношение к музыке как к главному в жизни.
Уже в 1969 году Борис сочинял и пел песни на английском языке в школьном ансамбле.
Вскоре он пришел к убеждению, что тексты песен должны быть русскими.
Группа «Аквариум»
Несмотря на «официальную» изолированность жителей СССР от западной культуры, на
«Аквариум» западная музыка всегда очень существенно влияла. Музыканты
вдохновлялись творчеством Марка Болана, Боба Дилана, Игги Попа, Боба Марли, Джима
Моррисона. В начале 1970-х годов Борис Гребенщиков был одним из тех людей, у которых
новые пластинки появлялись мгновенно. Благодаря хорошему знанию английского
языка лидер «Аквариума» прекрасно ориентировался в ней, и планка, которую он себе
ставил, всегда была на мировом уровне качества.
Первый же альбом «Искушение святого Аквариума», разошедшийся в самиздате в 1973
году, стал едва ли не первым опытом создания концептуального музыкального
произведения в советской России. Эта музыка не имела ничего общего с творчеством
ленинградских рок-групп того времени, исполнявших узкоспециальные советские
песни. «Аквариум» органично сделался частью мировой рок-культуры, ассимилируя ее
в советском музыкальном пространстве.
В 1974 году в состав группы вошли Андрей Романов и Михаил Файнштейн. На факультете
прикладной математики ЛГУ был организован театр, в котором А. Гуницкий и другие
члены группы писали и ставили пьесы в абсурдистском жанре. Позже к ним
присоединился профессиональный режиссер Эрик Горошевский. Руководство
университета грозило Борису отчислением, запрещало репетиции. Вскоре пришлось
делать выбор между музыкой и театром, так как увлечение драматургией стало во
многом определять направление творческой деятельности коллектива.
Был период, когда Борис Гребенщиков оставался в группе практически один, но с
появлением виолончелиста Всеволода Гаккеля начал формироваться состав,
просуществовавший следующие 15 лет. Появляются песни, которые останутся в
репертуаре «Аквариума» на многие годы.
Звукозапись для подпольного рок-музыканта в то время тоже была подпольной. С
осени 1980 года группа получила возможность записываться в студии. Первая
студийная запись - «Синий альбом» - разошлась по стране в самиздате. Фотографии
для самодельной обложки, как и для многих последующих альбомов, делал
фотохудожник Андрей Усов. Впоследствии в стенах студии были записаны и другие
альбомы «Аквариума»: «Треугольник», «Акустика», студийная сторона
«Электричества», «Табу», «День Серебра», «Дети Декабря».
В 1970-е - 1980-е годы «Аквариум» постоянно играл «квартирники». Это концерт на
квартире, обычно дома у кого-то из слушателей. Группа выступала в небольшом
акустическом составе - громко играть было нельзя, так как соседи могли вызвать
милицию (такие концерты были, конечно, под запретом). Камерная атмосфера, зрители
сидят очень близко к артистам, слушают затаив дыхание, кто-нибудь, возможно,
записывает концерт на магнитофон.
1980-е годы. Поколение дворников и сторожей
1980 год. Гребенщикову - 26 лет. Он, окончив университет, работает в ленинградском НИИ
- в свободное от занятий музыкой время. «Аквариум» существует уже 8 лет - возраст
солидный для андеграундовой команды. Пора было выходить на новые рубежи. По
рекомендации небезызвестного Артемия Троицкого «Аквариум» пригласили в Тбилиси
на фестиваль с чудным названием «Весенние ритмы». Ритмы, услышанные членами жюри
фестиваля в исполнении Гребенщикова и К°, повергли их в шок. И немудрено:
«Аквариум» исполнил песни из классического ныне альбома «Треугольник» - «Старик
Козлодоев» и «Мочалкин блюз». Гребенщикова уволили с работы, исключили из
комсомола и пропесочили в прессе.
БГ предпочел жизнь свободного маргинала. Он начал «новую жизнь на новом посту»...
дворника (кстати, Цой в те времена трудился кочегаром, а Шевчук - сторожем).
Именно с этого времени популярность «Аквариума» начала приобретать глобальные
масштабы. Кроме всего, в среде продвинутой молодежи стало модно слушать
неофициальную музыку.
В 1986 году режиссер Сергей Соловьев задумал снять фильм со странным названием «
Асса», который, по
его мнению, должен был стать кинематографическим гимном «поколению дворников и
сторожей». В картине звучало много песен (известные вам «Старик Козлодоев»,
«Мочалкин блюз» и ставшая самой народной из всех песен БГ «Город золотой»).
Гребенщиков также фигурировал в фильме как реальный человек. «БГ - Бог. От него
сияние исходит», - говорит о нем главный герой. Под этими словами могли бы
подписаться десятки тысяч поклонников «Аквариума»...
После «Ассы» и в связи с наступившими перестройкой и гласностью, когда советская
рок-музыка вышла из подвалов и вдохнула пьянящий воздух свободы, Гребенщиков стал
едва ли не самым, как принято сейчас говорить, «раскрученным» рок-музыкантом. Его
первым пригласили работать американские продюсеры (в те времена Новый Свет
воспылал невиданным интересом ко всему советскому, в том числе и к рок-музыке). БГ
провел некоторое время в Америке, записал там диск и перезнакомился чуть ли не со
всеми рок-звездами.
А потом он вернулся домой.
В конце 1980-х годов, в основном под влиянием общения с группой художников «Митьки»,
Борис Гребенщиков начинает писать картины, преимущественно примитивистского
плана. В 1989-1992 годах как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным он
принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева «Два капитана-2».
В последние десятилетия
Начало 1990-х - прекращение деятельности «Аквариума».
В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд».
1993 - возобновление деятельности «Аквариума» (Аквариум 2.0). Помощь в записи альбома
Сергею Чигракову («Чижу»). Борис Гребенщиков записывает не только свои песни. В 1994
году выходит диск песен Александра Вертинского в его исполнении, в 1999 - Булата
Окуджавы.
2003 - 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому
поводу.
Март 2005 - выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с
Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой
резонанс в СМИ.
22 мая 2005 - начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу
«Аэростат» на «Радио России».
В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.
21 мая 2007 - концерт в Альберт-холле (Лондон, Великобритания).
За 30 с лишним лет непрерывной творческой деятельности Борис Гребенщиков написал
более 500 песен, создал более 40 музыкальных альбомов. Его творчество оказало
большое влияние на интеграцию российской культурной мысли в мировое культурное
пространство. Оно широко известно и достойно представлено за рубежом, о чем
свидетельствуют опубликованные во многих странах созданные им музыкальные
произведения.
С Борисом Гребенщиковым сейчас играют музыканты высочайшего класса: Борис
Рубекин - клавиши, Андрей Суротдинов - скрипка, Владимир Кудрявцев - бас, Альберт
Потапкин - барабаны, Олег Шар - перкуссия, Александр Беренсон - труба, Игорь
Тимофеев - саксофон, флейта, Федор Кувайцев - кларнет.
Личная жизнь
У Бориса Гребенщикова было три жены.
С первой, Натальей Козловской, они поженились рано, осенью 1976 года, но вместе
практически не жили: БГ вел в полном смысле богемный образ жизни. Его дом был полон
друзей-музыкантов и просто друзей, и только то время, что оставалось от общения с
ними, Гребенщиков проводил с женой. Тем не менее, в 1978 году у них родилась дочь
Алиса Гребенщикова - ныне популярная актриса МХАТа, снимавшаяся в фильмах
«Американка», «Менты», «Петербургские тайны». Развелись в 1980 году после того
памятного скандала в Тбилиси. В 2008 году в Москве Алиса родила сына Алексея и вышла
замуж за его отца Сергея Дондуряна.
Вторую жену, Людмилу Шурыгину (1980-1989), БГ «отбил» у своего друга и музыканта
«Аквариума» Всеволода Гаккеля. Она работала уборщицей в 222-ой школе. В 1985 году
Людмила родила Гребенщикову сына Глеба. Как вспоминала Алиса, Людмила не очень-то
поощряла ее общение с отцом. Вообще, о ней говорят как о женщине с непростым
характером. Впрочем, жизнь с таким неординарным человеком, как Гребенщиков,
наверное, тоже не сахар. 14 февраля 1985 года родился сын Глеб. У Глеба растёт дочь
Алиса. Глеб известен как диджей gebe.
С третьей женой, Ириной, у Бориса полное взаимопонимание. Говорят, бывает любовь с
первого взгляда, а в случае с Ириной возникла любовь с первого слова - библейского.
Они познакомились в компании друзей, когда речь зашла о трактовке одной из
библейских фраз, БГ понравилась мысль, высказанная Ириной по этому поводу. Борис
усыновил ее сына Марка от первого брака (с Александром Титовым). Также у них
родилась дочь Василиса.
Дети получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки
Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет
электронную музыку под именем Bio C, Василиса - художник.