Билли Холидей (настоящее имя Элеанора Фейган) родилась 7 апреля 1915 года -
американская певица, во многом повлиявшая на развитие джазового вокала своим
оригинальным стилем пения.
Элеанора родилась в Филадельфии, раннее детство провела в Балтиморе. На момент
рождения дочери, отцу Кларенсу Холидею (1898), музыканту, было 16 лет, матери Сейди
Фейган (1896) - 18 лет.
Отец работал как гитарист в оркестрах МакКинни и Хендерсона. Не состоял в браке с
матерью Билли Сэди Фэгэн и исчез из ее жизни, когда дочь была еще младенцем. Сэди
уехала в поисках работы в Нью-Йорк, оставив маленькую Билли на попечение
родственников, которые не уделяли должного внимания своей подопечной. В 1927 мать
взяла дочь к себе, а через три года Билли стала петь в одном из маленьких клубов
Бруклина. Однажды, как она рассказывает, им с матерью грозило выселение из
квартиры. В надежде найти работу Билли отправилась на 132-ю улицу Гарлема, где
находилось несколько небольших клубов.
Владельцу одного из них она сказала, что умеет танцевать. Однако танцевала она
плохо. Тогда пианист, пожалев ее, спросил, может ли она что-нибудь спеть. Билли
исполнила популярные в то время песни «Trav'lin' All Alone» и «Body and Soul». Триумф был полный,
и Билли сразу же получила свои первые заработанные деньги. Трудно сказать,
насколько правдива эта история. Во всяком случае, с той поры Билли начала работать
в клубах 132-й улицы. Там в 1933 году её и нашел вездесущий открыватель талантов Джон
Хэммонд, который в то время сам лишь начинал свою легендарную карьеру. Хэммонд
написал о Билли Холидей восторженную колонку в «Melody Maker», и привел на одно из ее
выступлений Бенни Гудмена. Билли записала демо в «Columbia Stuidios» с только что
организованным бэндом Бенни Гудмена. Коммерческий дебют («Your Mother's Son-ln-Law»)
состоялся 27 ноября 1933 года.
Ее стали приглашать на выступления в престижные залы, например, в перворазрядный
гарлемский театр «Apollo». Тогда же Билли снялась в фильме с Дюком Эллингтоном, и
тогда же Хэммонд организовал сотрудничество её с комбо, которыми руководил
пианист Тедди Уилсон. Эти малые составы делали записи для музыкальных автоматов.
Билли Холидей работала практически со всеми ведущими джазменами - Бенни Гудменом,
Лестером Янгом, Беном Уэбстером, Чу Берри, Роем Злдриджем, Баком Клэйтоном, Джонни
Ходжесом, Харри Карни, Бенни Мортоном.
Несмотря на низкое качество музыкального материала, Билли и ее коллегам
удавалось определенную энергетику. Отличная игра комбо и все более уверенное
исполнение Билли Холидей сделали свое дело-артисты стали чрезвычайно
популярными. В 1936 году Билли Холидей гастролировала с составами Джимми Лансфорда
и Флетчера Хендерсона, а в 1937 году записала несколько номеров с новым открытием
Хэммонда - оркестром Каунта Бэйзи. Со знавшими певицу раньше тенористом Лестером
Янгом и трубачом Баком Клэйтоном у нее сложились особенно дружеские отношения.
Втроем они в конце 30-х годов сделали большую часть своих лучших совместных
записей. Билли и Янг обменялись кличками - соответственно Леди Дэй и През, то есть
Президент. Таким образом каждый из друзей отметил элегантность другого. С весны
1937 года начались гастроли Билли Холидей с оркестром Бэйзи, который решил
обзавестись вокалисткой в дополнение к вокалисту Джимми Рашингу. Однако
сотрудничество не продлилось долго. Официальной причиной ухода Билли из оркестра
была ее непредсказуемость, однако прессой тех дней была зафиксирована и другая
версия - отказ певицы исполнять женские блюзовые стандарты 20-х годов. Менее чем
через месяц после ухода от Бэйзи она была нанята Арти Шоу. Петь с возглавляемым им
популярным белым составом она начала в 1938 года, и это был один из первых случаев
выступления цветной певицы в сопровождении белого оркестра.
Музыканты и сам Шоу поддерживали Билли, однако во время концертов то и дело
возникали конфликты на расовой почве. В результате Билли покинула и этот оркестр.
На помощь вновь пришел Хэммонд. Он познакомил её с Барни Джозефсоном, владельцем
кафе «Society». Джозефсон решил открыть ночной клуб, который был бы внерасовым - как
для музыкантов, так и для посетителей. Ведь до конца 30-х годов в США не
существовало клубов, в которые пускали бы цветных, даже если там выступали
цветные музыканты. Джозефсон рискнул преодолеть этот барьер. Хэммонд направлял
его в выборе музыкантов, и вскоре новый клуб в Гринвич-Виллидж завоевал
популярность. Именно здесь Билли Холидей выучила песню, которая позволила ей
подняться на качественно новый уровень. Стандарт «Strange Fruit», написанный
завсегдатаем кафе «Society» Льюисом Алленом и в дальнейшем всегда ассоциировавшийся
с именем Билли Холидей, повествовал о вырастающих по ночам на черных деревьях
странных черных плодах с высунутыми языками.
О мучительной безысходности расизма, который продолжал свирепствовать на
американском Юге. Хотя сама Билли испытывала сомнения по поводу включения в свой
репертуар такой бескомпромиссной песни, свойственные певице утонченность и
безупречная нюансировка не подвели ее и на этот раз. "Странный плод" стал лучшим
номером каждого из ее выступлений. Хотя Джон Хэммонд отказался записывать этот
номер (не из-за политической, но из-за образной его остроты), он посодействовал
тому, что Билли удалось записать его на «Commodore», лэйбле, принадлежавшем владельцу
магазина джазовых грампластинок Милту Гэблеру.
После того, как песня вышла в грамзаписи, она получила неплохую радиораскрутку.
Билли Холидей продолжала работать с лэйблами «Columbia» до 1942 года, а в 1941 году была
записана ее наиболее известная композиция «God Bless the Child». Гэблеру, связанному
также с «Decca», удалось помочь Билли с контрактом и с этим лэйблом, на котором в 1944
году вышла песня «
Lover Man», написанная специально
для нее и ставшая ее третьим большим хитом. Аккуратно обойдя запрет Союза
музыкантов, действовавший на предыдущем лэйбле, Билли связала свою дальнейшую
судьбу с «Decca», заслужив здесь право на высококачественный музыкальный материал и
превосходные струнные секции для записей.
Работать на «Decca» она продолжала до конца 50-х годов, записала здесь несколько
своих любимых песен, в том числе песни из репертуара Бесси Смит «Tain't Nobody's Business If I
Do», «Them There Eyes» и «Сгагу He Calls Me». Несмотря на то, что в 40-е годы артистическая
карьера Билли достигла своего пика, именно в это время ее начали преследовать
личные проблемы. На алкоголь и марихуану она подсела уже давно, с начала же 40-х
годов начала курить опиум вместе со своим первым мужем
Джонни
Монро. За расставанием с Монро последовали скоропалительный второй брак с
трубачом Джо Гаем и совместное с ним увлечение героином.
Несмотря на триумфальный концерт в нью-йоркском Таун-холле и небольшую кинороль в
фильме 1947 года «Нью-Орлеан», в котором она снималась вместе с Луи Армстронгом,
Билли потеряла массу денег, возглавляя на пару с Гаем собственный оркестр. К тому
же ее сильно подкосила смерть матери. В 1947 году Билли была арестована за хранение
героина и приговорена к семи месяцам тюрьмы. К несчастью, неприятности
продолжались и после выхода Билли из тюрьмы. Характер ее судимости закрыл для
певицы дорогу в ночные клубы. Преследуемая всеми возможными неприятностями, она
оттрубила на «Decca» до 1950 года, а через два года стала записываться для джазового
антрепренера Нормана Гранца, владельца лэйблов «Clef, Norgran», а с 1956 года - «Verve». Эта
работа вновь свела ее с Беном Уэбстером, а также с другими музыкантами высокого
уровня - такими, как Оскар Питерсон, Хэрри "Суйте" Эдисон и Чарли Шэйверс.
Несмотря на то, что былые злоупотребления и невзгоды начали отражаться на голосе
певицы, многие её записи, сделанные ею в 50-е годы, отличаются той же духовной силой
и красотой, что и ее классические записи. Массу популярности принесли Холидэй ее
европейские гастроли 1954 года, но еще больше - ее автобиография, вышедшая в 1956.
Последнее выступление певицы состоялось в 1957 году, в рамках ТВ-шоу «The Sound of Jazz»,
вместе с Беном Уэбстером, Лестером Янгом и Коулменом Хокинсом. Годом позже ее
становящийся все более жестким голос был задрапирован струнными Рэя Эллиса на
альбоме «Lady in Satin».
В мае 1959 года после сердечного приступа Билли Холидей попала в больницу, её
организму, помимо всего прочего, приходилось противостоять и болезни печени. Ушла
из жизни 17 июля 1959 года в Нью-Йорке.. После смерти она стала пользоваться еще
большей популярностью, чем при жизни. В 1972 вышел ее биографический фильм «Леди
Блюз». Исполнительница главной роли Дайана Росс попыталась развеять некоторые
мифы, окутывавшие фигуру Билли.
В 1987 году Холидей была удостоена посмертной «Грэмми» за прижизненные достижения.
Два года спустя группа «U2» посвятила памяти певицы песню «Angel of Harlem». Её
расслаблено-ленивая манера исполнения узнаваема у многих современных джазовых
исполнителей.