В 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в
1961-1964 - в Московском физико-техническом институте, в 1967 году окончил Московский
химико-технологический институт. В 1967-1970 годах работал инженером. Окончил
режиссерский факультет ВГИКа (1974, мастерская М. Ромма и Л. Кулиджанова). С 1974 года -
режиссер киностудии «Мосфильм». Педагог ВГИКа (руководитель мастерской
режиссуры игрового фильма).
Учеба во ВГИКе у Абдрашитова пришлась на 1970-1974 годы. Всего лишь год до смерти
мастера, он учился у М. И. Ромма. Первая студенческая работа Абдрашитова, немой,
шестиминутный, документальный этюд «
Репортаж с асфальта» удостоился высокой оценки Ромма, который включил
его в свой фильм «Мир сегодня». В этой миниатюре город, рассмотренный и
запечатленный скрытой камерой, представляется моделью жизни; каток социума
противостоит человеческой индивидуальности. Эта зарисовка содержит зерна многих
ведущих тем и проблем, предзвучие интонаций, почерк режиссуры Вадима Абдрашитова.
Режиссер
снимает кино
только по сценариям Александра Миндадзе. Преимущество долгого и постоянного
союза - полнота взаимопонимания и взаимодействия. Работают они, сдваивая усилия в
поиске новой драматургии фильма. Приверженность Миндадзе - Абдрашитова к
современности в искусстве абсолютно не конъюнктурна. Время их собственной жизни
становится временем их фильмов, не только успевающих за быстротекущими
социальными процессами, но способных их предсказывать. Фильм «Остановился
поезд» (1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал
энергию критического самопознания общества.
«Охота на лис», снятый двумя годами раньше, стал одним из самых противоречивых
фильмов режиссера одновременно. По материалу, типу героя, фактуре жизни - он
насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической-
тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и
полное доверие самой реальности. Демифологизация ими не постулировалась, не
заявлялась публично, но работала как безотказный эстетический механизм. И в этом
смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед
декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической
советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации.
У Абдрашитова особый слух на жизненные реалии и на то, как в них пробиваются
иррациональные начала и концы. Уже в фильмах «Охота на лис» и «Остановился поезд»
ощущалось некое иное измерение реальности. В фильме «Парад планет»
иррациональное сгущается в фантастическое. Герои, оставаясь такими живыми,
социально конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов.
Этот фильм открыл новый этап в творчестве Абдрашитова, который составили три
фильма: «Парад планет», «Плюмбум», «Слуга».
Герои этих фильмов - социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные
в нечеловеческих, адских фигурах. Роман Чутко обычный советский школьник, но он же
Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма - «Плюмбум, или
опасная игра» - задавало двойственность восприятия. В «Слуге» реальное полностью
растворялось в фантасмогорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин
и Слуга, может быть бывшие секретарь обкома и его персональный шофер. Не их
прошлое, а вечное интересует авторов.
Высокие точки наблюдения за происходящим, за людьми в кадре, впервые появившись в
«Параде планет», доминируют в «Слуге». Социальное превращающееся в инфернальное
есть признак распада и конца. На эпоху краха, погружения в историю шестой части
мира под названием СССР, пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой
дорогостоящей и впечатляющей сценой картины стало крушение корабля,
стремительно ушедшего на дно. «Армавир» был первым двухсерийным, непривычно
долго снимавшимся фильмом Абдрашитова. Когда он дошел до экрана, в 1992 году в
зрительном зале сидели люди, пережившие крушение страны. К ним был обращен
мучительно добытый итог «Армавира»: спасение в памяти людей.
Следующий фильм «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году. Это странная
история встречи осужденного и его судьи. Ныне первый - преуспевающий бизнесмен,
новый хозяин жизни; второй - потерял прежнюю работу и положение в обществе,
работает проводником поезда. Происходит обмен социальными ролями и бывшая жертва
берет на себя обязанности палача. Но в конце концов план мести проваливается:
каждый шаг по его осуществлению палача делает все более грешным и несчастным, а
жертву - более счастливой. Авторами фильма выхвачено из массового подсознания,
экранизированно настроение дня - жажда мести прошлому и настоящему, всем и всему.
Суицидный пир, который устраивает себе отчаявшийся палач - сцена-метафора,
сцена-приговор мести себе, как системе отношений к жизни, к окружающим людям.
Эти два фильма 1990-х годов относятся к переходному периоду, к кризисному состоянию
Абдрашитова. Несмотря на невероятные производственные сложности, в конце 1997 года
выходит фильм «Время танцора». И ключевое слово в названии, как пароль, собирающий
своих, как доказательство того, что они спасительно «впали» в наше новое, в свое
время.
Жил и работал в Москве.
Семья
Тесть — скульптор Георгий Тоидзе.
Жена —
Нателла Тоидзе, художник, действительный член и академик
РАХ.
Дочь — Нана Абдрашитова, окончила РАТИ, театральный художник и сценограф.
Сын — Олег, окончил МФТИ и Колумбийский университет, работает в IT.
Зять — Кирилл Вытоптов, театральный режиссёр.
Внуки — Тина и Тимофей Маркины.
Смерть[/b]
Скончался 12 февраля 2023 года на 79-м году жизни от онкологического заболевания.