Детство
Детство Ларисы Кузнецовой не отличалось от детства миллионов других девчонок и
мальчишек Советского Союза начала 60-х. Жили впроголодь, о новых вещах мечтать
особо не приходилось. Единственное развлечение - бесплатные пионерские лагеря.
Однажды в школе повесили объявление о наборе в театральную студию. Стать
артисткой! О чем могла еще мечтать обычная советская девчонка?! Правда, до этого
Лариса декламацией не занималась и ни в каких спектаклях участия не принимала,
но... главное же желание!
В Дом пионеров девочка пришла в маминых ботинках, синей пионерской юбке и
кофточке, сшитой ею из ситца на уроках труда. Вся зажатая, красная, прочла
Константину Райкину одно стихотворение и одну басню. И ее приняли!
Увлекшись театром, Лариса с девятого класса практически забросила учебу. Да какая
там учеба, если с ребятами занимался сам Олег Павлович Табаков! А еще: Фокин,
Райкин, Леонтьев... Лариса Андреевна вспоминает: «Кроме студии, для меня больше
ничего не существовало. Мы просто жили вместе, общались, ездили в Вологду - учитель
возил нас, чтобы показать красоты русские. Жили денно и нощно вместе, потому что
много занимались. Олег Павлович приводил к нам редчайших людей, образовывал нас. А
нам было по 14 - 15 лет, все еще юные, без лидеров...»
ГИТИС. Яркий дебют в кино
Отбор был жестким. Табаков просмотрел три с половиной тысячи школьников. Оставили
пятьдесят. Затем были постоянные экзамены, сдачи этюдов, отрывков... Осталось
девять человек. Но и при этом на первый курс ГИТИСа взяли не всех. Это были
действительно лучшие из лучших. «Это сейчас за деньги можно окончить театральный
институт, - говорит Лариса Андреевна. - И за те же деньги попасть в театр. А мы все
были гениальные. Абсолютно элитное подразделение. Группа «Альфа» - маленький, но
всесильный отряд: и летать, и плавать... могут».
Олег Павлович верил в своих воспитанников. И когда в 1979 году Никита Михалков
обратился к нему с просьбой дать исполнителей на роли Кати и Славы в картину «
Пять вечеров», он порекомендовал ему Ларису Кузнецову и Игоря Нефедова.
Кстати, ей, тогда, еще второкурснице, уже доводилось играть отрывок из этой
пьесы.
На съемочной площадке начинающей актрисе довелось играть вместе с выдающимися
мастерами: Людмилой Гурченко, Станиславом Любшиным, Валентиной Теличкиной,
Александром Адабашьяном. Было интересно и... тяжело. «Для меня переход от театра к
кино был шоком, - вспоминает Лариса Андреевна. - Это две совершенно разные
профессии. Я кино не понимала и до сих пор не понимаю. Лучше я в театре десять
спектаклей подряд сыграю, чем выдержу один съемочный день...»
Театр им. Моссовета
В 1980 году Лариса Кузнецова окончила ГИТИС и стала актрисой театра имени
Моссовета. Как она сама признается, благодаря Олегу Табакову: «Он спросил, кто им
нужен. Нужна была девочка, которая бы играла дочек-внучек-жучек. Приходила сюда
прекрасная актриса Таня Канаева, она очень маленькая, необыкновенно стройная. Но
была необходимость в Де-воч-ке, потому что вся женская труппа театра - красавицы
сосны. И вот я начала играть сплошных дочек, племянниц, в общем, молодежь. Правда,
как-то обошлась без сказок и массовки. Проскочила благодаря большой
востребованности на роли юных барышень. Театр Моссовета меня приютил. Оказалось,
что здесь - мое место. Другого не получилось - такая судьба. Но в Театре Моссовета
удивительные люди».
Когда Олег Павлович создал «Табакерку» он позвал к себе любимую ученицу. Был
соблазн, но... К тому времени в театре Моссовета у Ларисы Кузнецовой было много
ролей, а Табаков ничего не гарантировал. И актриса не стала рисковать.
Несостоявшаяся кинокарьера
Если в театре у Ларисы Кузнецовой дела шли хорошо, то с кино ее роман как-то не
сложился. И это, несмотря на многообещающее начало в «Пяти вечерах». Актриса
сыграла небольшие роли еще в нескольких фильмах Никиты Михалкова: в «Родне», в
«Очах черных» (жена предводителя дворянства), в «Урге».
Ради работы с Михалковым она несколько раз отказывалась от заманчивых
предложений других режиссеров. Отказалась она и от главной роли в мелодраме «Вам
и не снилось». А ведь пробы были удачными! Эту роль затем сыграла Татьяна Аксюта, и
фильм стал настоящим хитом 80-х. Немало девчонок утирали слезы при просмотре
фильма, немало мальчишек влюбилось в героиню. Но это уже история не Ларисы
Кузнецовой...
А Лариса, - периодически она появлялась в фильмах, в выпусках «Ералаша», но это
скорее были исключения. Попытка оставить след в кинематографе так и осталась
попыткой.
Театр навсегда
За долгие годы работы в театре имени Моссовета Лариса Кузнецова переиграла
множество ролей: «Черный гардемарин» (Алиска), «Сашка» (Зина), «Инфанты» (Инга),
«Чайка» (Маша), «Пять углов» (Галка), «Премьера» (Като), «Фабричная девчонка» (Нина),
«Ревизия» (Люба), «Шум за сценой» (Поппи), «Печальный детектив» (Тетя Лина),
«Торможение в небесах» (Таня), «Скандал? Скандал... Скандал!» (Леди Снируэл), «Школа
неплательщиков» (Жюльетта Вальтье), «Бегущие странники» (Надя), «Король Лир»
(Регана).
Со временем работы конечно стало меньше. В последние годы она занята в спектаклях:
«Кавалеры» (Мари), «Мой бедный Марат» (Лика) и «Предбанник» (Барыбина). Один из
самых любимых актрисой - «Мой бедный Марат», - один из спектаклей-ветеранов Театра
Моссовета. Лариса Андреевна признается: «Мы чем старше становимся, тем лучше
играем. Люди, которые сидят в двух метрах от нас, видят, что нам не по двадцать лет.
Раньше нам легче было играть первую часть (где персонажи молоды), а сейчас, с этим
грузом жизни, вторую часть мы играем «штучно» - каждый спектакль. Мы стали такие
наполненные! На сцене происходят такие микроскопические вещи, за которые не знаю,
что можно отдать. Я настраиваюсь на спектакль так: «Вот если сейчас или через час -
хлобысь - и тебя не будет... Я играю, как в последний раз. Даже если не удается, даже
если получается не так, как хотелось бы, но как в последний раз...»