Ирина Долганова родилась 13 августа 1949 года.
В 1971 году закончила Саратовское театральное училище, в этом же году была принята в
труппу Горьковского (Нижегородского) ТЮЗа имени Н. К. Крупской, где служит и по сей
день.
Кинолюбителям известна ролью Сони Гурвич в фильме Станислава Ростоцкого «
А зори
здесь тихие» (1972), за которую была удостоена премии Ленинского комсомола.
В течение восьми лет является членом жюри театрального фестиваля им. Е.
Евстигнеева.
Сейчас Ирина Валерьевна преподает актерское мастерство в нескольких детских
коллективах и в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского.
Она известный в городе защитник бездомных животных, помогает им обрести хозяев.
Супруг Ирины занимается бизнесом, а сын работает врачом.
Из интервью от 28 мая 2012 года сайту Привет.ру
Ирина Долганова, сыгравшая в картине "А зори здесь тихие..." одну из главных
ролей - Соню Гурвич, рассказала, как она попала в картину и как повлияла эта роль на
её дальнейшую судьбу.
В этом году легендарный фильм «
А зори
здесь тихие» отмечает 40-летний юбилей. История о смелых девушках-разведчицах
сразу же покорила сердца зрителей. В 2002 году этот фильм был признан одним из самых
популярных о Великой Отечественной войне. В Нижнем Новгороде живёт Ирина
Долганова, которая сыграла в этой картине одну из главных ролей - Соню Гурвич.
Сегодня она - актриса Театра юного зрителя. Мы решили встретиться с ней, чтобы
узнать, как она попала в картину и как повлияла роль отважной Сони Гурвич на её
дальнейшую судьбу.
Счастливый случай
- Ирина Валерьевна, как вы вообще попали в этот фильм?
- Тогда я ещё была студенткой театрального вуза в Саратове, готовилась к сдаче
дипломных спектаклей. На одной из наших репетиций появилась женщина - второй
режиссёр фильма «
А зори
здесь тихие» Зоя Курдюмова. Она всегда работала в паре со Станиславом
Ростоцким. На актёров у неё было особое чутьё. Она ездила по стране, присматривая
молодых девчонок и мальчишек, и тех, кто нравился, приглашала на кинопробы в
Москву. В нашем вузе в числе таких оказались я и ещё одна студентка с нашего
курса.
Нас пригласили в Москву. Мы радостно сообщили, что едем на скором и будем в Москве
рано утром. Но поезд оказался не скорым, а пассажирским...
Мы поняли, что надежды рухнули. Настроение было ужасное. Но делать было нечего, мы
решили, что приедем в столицу, погуляем по городу и вернемся домой. О том, чтобы
появиться на съёмочной площадке, даже речи не было.
Но когда мы приехали в Москву, на перроне нас встречали представители съёмочной
группы фильма. Оказывается, они подходили к каждому поезду и искали двух девушек
по имени Ира и Надя. Утром были кинопробы. Я запомнила первую встречу с Ростоцким.
Увидев меня, он сразу же сказал: «Зачем она нам нужна? У нас уже все расписаны. Ну,
ладно попробуйте её на Соню Гурвич».
Меня загримировали, одели в военную форму. Происходящее я воспринимала, как
сказку. Пробы у нас были вместе с актёром, который должен был сыграть главную
мужскую роль.
И вот Ростоцкий произнес заветное: «Мотор!», и мы начали. Всё шло своим ходом, но
вдруг на какую-то реплику я не услышала ответа. Оборачиваюсь и вижу совершенно
безумные глаза своего партнера - пот катится градом, лицо красное... И я понимаю,
что он просто забыл текст и не знает, что говорить. Мне пришлось импровизировать и
говорить за двоих. Когда все реплики закончились, я замолчала. А камера продолжала
работать. В конце концов я повернулась и объявила: «Мне больше нечего сказать.
Всё!». И рассмеялась. И все присутствующие тоже рассмеялись. Ростоцкий сказал:
«Стоп, камера!», и на этом мои кинопробы закончились. Я уехала в Саратов и даже не
думала о том, буду ли сниматься в фильме. Я была уверена, что меня не утвердят.
- А это правда, что долгое время радостную новость о том, что вы утверждены, в
родном училище от вас скрывали?
- Тот период был для меня достаточно непростым. Оказывается, пока я готовилась к
сдаче дипломных спектаклей, в Саратовское театральное училище позвонили из
съёмочной группы фильма «
А зори
здесь тихие» и сообщили, что меня утвердили на роль Сони Гурвич и мне надо в
ближайшее время сообщить, когда я могу выехать на съёмки. Завуч пообещала всё
передать, но почему-то ничего мне так и не сказала.
Но режиссер проявил удивительную настойчивость - съёмочная группа осаждала
телефоны театрального училища до тех пор, пока трубку не взял директор. Он-то и
сообщил мне, что, оказывается, я ещё месяц назад утверждена на роль Сони Гурвич в
картине «
А зори
здесь тихие». Обиды на завуча не было никакой. Пусть это останется ее
проблемой.
Умирать тяжело
- Чем вам особенно запомнились съёмки? Что было самым сложным в работе над
картиной для вас?
- Это было на одном дыхании. Станислав Ростоцкий - удивительная личность. Если бы
он не был режиссёром, он был бы великолепным чтецом, рассказчиком. Он очень хорошо
знал литературу, тонко чувствовал стихи.
Как-то я посоветовала ему записывать свои рассказы на диктофон, но он признался,
что под запись рассказывать не может.
Самые тяжелые съёмки были на болоте. Нас заставляли ходить в полной боевой
амуниции. Шинель, винтовка и рюкзак, а в нём шматок сала, хлеб, кружка и миска. Чтобы
было полное ощущение реальности.
Болота были холодные. Нам проложили дорожку, куда можно было ступать, и мы должны
были ходить только по ней, чтобы не провалиться. Место, где тонула Лиза Бричкина
(её в фильме сыграла Елена Драпеко), специально взрывали, чтобы болотная топь была
пожиже. А то слишком медленно актриса тонула.
Когда снимали дальние планы, на нас надевали гидрокостюмы. А крупные планы
снимали как есть. Так мы и сидели в болотной жиже в чём были.
- А играть смерть было легко?
- Было тяжело играть психологически. Моя смерть в фильме была не первой, но её
снимали первой. Это был жутко жаркий день. Мне гримёр делал настоящую рану на
груди. Она, правда, не попала в кадр. Меня залили бычьей кровью, положили в
расщелину в неудобной позе, с вывернутыми руками и ногами... Потом мне с сердцем
было плохо.
- В дальнейшем образ Сони Гурвич как-то наложился на вашу жизнь?
- Нет. А вот встреча со Станиславом Ростоцким оставила свой отпечаток. Я свою
творческую жизнь начала с очень высокой планки. И старалась ниже этой планки
никогда не опускаться либо стремиться выше.
Нельзя делать подлости, злиться. Это не значит, что если тебе дают пощёчину, нужно
подставлять другую щёку. Но нужно сохранить самоуважение и не опускаться до
уровня тех людей, которые позволяют в отношении тебя некрасивые поступки. Тем
более не стоит отвечать им тем же. Каждому приходит своя награда. Если ты сеешь
зло, оно тебе тем же и вернётся. Делаешь добро - это добро тебе и вернётся.