Пашкова Ольга Леонидовна родилась 2 января 1966 года.
В 1987 году окончила ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М. Соломина и Н.А. Анненкова), в этом же
году была принята в труппу Малого театра, в котором служила до конца жизни.
Работы в кино: «
Вор»,
«
Сказ про Федота-Стрельца», «Возвращение Мухтара», «
Северный
сфинкс», «
Ловушка», «
Совет да
любовь» и другие.
Скончалась в Москве 7 апреля 2021 года на 56-м году жизни после продолжительной
болезни.
Интервью Дмитрия Бочарова с Ольгой Пашковой, «Работница», январь 2008 года:
«УДИВЛЯТЬСЯ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ...»
Ольга Леонидовна Пашкова - одна из ведущих актрис Малого театра. Тридцать пять
сыгранных только в театре ролей, не считая работ в кино. Она - красавица, звезда! И в
то же время... милая, привлекательная женщина. Легкая в общении и необыкновенно
обаятельная.
- Начну со стандартного вопроса. Ольга, как получилось, что вы стали актрисой?
Нет, наверное, ни одной девочки, которая не грезила бы о кино, театре. Но редко кому
в итоге удается воплотить мечту в жизнь.
- Я была не совсем правильная девочка - быть драматической актрисой не хотела. Зато
мечтала стать балериной. Но мама была категорически против. Её не устраивала
перспектива того, что дочка ничего не будет есть, пытаясь сохранить фигуру. В
балетную школу она меня не отдала. Зато мне достались и спортивная гимнастика, и
теннис, и плавание, и конный спорт. Тренер по фигурному катанию отобрал меня в свою
группу. Фигуристкой не стала, но до сих пор хорошо катаюсь на коньках. И еще -
лошади. Люблю их очень. А вот лыжи - не люблю.
Ну и, конечно, музыка. Всегда считала, что речь способна лгать, в отличие от жеста и
музыки. Но мама воспитывала нас одна, и купить фортепиано было ей не по силам. Зато
мама научила меня, что человек никогда, ни при каких обстоятельствах не должен
быть свиньей. Надо быть леди! Я в школе садилась есть за стол только с вилкой и
ножом.
Ходила в кружок художественного слова. Собственно, с него и начался мой путь в
театр. Народному театру «Время», где после работы собирались увлеченные театром
взрослые люди, потребовалась девочка для исполнения роли девочки. От кружка
рекомендовали меня.
В театральное училище пришла заодно с подругой, не очень-то веря в свои силы. Но в
итоге ее не взяли, а я поступила. Мне всегда нравилось рассматривать глобус.
Казалось странным, что точку, где я родилась и живу, практически невозможно
рассмотреть, а мир - такой огромный. Хотелось весь его объездить с гастролями. Что,
кстати, в конце концов и произошло.
- Ольга, сейчас вы - востребованная актриса. Но всегда ли так было? Не секрет,
что актеры в театрах годами ждут серьезных ролей. И не всегда дожидаются.
- Вы не поверите, но за первые два года работы в театре я сыграла семь главных
ролей! Руководство знало, что мне можно дать роль за два дня до ввода. Что оно
периодически и делало, к моему ужасу. Но это был уникальный тренинг! Позже пришли и
премьерные роли. А насчет востребованности... Хороших ролей слишком много не
бывает.
- С театром, в общем, понятно. А как обстоит дело с кино?
- Мне везло на режиссеров. Может быть, оттого, что отказывалась от плохих
сценариев? Снималась у Сергея Овчарова в фильме «
Оно». Это было счастье! Вокруг Алёны, которая
олицетворяет собой идеальную женщину, вертятся все страсти. Моим партнером был
Ролан Быков. После премьеры Овчаров обещал, что обязательно пригласит меня в свою
новую работу. Что и сделал восемь лет спустя, когда приступил к съемкам «Сказа про
Федота-стрельца». Приятно, что сыгранную мною роль Маруси отметил автор- Леонид
Филатов. Михаил Козаков был режиссером двухсерийного телефильма «
И свет во тьме светит». А в фильме Павла Чухрая «
Вор» я играю актрису Ольгу.
- То есть как бы саму себя?
- Ну в некотором роде. Меня, кстати, многие именно поэтому фильму и узнают.
- Ольга, скажите, а как вы относитесь к сериалам? Их так много теперь снимают...
- Сложное отношение. Не так давно снялась в одной серии «Возвращения Мухтара». Сын
пришел из школы и сказал, что одноклассники просят меня об интервью. Вот так
выглядит СЛАВА! А если серьезно, то ведь и сериалы разные бывают. За роль
императрицы Елизаветы в десятисерийном фильме Аркадия Сиренко «
Северный сфинкс» не стыдно. Жаль только, что сериал так, кажется, и не
вышел на экран.
- А вот еще такой вопрос... Актёр творит роль. Но насколько, в свою очередь, роль
воздействует на актёра? Или же есть какие-то способы избежать этого влияния? Ведь
хорошо, если героиня - само благородство, а если наоборот?
- В каждом из нас - тридцать три молодца. И хороший актер умеет вытащить именно
того, кто нужен по роли. Но ...это не всегда хорошо для близких. Нельзя, проснувшись
утром, не думать о том, кем ты будешь вечером. К тому же, играя не очень хорошего
человека, невольно пытаешься оправдать его, понять. Доставая из себя чужие пороки,
очень важно не запятнаться об них. Надо помнить, что отрицательная роль - лишь один
из инструментов спектакля, одна нота оркестра, работающего на благо. Но достается
при этом именно близким.
Я не верю в то, что можно играть роль, не проживая ее. Хотя, конечно же, на одних
голых эмоциях тоже далеко не уедешь. Только на десятом году работы в театре я
поняла, что такое ремесло.
Оно должно быть - иначе ты не профессионал. Слезы в нужный момент, смех,
когда тебе на самом деле совсем не весело - необходимая способность управлять
собственными эмоциями.
Сцена - увеличительное стекло. Личность артиста как на ладони. Актер интересен,
пока ему интересна жизнь. Должна быть жажда познания, словно губка впитывающая в
себя опыт предков, друзей, способность к детскому удивлению. Удивляться - значит
быть молодым. Умер как личность - умер как актер.
- Ольга, а можно подробней о детском удивлении? У вас есть сын...
- Тимка. Тимоша. Мое «главное хобби». Ему восемь лет, и с момента рождения ребенка я
никогда не могу быть одинока! Но это огромный труд - его воспитание. И каждый
период уникален, как важнейшая роль.
В тот год, когда Тимка пошел в школу, я вынуждена была отказаться от очень
интересной роли в театре. Роль педагога для сына оказалась важнее.
Я в шоке от нашего нынешнего образования. Первый класс - почти полное безделье.
Второй - моментально возросшие огромные нагрузки, неподъемные портфели,
выполнение уроков до девяти - десяти вечера. Не помню, чтобы со мной когда-либо
вынуждена была сидеть мама - в исключительных случаях. Здесь же выполнение уроков
самим ребенком практически невозможно. Пришлось стать педагогом.
Я преклоняюсь перед учителями, способными донести знания, вложить их в маленькие
озорные головы! А в детях заложена мудрость и доброта. Когда сыну было два года, он
сказал: «Какая злая кошка - надо ее пожалеть». Христианская доброта. Была этой
осенью на съемках. Вернулась, а сын вырос, повзрослел. Всё делает сам!
- Ольга, и все-таки - хобби. Есть оно у вас? Кроме сына...
- Есть, конечно же. Вяжу, вышиваю. Очень помогает сосредоточиться, думать. Особенно
люблю это делать во время долгой зимы за городом.
Когда готовилась к роли Маши, за одну зиму связала пять свитеров. Видимо,
срабатывает генетическая память предков, которые вязали, сидя у камина.
- И в завершение нашего разговора: что для вас счастье?
- Сложный вопрос. Моё счастье - в счастье близких, в здоровье и счастье моего сына.
Счастье - это любовь, это возможность заниматься любимым делом ради обеспечения
близких. Правда, чем больше мы работаем, тем меньше получается быть вместе с
ними.