Яковлев Сергей Сергеевич - народный артист РСФСР (1985), родился 4 августа 1925 года в
г.Курган.
В 1952 году Сергей Яковлев окончил ГИТИС и стал актером Московского драматического
театра при ЦДК Железнодорожников.
С 1957 года Яковлев работал в Московском театре на Малой Бронной.
С 1966 года - в Московском театре им. Ленинского комсомола.
С 1971 года - уже постоянно - в Театре-студии киноактера. Был не только актёром, но и
ставил спектакли как режиссёр.
Актер Сергей Яковлев ушел из жизни 1 января 1996 года. Похоронен на Ваганьковском
кладбище Москвы (участок 24).
Кино
В кино Сергей Яковлев дебютировал в 1956 году, его первая роль - Василий Кругликов в
фильме "Долгий путь". В активе актера более 50-ти киноролей, но настоящее признание
ему принесла роль Константина Жукова (Устина Акимыча Морозова) в сериале «
Тени исчезают в полдень» (1971). Среди других заметных работ: староста
Сыч («
Восхождение»), Глушко («Преступление»), Голубев («
Голубка»). Играл
партийных работников, чиновников, учёных, иногда - преступников. К сожалению, 47
фильмов не сделали актера знаменитым.
Снимался он много, но известность пришла к Яковлеву только с многосерийным
телефильмом «
Тени исчезают в полдень» с характерным образом богатого
предпринимателя Константина Жукова, принявшего после революции облик
крестьянина Устина Морозова, сознательно лелеявшего в себе ненависть к новым
порядкам. Вся страна ждала финала картины, желая увидеть справедливое наказание
для человека, в котором мало было человеческого. Такие ответные эмоции можно было
вызвать только сильной актерской игрой. Сергею Яковлеву удалось понять какое-то
змеиное, подлое существо Устина Акимовича, который не жалел и не щадил никого, кто
становился поперек пути, погубив даже собственного сына. Лучшего образа врага
народа, потрясающего глубиной своей ненависти к окружающему миру на советских
экранах просто не было. Отрицательный герой стал визитной карточкой актера.
Вспоминает актёр и режиссёр Геннадий Карпов:
"С Сергеем Сергеевичем Яковлевым я встретился, когда пришел работать актером в
Московский Театр Киноактера. Спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» был не
единственным, где мы встретились с ним как партнеры. В нем он исполнял роль
Верховенского старшего, а я одного из революционеров. Я помню, как заслушался
Сергея Сергеевича, когда он произносил свой последний монолог и забыл во время
его ударить. Он обладал поистине магическим и завораживающим голосом. В нем
отражалась вся глубина и большая человечность его души
Сергей Сергеевич снимался много и всегда серьезно относился к выбору ролей. От
многих он отказывался. Мы, молодые актеры интересовались, почему он это делает? Он
всегда говорил, что никогда не согласится сниматься в роли, где нет настоящей
человеческой судьбы, нет яркого глубокого характера или интересной,
затрагивающей его идеи.
Сергей Сергеевич много занимался живописью. Его квартира в одном из Арбатских
переулков стала настоящей галереей, где были собраны картины, написанные им в
разных жанрах и направлениях. Тот огромный творческий потенциал, который он по
разным причинам не до конца реализовывал в актерской профессии, он воплощал в
картинах и литературных произведениях.
Он много писал. В этом ему помогала самый близкий и любимый ему человек, его жена
Юркова Наталия Вениаминовна. «Переворот» — роман, написанный ими в содружестве,
впоследствии превратился в инсценировку, по которой Сергей Сергеевич поставил
свой спектакль. Но до этого Наталия Юркова написала пьесу к спектаклю «Чудо на
Арбате», поставленный Сергеем Сергеевичем в Московском Театре Киноактера. Сергей
Сергеевич Яковлев и Наталия Юркова это был поистине союз двух больших творческих
личностей, где один дополнял другого."