Интс Янович Буранс родился 2 мая 1941 года в Риге в семье служащих. Сестра -
искусствовед Ингрида Буране.
Окончил 1-ю Рижскую среднюю школу (1959) и театральный факультет Латвийской
государственной консерватории им. Я. Витола (1963).
После окончания учёбы - актёр Драматического театра им. А. Упита (Национального
театра). Принимал участие в записях спектаклей и драматических инсценировок на
Латвийском радио, готовил самостоятельные театрализованные программы по
произведениям Назыма Хикмета, Иманта Зиедониса и Ричарда Баха.
Снимался в кино на разных киностудиях Советского Союза. Дебютировал на Рижской
киностудии в роли Казиса в фильме режиссёра Алоиза Бренча «
До
осени далеко» (1964).
Ушёл из жизни 10 июня 2008 года.
Статья литературного консультанта Латвийского Национального Театра Риты
Мелнаце, опубликованная на портале Diena.lv, от 12 июня 2008 года:
В канун своего пятидесятилетия Интс Буранс, один из ведущих на тот момент актёров
среднего поколения, подводя итоги пройденного, признался в журнале «Театральный
Вестник», что нет ничего более прекрасного, опасного и проклинаемого, чем
актерская профессия. В самом деле, до тех пятидесяти жизнь Интса Буранса и его
работа в театре были прекрасным восхождением на едином дыхании в гору, что
потребовало от актёра буквально всего и касательно чего он, ещё поступая на
театральный факультет, дал самому себе обещание. И хотя он утверждал - «я никогда
не был мечтателем, всегда испытывал потребность в работе» - будущие актёры тех лет
в большей или в меньшей степени были романтиками.
Быть в театре - это в действительности означало находиться там едва ли не 24 часа в
сутки. Интс не принадлежал к тем, кто, войдя в театр, вмиг ослепляет всех вокруг
темпераментом и молодостью. Он медленно и целенаправленно, переходя от одной
задачи к другой, познавая всякий раз что-то новое, устремляясь следом за
принадлежащим к тому же поколению режиссёром М.Кублинскисом и его эстетическими
поисками, продвигался навстречу своим замечательным ролям, среди которых - Шопен
в «Лето в Ноане» Я.Ивашкевича, Филиппо Строцци в «Лоренцаччо» А.де Мюссе, Хотспер и
Лоренцо в «Генрих IV» и «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, Шпигельберг в «Разбойники»
Ф.Шиллера, Курт фон Бриммер в «
На грани
веков» А.Упита, Король Генрих в «Лев зимой» Дж.Голдмена, Доктор в «Метеор»
П.Петерсона, Сольнес и Левборг в «Строитель Сольнес» и «Гедда Габлер» Г.Ибсена,
Порфирий Петрович в «Преступление и наказание» Ф.Достоевского...
Когда сезон не предвещал ничего значительного, то в переполненном большом зале
театра проводились литературные вечера: в исполнении актёра звучали «Надежда»
Н.Хикмета (в переложении М.Чаклайса), «Эпифании» И.Зиедониса, «Чайка по имени
Джонатан Ливингстон» Р.Баха. Здесь Интс Буранс раскрылся как романтик, совершив
попытку воспарить над театральными подмостками почти что в прямом смысле.
Иногда приходилось слышать, будто он в свои роли вкладывает невероятно много
душевных сил и нервов в то время, как ему самому казалось, что по-прежнему
недостаточно. Однако, отданная энергия и охватывающая актёра после такой
постановки, как «Лев зимой», странная пустота, искали своего «вознаграждения»...
Именно здесь и начинается наиболее проклинаемая и опасная сторона актёрской
жизни. Как преодолеть возникающее временами ощущение опустошённости, победить
этих «осаждающих» изнутри демонов?..
В те дни в театр входили политика и рыночная экономика - открыто, без прикрас. Для
перешагнувшего порог 50-летия актёра ролей становилось всё меньше. Интс решил
испытать свои силы в режиссуре, что годами удавалось ему в Латвийском
радиотеатре, осуществив постановку актуальной для того времени пьесы «Ромул
Великий» Ф.Дюрренматта, а в Лиепайском театре - «Сиреневое платье Валентины» Ф.
Саган, которые так и не смогли подняться над «уровнем актёрской режиссуры». И
тогда, в момент творческого кризиса и в условиях отсутствия определённости, он
полностью порывает с театром, работает где-то в области реставрации. Кажется,
именно в ту пору в актёре что-то навсегда надломилось.
И даже несмотря на то, что будучи приглашённым Э.Фрейбергсом, он вернулся в театр и
блестяще сыграл роль старого Осиса в постановке 1996 года спектакля «Земля
зелёная» А.Упита, за которую получил высшую профессиональную оценку на
театральном смотре как исполнитель роли второго плана, обрести «второе дыхание»
Интсу так и не удалось.
На два года театр был вынужден оставить его исторические помещения. В памяти
отложился печально знаменательный эпизод - весна 2004 года, незадолго до
возвращения в отреставрированное здание. После спектакля «Сфинкс» мы ехали в
одном трамвае и внезапно Интс, чьи физические силы были уже порядком подорваны,
признался, будто он почему-то всё чаще представляет себе старый Национальный
театр и своих прежних коллег... «Никогда не возвращайся туда, где был счастлив», -
заметил однажды кто-то из классиков. Наверное, стать частью возрождённого театра
актеру просто не было суждено...