Начало
Борис Петрович Чирков родился 13 августа 1901 года на станции Лозовая-Павловка, что
на Украине. Затем родители мальчика переехали в город Нолинск. Здесь в
любительском драматическом театре Борис Чирков и начал свою творческую
деятельность. Правда, не в качестве актера, а - суфлера. Мальчик жадно впитывал в
себя доступные ему крохи большого мира: читал символистов и акмеистов,
репетировал.
С 1926 года он, окончив Ленинградский институт сценических искусств, начал работать
в Ленинградском ТЮЗе. Одной из первых театральных удач актера стала роль Санчо
Пансы в спектакле «Дон Кихот». Это были первые шаги в искусстве. Но ведь именно
первые шаги часто определяют и будущую походку. Такие черты образа Санчо Пансы,
как смесь простодушия и лукавства, юмор и народная стихия, - так или иначе,
отозвались во многих последующих работах Чиркова.
Первые шаги в кино
Кино Борис Чирков полюбил задолго до того, как начал в нем сниматься. Еще до
революции он - мальчишка города Нолинска Вятской губернии - бегал смотреть на
чудеса «синематографа». Прошли годы, кино повзрослело, Чирков - тоже, но ощущение
чуда на каждом киносеансе не покидало его.
В кино он начал сниматься в 20-е годы. Среди его первых работ: Паташон в картине
Евгения Червякова «
Мой сын», Орский в приключенческом фильме Александра Иванова «
Луна
слева» и Гришка в фильме режиссера Кроля «
Родной брат». Надо
сказать, что от первых своих работ начинающий актер испытал некоторое
разочарование, - чувство, хорошо знакомое тем, кто дождался долгожданного.
Разочароваться было отчего - не имея опыта съемок, Чирков старался вложить в роли
весь свой театральный опыт.
Однако кино - не театр. Рассказывают, что когда Чирков впервые увидел
себя на экране в фильме «
Родной брат», он,
сгорая от стыда, убежал из темного просмотрового зала, так и не досмотрев фильма.
Из неудачи Чирков извлек урок: понял, что в кино актер должен применять совсем
иные выразительные средства, нежели в театре, что, как он скажет позже, - «не все
доброе для театра можно тащить с собой на экран».
Новое кино, новые роли
Впервые в звуковом кино Борис Чирков снялся в крохотном эпизоде, сыграв
болтливого парня, занявшего телефон-автомат, в фильме Г. Козинцева и Л. Трауберга
«
Одна». Ничего
примечательного не было в роли, да и молодой исполнитель не проявил какое-то
особенное мастерство или блеснул талантом. Не было этого. Но он сам, невысокого
роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с
каким-то дефектом речи - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера,
показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар:
удивительная задушевность.
Козинцев и Трауберг обратили внимание на молодого актера и пригласили Чиркова
принять участие в следующем фильме «Путешествие в СССР», предложив уже не эпизод,
а маленькую роль деревенского парня, читающего наизусть книгу «Дети капитана
Гранта». Фильм этот так и не был снят режиссерами, но их дружба с Чирковым все
крепла и крепла. И когда был написан сценарий звукового фильма «Большевик», то
Чиркова сразу же пригласили исполнить роль рабочего парня Демы.
Главную же роль в фильме должен был играть Эраст Гарин, в расчете на которого и
писался сценарий «Большевик», но на первой же репетиции режиссеры поняли: Максима
должен играть только Борис Чирков и никто кроме него. А уже в ходе работы название
катртины изменилось с «Большевика» на «
Юность
Максима».
На экране актеру удалось создать не монумент героя революции, а живого человека
во плоти и крови, «революцией мобилизованного и призванного». Зрители впервые
увидели в чирковском Максиме конкретного, живого парня, делавшего революцию.
Кинолента заканчивалась словами: «До свидания, Максим!» Но Максим, блистательно
созданный Борисом Чирковым не мог уйти с экрана бесследно: зрители не допустили
бы этого. Потому, три года спустя, появился фильм под названием «
Возвращение Максима». А еще через несколько лет, в 1939 году, вышла
завершающая часть трилогии - «
Выборгская сторона», где действие происходило уже после Октябрьской
революции. Здесь герой Бориса Чиркова уже учился управлять государством.
Одновременно с «Юностью Максима», Чирков снялся в роли старого крестьянина в
фильме «
Чапаев»: роль небольшая, но запоминающаяся. Зрители надолго запомнили
старика с хитрыми глазами, пытливо «допрашивающего»
Чапаева: «А вот, Василий Иваныч,
мужики сумневаются: ты за большевиков али за коммунистов?» Чирков вообще нередко
демонстрировал мастерство перевоплощения. Так, например, в картине «Депутат
Балтики» 36-летний актер блестяще создал образ старого профессора.
А вот в роли Степана Паутина - героя фильма Сергея Герасимова «
Учитель» - Чирков был
ближе к самовыражению, чем к перевоплощению. Сельский учитель Степан Паутин -
интеллигент в первом поколении. Актер создал характер тихий и скромный, но
бесконечно терпеливый и настойчивый, обладающий огромными внутренними силами, -
настоящий символ, сотканный из света идеи, а также мудрости и строгого, но
справедливого добра.
40-е годы
Продолжал Борис Чирков сниматься и в годы войны. В это тяжелое для страны время
требовались фильмы, поднимающие дух советского народа. Зачастую это были
сатирические комедии, высмеивающие врага. Советский солдат в них всегда
представал находчивым и непобедимым. Таким был и «
Антоша Рыбкин»
режиссера Константина Юдина. Чирков сыграл в нем повара-бойца, успешно
проникающего в тыл к фашистам и наводящего там панику.
Были и более серьезные картины. В исторической ленте Владимира Петрова «
Кутузов»
Борис Чирков сыграл знаменитого гусара Дениса Давыдова, а в картине Леонида
Лукова «
Александр Пархоменко» - остро гротесковую роль хвастливого атамана
Махно. Тем не менее, все эти роли не отличались особой глубиной. Если враг - то он
должен быть ничтожным, если положительный герой, то в нем должно было
присутствовать обобщающее начало при отсутствии индивидуальных черт. Такой
обобщающий образ русского моряка был создан Борисом Чирковым в фильме «
Иван Никулин - русский матрос».
Не изменилась ситуация и в первые послевоенные годы. Так в явно неудачном фильме
«
Суд
чести» Чирков играл якобы обобщающий образ советского ученого, борющегося с
«космополитизмом» в медицине. Даже в биографической ленте «
Глинка» актер, играя
главную роль, создавал опять же образ композитора вообще, а не конкретного
человека. Тем не менее, несмотря на всю неубедительность фильмов зритель,
благодаря великой игре и огромному обаянию актера, воспринимал и любил его
героев.
Навеки в памяти
Расцвет творчества Бориса Чиркова пришелся на вторую половину 50-х и 60-е годы -
период обновления советского кинематографа. Одной из первых значительных его
работ стала роль хирурга Чижова в комедии Калатозова «
Верные
друзья». Актер блистательно сыграл эту роль, наполнив ее задушевностью, в
результате чего, чирковский Чижов превратился из скучного резонера в лукавого,
наивного и мудрого простака.
Чижову вообще всегда удавались роли современников. За все время он лишь раз
снялся в классике - в 1953 году в фильме-спектакле «
Нахлебник» по Тургеневу
он сыграл Кузовкина. Наверное, в этом плане наш кинематограф потерял, но талант
многих актеров зачастую используется однобоко. Зрители любили Чиркова именно за
похожесть на рядового советского человека, чем режиссеры и пользовались. Чирков
же, выступая на экране от имени зрителя, стал, по сути, символом того времени.
Гаврила Черноиваненко в военной ленте «За власть Советов», Санитар Жилин в драме
Иосифа Хейфица «
Дорогой мой человек», Лещук в производственной киноповести «
Мечты
сбываются», Гаврила Романович Бирюков в военной киноленте «
Живые
и мертвые», туалетный работник в сатирической комедии «
Каин XVIII» - эти и другие персонажи
запомнились миллионам советским зрителям.
Стеснялся протеза
Интересно, что всенародный любимец, многократный лауреат госпремий был очень
стеснительным человеком.
Женился он довольно поздно - в 48 лет. Родным рассказывал, что когда ходил
знакомиться с будущей супругой, первый раз в ее доме жутко переживал и даже
стеснялся сходить в туалет - терпел не один час. Избранницей актера стала дочь его
близкого друга, профессора ВГИКа Лариса. В знаменитой картине «
Верные
друзья», где Чирков сыграл хирурга Чижова, его супруга исполнила роль
провинциального врача.
У Чирковых даже есть семейная картина - фильм «
Машенька». В нем Борис
Петрович выступает в роли отца семейства. Жена играет дочь, а настоящая дочь Мила,
которая родилась, когда актеру было 50 лет, его внучку.
Чирков перенес 4 инфаркта, но даже их не переживал так тяжело, как частичную потерю
зрения. Это испытание, по мнению друзей, стало для него самым трудным. В марте 58-го
года он писал в дневнике: «У меня перестал видеть левый глаз. Внешне не заметно, но
трудно ориентироваться. Никому не говорю. Зачем? Кто поможет?»
- Он долго морально готовился к операции. От семьи держал свои планы в тайне, -
делится племянник. - После того как гомеопаты с аллопатами не помогли, Чирков
решился на хирургическое вмешательство. Отправил жену и дочь на юг, а сам лег в
больницу. Он и не подозревал, что дочка Мила тоже в больнице. Она сломала ногу и
находилась все время в здании, располагавшемся напротив того, где лежал отец.
Помню, моя мама носила им друг от друга письма. Они до последнего скрывали свои
болезни - не хотели расстраивать - и интенсивно обменивались бодрыми
сообщениями.
Чиркову успешно прооперировали глаукому, и артист еще долго жил со стеклянным
протезом в левом глазе. Зрители об этом не подозревали.
В быту актер, по рассказам родных, был очень покладистым. Он и болел за ту же
футбольную команду, что и его супруга - из солидарности.
Уступчивость его исчезала, когда дело касалось работы над ролью. Близкие знали:
когда Чирков репетирует, к нему лучше не подходить.
Это был пятый инфаркт
Чирков так и не оформил персональную пенсию - постеснялся. Мечтал сыграть Льва
Толстого - не успел. 28 мая 1982 года, в день своей смерти, Чирков отправился в Кремль
на заседание комиссии по присуждению Ленинских премий. Он дружил с отцом Кирилла
Лаврова и очень переживал за сына товарища, уже состоявшегося в профессии. Желал,
чтобы именно Лавров-младший получил премию. Чирков опаздывал на заседание и,
чтобы успеть, почти бежал. Актеру стало плохо прямо в Георгиевском зале. Его
увезли на скорой, но спасти не смогли: Чирков умер в больнице от пятого инфаркта.
- Мы сидели у его тела и ждали 4 дня, пока Брежнев укажет, где похоронить народного
артиста, - вспоминают родные. - Без персонального ведома генерального секретаря
сделать этого было нельзя. Наконец Брежнев назвал Новодевичье кладбище. Чиркова
похоронили.
Через 9 дней от тоски умер его любимый пес Антошка.
Спустя 40 дней лопнула струна на его гитаре.
Сегодня в семье Чирковых два Максима. Именем легендарного героя, которого сыграл
в кино Борис Петрович, назвали сыновей дочь актера Мила и племянник Андрей. В
семье шутят, что посидеть между этими двумя молодцами - счастье: все желания мигом
сбываются.
Свои последние роли актер сыграл, когда ему было за 70...