Ивашкевич Александр Георгиевич - эстонский и российский актер, профессиональный
танцор, хореограф, преподаватель танцев.
Родился 27 апреля 1960 года в Тбилиси, в семье военного. Детство и юность прошли на
Украине, в Харькове.
С раннего детства он мечтал стать актером. В 1982 году окончил Харьковский
Художественный институт по специальности актёр театра и кино.
В 1982-1985 гг. работал в Национальном театре в Харькове, в Латвийском театре
Балтийского флота (Лиепая, Латвия), Калининградском театре. С 1985 года живёт и
работает в Эстонии, являясь одним из ведущих актёров Русского театра.
В 1993 и 1996 гг. профессионально обучался степу в Нью-Йорке. Является
профессиональным танцором, неоднократно участвовал в международных
танцевальных проектах в США, Финляндии, Германии, России, Эстонии, Болгарии.
Ставил хореографию в эстонских мюзиклах «Лавка ужасов», «Chicago», «Crazy for you», «No, no,
Nanette!». Руководитель студии степа «Duff Tap».
Статья Этери Кекелидзе в журнале «Иные берега», 2011 года: «Александр
Ивашкевич. Актер, которому мало театра».
Для российского зрителя имя Александра Ивашкевича стало широко известным в
прошлом году, когда на большой экран вышел фильм «
Ярослав. Тысячу лет назад», где заглавную роль как раз и играл
артист Таллиннского русского театра. Хотя эта новость в интернете обсуждалась
еще до начала съемок, как только стало известно, что на роль молодого Ярослава
Мудрого, русского князя, выбран эстонец (именно так и писали все, кому не лень).
«Открыли» же этого фактурного и харизматичного актера еще раньше - он уже сыграл
Андрея Курбского в многосерийном телефильме «
Иван Грозный».
После выхода этих фильмов у Александра Ивашкевича появились и российские
фанаты.
А в Таллинне он давно человек суперизвестный - как любимый и популярный актер, как
создатель и руководитель детской Duff Tap Studio, как танцор степа и как фотограф. Он все
успевает.
Герои и негерои
В театре он ведущий актер, успешно сыгравший короля Георга в «Кине», князя Мышкина
в «
Идиоте»,
Чацкого в «Горе от ума», Дени Дидро в «Развратнике» Шмидта (в Таллинне спектакль
шел под названием «Голая правда»), Элханона в «Тойбеле и ее демоне», Вальмона в
«Опасных связях», мольеровского Дон Жуана, Фредерика Леметра в «Фредерике, или
Бульваре преступлений», и много других ролей. Есть в его послужном списке и роль
совершенно особая - слепого мальчика в спектакле «Эти свободные бабочки». Особая,
потому что спектакль шел 13 лет - зрители не позволяли ему уйти из репертуара.
История о слепом мальчике, который сам ищет свою дорогу в жизни, находит и теряет
любовь, и не сдается - стала источником жизненных сил для нескольких зрительских
поколений, на спектакль шли дети и подростки, молодые люди, родители, бабушки и
дедушки... Взрослые видели пример, как следует доверять своим детям, дети - как не
сдаваться и не терять веру и силу духа. В этом спектакле всего четыре роли, и все 13
лет их играли одни и те же актеры.
Александр Ивашкевич словно создан для костюмных ролей - высокий, стройный, ловкий,
владеет шпагой и рапирой так, что ставит бои и в других эстонских театрах... И для
ролей героев - темперамент и решительность только подчеркивают ум и актерскую
интуицию... За роль Мышкина он получил ежегодную премию Театрального союза
Эстонии как лучший исполнитель мужской роли - первый и пока последний раз за все
время восстановленной независимости актер Русского театра удостоился такой
высокой оценки. Конечно, он мечтает о Сирано - можно только представить себе, как с
его данными можно сделать сцену боя, во время которого сочиняются стихи! Но вот в
спектакле по пьесе Разумовской «Французские страсти на подмосковной даче» он
сыграл этакого обаятельно, себе на уме и совершенно бессовестного Сергея
Ивановича - оказывается, и как характерный актер он может проявиться очень
неожиданно. Дал бы ему Бог хорошего режиссера, как Юрий Иванович Еремин, с которым
он сделал Мышкина и Чацкого, и я уверена, что мы еще узнаем совсем другого актера
Александра Ивашкевича...
STEP как профессия
Duff Tap Studio Александр Ивашкевич организовал вскоре после того, как вернулся из
Америки, где учился степу в нью-йоркском центре степа «Woodpekers». Он уехал туда в 1993
году, когда не было понятно, что будет с театром да и с самой привычной жизнью.
Сейчас модно говорить, что кризис - это и новые возможности, а тогда никто так не
теоретизировал, Но Александр, по его собственным словам, еще в юности решил, что,
став актером, никогда не станет ждать милостей от судьбы и режиссеров - если
сейчас нет ролей, то станет заниматься чем-то другим, чтобы не терять формы и чтобы
было интересно. Так как он всегда увлекался танцем и сцендвижением, то
возможность уехать в Америку использовал в тот же момент, как она появилась.
Правда, приехал туда не зная толком языка и без гроша в кармане, так как деньги у
него вытащили еще дома возле кассы авиабилетов, но не пропал - работал как
проклятый, приобрел новую профессию и нашел новых друзей, которые, кстати, до сих
пор приезжают к нему в Таллинн на фестиваль степа, который он время от времени
устраивает на радость поклонникам этого жанра. А его ученики из Duff Tap Studio давно
завоевывают различные награды на многочисленных международных конкурсах и
фестивалях.
Необычная гримерка
В Русском театре у него, наверное, самая необычная гримерная на свете - там стоят
еще осветительная аппаратура и помост для съемки. И в театре везде можно увидеть
сделанные им фотографии, в том числе портреты коллег-актеров. Когда я увидела
впервые его фотовыставку, то подумала, что Ивашкевичу не хватает театра, он еще не
наигрался. Сам замечательный актер, он искал в своих коллегах актерскую тайну,
тайну рожденных ими образов, тайну их индивидуальностей, и знакомые лица
представали словно незнакомые - в них появлялось что-то похожее на момент истины...
Фотография стала его страстью Рассказывал, что даже на съемках «Ярослава» в
свободные минуты прямо в гриме метался по площадке с фотоаппаратом - дух
захватывало и от темы, и от масштабов поставленной задачи, и от ярославских
просторов... Количество уже состоявшихся фотовыставок Александра Ивашкевича
приближается к двузначному числу, но он еще не наигрался...
Сам себе судьбой обязан
На его странице в интернете можно найти девиз, которым Александр Ивашкевич
руководствуется: «Все в жизни зависит от того, какие требования мы ставим перед
собой, и как выбираем то, на что тратим свою жизнь». Удивительно, но ему удается
жить именно так. Конечно, сейчас, когда все удалось и все сложилось, об этом легко
рассуждать. Но надо было иметь решимость не тосковать - особенно в годы
перестройки и за ними, оказавшись невольным эмигрантом - в ожидании ролей, мрачно
констатируя, что годы уходят, а учиться, придумывать работу самому себе, делать
эту работу так, что она становилась еще одним жизненным стержнем.
Сегодня он жалеет только об одном - сегодня в Русском театре нет лидера, который
мог бы повести за собой, особенно молодых актеров. Как они будут расти
профессионально, если не будут работать с хорошими режиссерами и над серьезным
репертуаром? Ему, считает, повезло и с режиссерами, и с ролями, и с кино, но...
Гамлета он так и не сыграл, и вообще с Шекспиром не встретился. И ни разу не был
занят ни в одной из чеховских пьес, что тоже до крайности несправедливо... Впрочем,
еще не все потеряно.
Информацию о персоне предоставила:
Evelina124