Фоменко Петр Наумович (13 июля 1932 года - 9 августа 2012 года) - театральный
режиссер, художественный руководитель Московского театра "Мастерская Петра
Фоменко" (с 1993 г.), Народный артист России.
Родился 13 июля 1932 г. в Москве.
В 1961 г. окончил Музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова, режиссерский
факультет ГИТИСа.
Учился на актерском отделении Школы-студии МХАТ и на факультете русского языка и
литературы Московского педагогического института.
В 1972 - 1982 гг. - режиссер, главный режиссер Ленинградского театра комедии.
С 1982 г. работал в Московском театре им. Маяковского.
С 1989 г. - в Театре им. Евг.Вахтангова, ставил спектакли в "театре "Сатирикон".
В середине 90-х годов создал собственный театр "Мастерская Петра Фоменко". Для
режиссёрской манеры Фоменко характерны щедрость фантазии и парадоксальность
мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления
контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются
блестящим актёрским ансамблем. В ряде спектаклей конца 1970-х - начала 1980-х годов
Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска.
С 1983 г. преподает в Российской академии театрального искусства (РАТИ, ранее ГИТИС).
С 1992 г. - профессор (РАТИ). Среди четырех выпусков учеников Фоменко - режиссеры:
Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев,
Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек и другие.
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более 60 спектаклей в театрах Москвы,
Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Ушёл из жизни 9 августа 2012 года.
Детство. Учёба
Пётр Наумович окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом: соперником по
дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист Анатолий Ильин; играл
в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.
Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему
признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил
музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М. М. Ипполитова-Иванова
по классу скрипки.
Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных
преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано
великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что,
продолжал заниматься Борис Ильич Вершилов, в прошлом коллега Евгения Вахтангова.
Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.
Поступил в Московский педагогический институт им. Ленина (филологический
факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Юрием
Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал
попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя»
А. С. Пушкина.
Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. Горчакова; среди
педагогов А. Гончаров, Н. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль
поставил в 1958 году.
Гонения. Тбилиси. Ленинград
Два спектакля Петра Фоменко в 1960-х годах были закрыты по цензурным соображениям:
«Смерть Тарелкина» (театр им. Маяковского, 1966, после 50 показов) и «Новая
Мистерия-Буфф» (театр им. Ленсовета, 1969). За эстетическую неблагонадёжность
театральная критика нарекает режиссёра «осквернителем праха русской классики».
В это время Пётр Фоменко живёт без постоянной работы, перебиваясь случайными
заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной
практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ
на Ленинских горах.
Не найдя работы в Москве, уезжает в Тбилиси, где два сезона работает в Тбилисском
театре им. Грибоедова.
В 1972 - 1981 гг. работает в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр),
откуда ушёл после давно назревавшего идеологического конфликта с горкомом КПСС
под руководством Г. В. Романова.
1970-е годы
В 70-е годы Фоменко существует между двух столиц.
С 1972 года он режиссер, а с 1977 по 1981 - главный режиссер Ленинградского театра
Комедии. Здесь им были выпущены спектакли: "Этот милый старый дом" по А. Арбузову
(1972), "Троянской войны не будет" Ж. Жироду (1973), "Старый Новый год" М. Рощина (1974),
"Мизантроп" Мольера и "Муза" Г. Никитина (оба - 1975), "Лес" А. Островского и "Свадьба.
Юбилей" А. Чехова (оба - 1979), "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980), "Сказка Арденского
леса" У. Шекспира (1981) и другие.
В эти же годы им были поставлены спектакли в московских театрах: "Экзамены никогда
не кончаются" по Э. де Филиппо (1976) в театре Советской Армии и "Любовь Яровая" К.
Тренева (1977) в Малом театре.
Телевидение. Кино
Одновременно с работой в театре Петр Фоменко много и плодотворно трудится на
Центральном телевидении, создавая свой неповторимый телетеатр. В него входят
такие телеспектакли, как: "Новеллы о Ходже Насреддине" (1967); "Пиковая дама" по А.С.
Пушкину (1969 и 1985); "Детство. Отрочество. Юность" (1970) и "Семейное счастие" (1972) по Л.Н.
Толстому; "Выстрел" (1979), "Метель" (1982) и "Гробовщик" (1991) по А.С. Пушкину.
Кроме того, Фоменко снимает полнометражные художественные фильмы: "На всю
оставшуюся жизнь" по "Спутникам" В. Пановой (1974-1975) на студии Лентелефильм, "Почти
смешная история" по сценарию Э. Брагинского (1976-1977) на Центральном телевидении и
"Поездки на старом автомобиле" (1986) на студии Мосфильм.
1980-е годы. Педагогика
Покинув в 1981 году Ленинградский театр Комедии, Петр Наумович возвращается в
Москву. Из системы репертуарного театра режиссер уходит в педагогику, обретя
пристанище в стенах ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1992 году Фоменко получает звание
профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).
В гитисовских аудиториях увидели свет спектакли, созданные Фоменко со своими
студентами: "Борис Годунов" (1984) и "Пиковая дама" (1988) по А.С. Пушкину, "Игроки" Н.В.
Гоголя (совместно с Р. Сиротой - 1986), "Волки и овцы" А. Островского (1992), "Свадьба" А.П.
Чехова (1996).
За эти годы в профессиональную театральную жизнь шагнули четыре выпуска учеников
Фоменко, среди которых режиссеры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин,
Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей
Пускепалис, Николай Дручек и другие.
Параллельно с педагогической работой Петр Наумович Фоменко продолжает ставить
спектакли в московских театрах. Среди режиссерских работ Фоменко, созданных в
80-90-е годы на сценах различных театров, спектакли "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого
в театре им. Маяковского (1985); "Дело" А.В. Сухово-Кобылина (1988), "Государь ты наш,
батюшка" Ф. Горенштейн (1990), "Без вины виноватые" А.Н. Островского (1993), "Пиковая дама"
по А.С. Пушкину (1996), "Воскрешение, или Чудо святого Антония" М. Метерлинка (1999) в
театре им. Евг. Вахтангова; "Калигула" А. Камю в театре им. Моссовета (1990),
"Великолепный рогоносец" Ф. Кроммелинка в театре "Сатирикон" (1994).
Мастерская Петра Фоменко
В 1993 году актерско-режиссерский курс Фоменко (второй по счету набор) получил
статус театра, художественным руководителем которого стал Петр Наумович Фоменко.
Название возникло само собой: просто слово "мастерская", коим в ГИТИСе именуется
каждый курс, из прозвища стало именем. Так родился Московский театр "Мастерская
Петра Фоменко", где помимо самого художественного руководителя ставили и ставят
спектакли режиссеры Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Николай
Дручек.
Театр регулярно пополняется учениками мастера: на сегодняшний день в труппе три
поколения "фоменок" (как называет актеров "Мастерской" театральная Москва), среди
которых уже успевшие стать известными Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы,
Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, покойный Юрий Степанов, Ирина Пегова, Евгений
Цыганов и другие.
На афише театра - поставленные Фоменко спектакли: "Волки и овцы" А.Н. Островского
(1992), "Одна абсолютно счастливая деревня" по Б.Б. Вахтину (2000), инсценировки прозы
Л.Н. Толстого "Семейное счастие" (2000) и "Война и мир. Начало романа. Сцены" (2001),
"Безумная из Шайо" Ж. Жироду (2001), "Египетские ночи" А.С. Пушкина (2002).
Созданные Фоменко в последние годы спектакли неоднократно становились
лауреатами различных театральных премий: премии им.Станиславского (1994, 2000), премии
"Хрустальная Турандот" (1994, 1996), национальной театральной премии "Золотая Маска"
(1995, 2001, 2002).
Всего Петром Наумовичем Фоменко создано более 60 спектаклей в театрах Москвы,
Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).
Последняя театральная работа Фоменко - спектакль "Лес" по пьесе А.Н. Островского,
премьера которого состоялась в марте 2003 года на сцене парижского театра Comеdie
Franсaise. Затем работал над спектаклем «
Триптих» по произведениям А. С.
Пушкина.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера всегда была как бы на дистанции, он никогда ни с кем ею не
делился. Он жил поблизости от своей Мастерской, на Кутузовском, вместе с женой
Майей Андреевной Тупиковой, в прошлом актрисой. У нее на руках он и умер.
Его сын и внуки живут в Литве.
Петра Наумовича похоронят в субботу. Панихида пройдет в театре. По словам Майи
Андреевны, его вдовы, Петр Наумович не высказывал никаких мыслей по поводу того,
где он должен быть похоронен. По ее словам, режиссер вообще не собирался умирать.
Он лежал в кардиологическом центре Чазова и никаких особенных слов, указывающих
на предчувствие конца, не говорил, имен преемников не называл. У Фоменко было
обычное спокойное настроение еще накануне вечером, который Майя Андреевна
провела с ним в больнице.