Эрнст Ингмар Бергман (швед. Ernst Ingmar Bergman, произносится по-шведски примерно как
«Иньмар Бэрьман; 14 июля, 1918 года - 30 июля, 2007 года) - знаменитый шведский режиссёр
театра и кино, сценарист, писатель.
Начало. Театр
Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Упсале в семье викария. Мальчик посещал
частную гимназию, увлекался театром и кинематографом. В 19 лет Ингмар убежал из
дома. Работал в Драматической студии, ставил детские спектакли в парках, сочинял
пьесы, наконец, открыл свой маленький театрик в Гражданском доме.
25 марта 1943 года Ингмар женился на Эльсе Фишер, своей приятельнице из труппы
бродячих актеров. За день до Сочельника 1943 года у них родилась дочь Лена.
После окончания факультета литературы и искусства Стокгольмского университета
Бергман возглавил Городской театр Хельсингборга (1944). Эльса Фишер
порекомендовала взять на место хореографа свою приятельницу Эллен Лундстрем. Это
была красивая девушка, чувственная, талантливая. «Без долгих размышлений мы с
Эллен бросились в объятия друг другу», - писал Бергман. Последствия не заставили
себя ждать - она забеременела. И 22 июля 1945 года Ингмар женился во второй раз.
Осенью 1946 года Бергман принимает на себя обязанности постоянного режиссера в
более крупном Городском театре Гётеборга, где проработает 3 года. С этого момента
Бергман будет постоянно сотрудничать с драматическими театрами - и в должности
очередного режиссера, и как художественный руководитель. В 1963 году он будет
назначен руководителем Шведского Национального театра. В разные годы он поставит
получившие широкую известность и показанные в разных городах Европы спектакли
«Пер Гюнт», «Дикая утка», «Гедда Габлер» Ибсена, «Мизантроп» Мольера, «Шесть
персонажей в поисках автора» Пиранделло.
Кино. 1940-1950-е годы
Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии.
Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием «
Травля», который был
экранизирован в 1944 году. Далее фильмы выходят один за другим: «
Дождь над нашей любовью» (1946), «
Корабль идет в Индию» (1947), «
Портовый
город» (1948), «
Тюрьма» (1949). Первые работы режиссера отмечены пессимизмом и бунтарским
духом.
Тем временем семья Бергмана стремительно росла. Весной 1948 года Эллен родила
близнецов. Денег катастрофически не хватало. А в 1951 году шведская
кинопромышленность, протестуя против завышенного налога на зрелища,
приостановила выпуск фильмов. Для Ингмара это было страшным ударом. Его третья
жена журналистка Гун Грут в канун Вальпургиевой ночи родила сына и теперь сидела
без работы. Ингмар должен был содержать три семьи. «У меня было шестеро детей, дела
шли плохо, и на душе было паршиво», - замечает он. Чтобы выжить, он снимал рекламные
ролики.
Когда эмбарго на выпуск картин было снято, Бергман выпустил один за другим два
значительных фильма: «
Женщины ждут» по
собственному сценарию и «
Лето с
Моникой» - по роману Пэра Андерса Фогельстрёма.
Предполагалось, что «
Лето с
Моникой» будет малобюджетным фильмом. Творческая группа жила на острове Урнё и
каждое утро отправлялась в лодках на экзотическую группу островов во внешних
шхерах. «Работе в кино сопутствуют сильные эротические переживания, - пишет в
своей книге Ингмар Бергман. - Ничем не сдерживаемая близость к актерам, полнейшее
взаимное обнажение». Его бурный роман с актрисой Харриет Андерссон стал причиной
развода с Гун...
Международное признание приходит к Бергману после того, как комедия «
Улыбки летней ночи» (1955) получает специальный приз на Каннском
кинофестивале. «Мне нужны были деньги, - вспоминает Бергман, - и я подумал, что,
пожалуй, самое разумное - это снимать комедию. Мне захотелось поставить перед
собой довольно сложную техническую задачу и сделать комедию с математическими
соотношениями героев: мужчина - женщина, мужчина - женщина... »
В 1955 году Бергман создал «Седьмую печать» - один из своих великих фильмов.
Средневековая легенда о борьбе между Рыцарем и Смертью, о страхе людей перед
концом мира трактована режиссером аллегорически. Встретив Смерть, Рыцарь просит
отсрочку, чтобы понять, зачем и для чего жил. По признанию Ингмара Бергмана,
благодаря этому фильму он избавился от собственного страха смерти.
Осенью 1956 года Бергман заехал в Упсалу, старинный город, в котором он родился.
Здесь ему пришла идея сделать фильм, «совершенно реалистический, в котором вдруг
открываешь дверь и входишь в свое детство, потом открываешь другую дверь и
выходишь из него в действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в
какой-то другой период своего существования, и жизнь идет своим чередом». Так
появился фильм «Земляничная поляна» (1957), в котором прошлое и настоящее, сны и явь,
мечты и действительность причудливо переплетаются.
В экранизации древней нордической легенды «
Девичий источник» (1959, премия «Оскар») Бергман обращается к теме
страдания и царящего в мире зла, причем делает это с особенной резкостью, с
обилием жестоких подробностей. Еще одной запоминающейся работой этого периода
стал фильм «Око дьявола» (1960).
В 1959 году Ингмар женился на Кэби Ларетеи, пианистке в расцвете славы, и вместе с
ней переехал на роскошную виллу в Юрсхольме. Внешне брак выглядел как прочный
союз двух удачливых партнеров. Пианистка гастролирует, режиссер ставит фильмы и
спектакли, сын Даниэль отдан в умелые руки...
1960-е годы
Именно в это время Бергман начал профессионально интересоваться музыкой. Он
покорен концертом для оркестра Бартока и музыкой Стравинского. Блистательная
постановка оперы «Похождения повесы» (1961) Стравинского - Одена - одна из
кульминаций его режиссерской биографии.
За полтора года Бергман снимает знаменитую трилогию о «молчании Бога»: «Как в
зеркале» (1961, премия «Оскар»), «
Причастие» (1961) и «
Молчание» (1962), герои которой не в состоянии примириться с абсурдностью
и жестокостью жизни - они погибают или сходят с ума. Фильмы трилогии напоминают по
форме «камерные пьесы» А. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие
рамки времени и пространства).
В философской кинодраме «
Персона» (1966), этой «сонате на
двоих», Бергман продолжает варьировать темы разобщенности людей, их одиночества,
психологической сложности их отношений. Игравшая там
Лив Ульман
вспоминает: «Я впервые в жизни встретила кинорежиссера, который помог мне
раскрыть такие чувства и мысли, о которых никто другой даже не подозревал. Этот
режиссер сидел, терпеливо выслушивая и приложив указательный палец к виску, и
понимал все, что я пыталась выразить. Гений, создававший атмосферу, в которой
могло произойти что угодно - даже то, чего я не ожидала от себя самой».
Норвежка Лив Ульман понравилась режиссеру не только как актриса. В 1967 году у них
родилась дочь Линн. В расчете на совместную жизнь Ингмар строит дом на острове
Форё в Балтийском море, но и этот брак вскоре распадается. Бергману же понравилось
жить на острове: здесь он мог «уйти от мира, читать книги, которые не читал,
предаваться медитации, очиститься душой».
С 1968 по 1970 год выходит серия фильмов Бергмана: антивоенная притча «
Стыд» (1968), снятая в резкой, почти
хроникальной манере «
Час волка» - о теряющем
рассудок художнике семейные драмы «
Страсть» (1969) и «
Прикосновение» (1970) - первая англоязычная работа шведского художника.
1970-е годы. Последний брак
В ноябре 1971 года Бергман наконец-то обретает покой в семейной жизни. Он в пятый раз
вступает в брак и вместе с женой Ингрид ван Розен переезжает в новый дом на
Карлаплан. Супруги общались с друзьями, ходили на концерты и в театр, смотрели
фильмы, с удовольствием работали.
Бергман заканчивает картину «Крики и шёпоты» (1972), мучительное исследование
процесса смерти. Для того чтобы снять фильм, ему пришлось использовать личные
сбережения, убедить артистов внести будущие гонорары на правах пайщиков и занять
полмиллиона у Киноинститута.
Популярность Бергмана достигает вершины, когда шведское телевидение в течение
шести недель, с 11 апреля по 16 мая 1973 года, показывает его шестисерийный телефильм
«
Сцены из супружеской жизни». В первый день 1975 года во всех
скандинавских странах демонстрируется бергмановская телеверсия оперы Моцарта
«
Волшебная флейта». Наконец режиссер снимает для «малого экрана»
четырехсерийную ленту «
Лицом к лицу» (1976),
насыщенную галлюцинациями и психоанализом. В 1978 году на экраны вышла «
Осенняя соната» со знаменитой соотечественницей Бергмана,
Ингрид Бергман, которая к этому времени была уже
неизлечимо больна.
Печалью и тревогой пронизано одно из последних крупных произведений Бергмана -
пятичасовой телевизионный фильм «Фанни и Александр» (1982) - масштабная эпическая
сага, ставшая самой дорогой постановкой за всю историю шведского
кинопроизводства. Действие его разворачивается в первое десятилетие XX века.
Сюжет строится на материале детских воспоминаний самого режиссера. После «Фанни
и Александра» Бергман делает неожиданное заявление: он уходит из кино и посвящает
себя театру.
Снова театр. Последние годы
Бергман говорил, что ставить фильмы - тяжелый труд. В театре ему нравится сам
процесс репетиций, когда «необходимо слушать друг друга, нужны чуткость, любовь,
взаимное доверие». Главным спектаклем для Бергмана был «Гамлет» (1986). К нему он шел
долго. В 1990-х годах Ингмар Бергман продолжает ставить спектакли в театре, пишет
автобиографические романы и сценарии, которые передает для экранизации только
близким людям. В 1987 году он опубликовал автобиографию «Латерна Магика».
По его сценарию Лив Ульман сняла на Форё фильм «Неверные». Эта лента рассказывает
историю кризиса в отношениях между супругами, историю Ульман и Бергмана...
После смерти в 1995 году жены Ингрид, Бергман уединился на острове Форё, лишь
изредка общаясь с родственниками, а также с актером Эрландом Юсефсоном. В 1997 года
Бергман поставил фильм «В присутствии клоуна», сыграв в нем одного из пациентов
психиатрической клиники...
Ингмар Бергман - лауреат престижных международных кинопремий, включая премию
Европейской киноакадемии «Феликс» (1988) и «Ветвь ветвей» 50-го юбилейного
кинофестиваля в Каннах (1997).
Умер Ингмар Бергман в Швеции в возрасте 89 лет. Его 8 детей также стали деятелями
культуры и искусства. Сын Даниэль Бергман, был режиссером художественного фильма
«Воскресные дети». Согласно оценкам Бергман оставил наследникам около $7,1 млн.
Использованы материалы сайта k1no.ru/bergman.htm