Джон Бурмен - английский режиссер, работающий и в США. Родился 18 января 1933 года в
Шеппертоне, Лондон, Англия. Начинал как кинокритик в женском журнале и на радио.
После армии поступил в 1955 г. работать на телевидение в качестве помощника
монтажера. Сменив несколько провинциальных студий, Бурмен вскоре становится
заметным режиссером-документалистом на Би-Би-Си. В игровом кино дебютировал
фильмом «
Поймайте нас, если сможете» (1965), подобно «Вечеру трудного
дня» Р.Лестера, ставящим в центр сюжета поп-группу, но более проникнутым
сатирическим духом по отношению к телевидению с его всепроникающей рекламой.
Познакомившись с Ли Марвином, Бурмен снимает с ним два фильма в США: «
В упор» 1967 года
(по гангстерскому роману Ричарда Старка) и «
Ад в
Тихом океане» 1968 года. Первый - жесткий гангстерский триллер с характерной для
своего времени темой противостояния одиночки анонимной «Организации», второй -
аллегорическая экзистенциальная драма, где Марвину - американскому летчику -
противостоит оказавшийся на том же необитаемом острове военный противник Мифуне,
японский моряк.
Такой же аллегорической драмой выглядит «Лев Последний» 1970 г. с Марчелло
Мастрояни в роли принца в изгнании, обретающего потерянный вкус к жизни,
поселившись среди черных обитателей трущобного квартала Лондона. Сходная тема,
уже на нью-йоркском фоне, проводится режиссером двадцать лет спустя в фильме «Там
где сердце».
Если «Лев Последний» был, пожалуй, наиболее неудачным в коммерческом отношении
фильмом Бурмена, то следующий за ним - «
Избавление» (1972) - до
сих пор остается самым крупным его успехом во всех отношениях. Снятый по роману
известного американского поэта и писателя Джеймса Дикки, он весьма необычным,
отнюдь не благостно-руссоистском духе трактует традиционную оппозицию «природы»
и «культуры», показывая на примере четырех отпускников, плывущих на каноэ по
диким зарослям Богом забытого и предназначенного на искусственное затопление
участка в Аппалачских горах, что современный человек скорее склонен одичать и
стать варваром, оторвавшись от привычной среды, нежели облагородиться. Своим
успехом фильм оказался обязан в высшей степени органичному слиянию жанровых
особенностей приключенческого фильма, доведенных до грани шокирующей
жестокости, с оправдывающей эту жестокость философской заданностью.
Подобное соединение философской аллегоричности с четко заявленной жанровой
определенностью с разной степенью успеха присутствует во всем творчестве
Бурмена. В фантастической антиутопии «
Зардоз» весьма замысловато и
несколько тяжеловесно проводится противопоставление биологической личности и
жестко, до стерильности организованной социальной системы; метафизическая тема
дремлющего в человеке Зла интересует его в «Изгоняющем дьявола-2» (1977); смена
исторических эпох (магизма, представленного Морганой и Мерлином, на смену
которому приходит век героического рыцарства) составляет философскую подоплеку
«
Экскалибура» (1981), костюмного, выдержанного в оперно-вагнеровском стиле
эпического киноповествования по кельтским легендам о короле Артуре и рыцарях
Круглого стола.
Однако, уже в «Изумрудном лесе» (1985, современном переложении истории «дикого
ребенка», европейца, взращенного индейцами в джунглях Амазонии) тема «природы» и
«культуры» проводится без раннего парадоксализма в рамках модного экологизма. А
в «Надежде и славе» (1986) режиссер в жанре лирической комедии возвращается к
эпизодам своего военного детства, увиденного глазами девятилетнего, мало что
осознающего мальчика, радующегося разрушению своей школы в результате бомбежки,
поскольку оно освобождает его от постылых занятий. Другие фильмы Бурмена: «Там,
где сердце» 1990 г.; «По ту сторону Рангуна» 1995 г.; «
Генерал» 1997 г.; «
Портной из Панамы» 2000 г. (По роману Джона Ле Карре).
Дети Джона Бурмена - Катрин,
Чарли , Тельш и Дэйзи - снимаются в фильмах.