Элла Джейн Фицджеральд (англ. Ella Jane Fitzgerald) - американская джазовая певица,
известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни». Обладательница голоса
диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в
истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении
техникой голосовой импровизации - пении скэтом.
Обладательница 14-ти премий «Грэмми«. При жизни певицы было продано более 40
миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом
Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена
французским Орденом искусств и литературы (1990).
Ранние годы
Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Виржиния. Ее отец
оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего
любила петь и танцевать. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась
по-настоящему бездомной. После смерти матери ее взяла к себе тетя. В школе она
охотно пела и подавала надежды, но предпочитала пению танцы. Ее природная
застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой. Однако, подав
заявку на конкурс как балерина, в последнюю минуту она выбрала пение. Неожиданный
успех побудил ее участвовать в других конкурсах, где она часто побеждала.
В 1934 году негритянская 17-летняя девчонка-сирота, успевшая уже поработать
смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на
любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в
первую очередь танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла
выбрала пение.
Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех,
явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе
внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба (Chick Webb). Он предложил
девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится
«ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них
на танцах. «Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и
стало для нее началом большого пути на эстраде.
1930-е годы
В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи»,
немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом
создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет» (A-Tisket, A-Tasket), сочетавшую в
себе не только джазовые, но и поп-мотивы. Певица переделала детские куплеты: «Я
написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и
положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку...» В
результате получился ритмичный номер - вполне в духе предвоенной танцевальной
лихорадки.
После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими
миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд
оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.
20-летняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто
она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива,
как твои подружки, улыбайся чаще, чем они».
С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come
True» и «Undecided».
После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это
положение до 1942 года, когда ансамбль распался.
Работа с оркестрами. 1940-е. Замужество
Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд
выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз»
(Delta Rhythm Boys), «Фо кис» и «Инк спотс» (Ink Spots). И вновь певица поднимается на вершину
хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи
Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the
Market». Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рэя Брауна, одного из
лучших басистов своего времени, и выходит за него замуж.
С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз
в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь
обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом
вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в
сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.
Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так
называемым
скэтом , добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать
не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Благодаря своим шлягерам «Леди,
будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом
импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами.
Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем.
Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.
В 1947 году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» - она
продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый
«Мэкки-Нож» Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.
В 1948-1952, после свадьбы с басистом Рэем Брауном (Ray Brown), Элла начинает выступать
вместе с трио своего мужа. Кроме того, в 1950 и 1954 годах она записала несколько
пластинок в дуэте с Ellis Larkins, где спела в своей манере песни Джорджа Гершвина.
1950-1960-е годы. Сольная карьера. Мюзиклы
В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую
певицу: появляется целая серия монографических пластинок - songbooks, посвященных
классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера (высшее ее
достижение как поп-певицы). Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы
Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста -
Элла Фицджеральд и Луи Армстронг. Эксперимент оказался настолько убедительным,
что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй
Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter».
В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно
пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл приобретает собственно
музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных
постановок возникает новый жанр - песенного цикла-альбома, от которого всего лишь
два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. «Я и не знал, как хороши наши песни, - заметил
как-то Айра Гершвин, брат и соавтор композитора, - пока за них не взялась Элла
Фицджеральд».
Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар
известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали
лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла
исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и
Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.
Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые
чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же,
популярные эстрадные и джазовые композиции.
В конце 1950-х записала практически все песни классического американского
репертуара - несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев
Гершвинов, Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина.
Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: «Ella and Louis« и «
Ella and Louis Again«. Особенно известен их дуэт на «Summertime« Гершвина.
Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой
плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее
чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о
которых до нее никто даже и не догадывался.
Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре
Превэном и Паулино да Коста.
Певица всегда избегала политики. Однако в январе 1961 года приняла участие в
гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой.
После участия в фильме «
Pete Kelly's Blues» в 1955 году Элла подписала контракт с лейблом «Verve» и
последующие несколько лет издала серию альбомов под общим названием «Songbooks», где
исполняла песни того же Гершвина, а также Cole Porter, Rodgers and Hart, Duke Ellington, Harold Arlen, Jerome Kern
и Johnny Mercer. Тем не менее, за исключением перепевок Эллингтона, этот проект нельзя
назвать главным джазовым проектом Эллы Фитцджеральд. Зато этот престижный проект
сделал певицу очень популярной.
1970-1980-е годы
На пике своей карьеры, в 60-х, Элла записала в Берлине живую пластинку «Mack the Knife»,
очень веселый альбом, во время записи которого она полностью забыла слова и
придумывала на ходу собственные. Этот альбом впоследствии стал классикой.
Записи Эллы для лейблов Capitol и Reprise, выпущенные в 1967-1970 года, были более низкого
уровня. В этот период она пыталась привнести в свой репертуар популярные песни
(вроде «Sunny и I Heard It Through the Grapevine»), но звучала откровенно незамысловато.
Далее спада карьеры не последовало, потому как Norman Granz решил создать новый лейбл и
подписать на нем Эллу. Фирма назвалась «Pablo». Начиная с концерта в Санта-Монике в
1972 году(с невероятной версией С Jam Blues) Элла Фитцджеральд стала считаться
достоянием джаза и выступала, к примеру, с Count Basie, Oscar Peterson и Joe Pass.
Оскар Питерсон пишет: «Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и
жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
- Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки,
рояль?»
- Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм
не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
- Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди
Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней...»
По прошествии 70-х годов голос Эллы стал заметно увядать, и в 80-х годах карьера
певицы подошла к закату, да и возраст, естественно, давал о себе знать. Проблемы со
зрением и сердцем временами заставляли надолго забывать Эллу о музыке, но ее
редкие выступления всегда отличались великолепным чувством свинга и неизменной
радостью в голосе.
Личная жизнь. Последние годы
Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941-1943 годах, - рабочий-докер из Гарлема
Бенни Корнегей, промышлявший торговлей наркотиками. Брак был аннулирован по
совету её продюсера и друзей.
Во второй раз она вышла замуж за бас-гитариста Рэя Брауна; второй брак продлился 5
лет (1948-1953). Сын от этого брака - Рэй Браун-младший - стал барабанщиком. Этого
мальчика они усыновили - это был сын её младшей сводной сестры Фрэнсис. Поскольку
родители были вечно на гастролях и концертах, мальчик воспитывался в основном его
тёткой, Вирджинией. После развода Элла и Рэй продолжали вместе концертировать.
В 1957 году ходили слухи, что певица тайно вышла в Осло замуж за молодого норвежца
Тора Эйнара Ларсена, и даже купила квартиру в Осло. Но когда его осудили на 5
месяцев исправительных работ за кражу денег у своей бывшей подруги, дело было
замято и забыто.
Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат
Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь
вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего
музыкантом - барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные
магазины.
Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче
оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых
все более стремительно. В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и
срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости. В июле 1986 года ее
снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; для лечения пришлось
прибегнуть к операции.
В конце 80 х - начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале
постоянно становились событием года. Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас,
она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома. В 1989 году у нее в гостях,
в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она
выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий,
переездов».
В 1990 году она опять попала в больницу - во время гастролей в Голландии. В 1993 году
из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен.
Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Похоронена на
кладбище «Inglewood Park Cemetery» в Инглвуде, Калифорния (Sunset Memorial Garden Mausoleum, Second Floor, Sanctuary of
the Bells, Crypt 1063).
Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил:
«Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта,
изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны».
Перевод биографии:
Lisochek