Алексей Львович Рыбников - советский и российский композитор, лауреат
международных и общественных премий.
С 1969 года - член Союза композиторов, с 1979 - Союза кинематографистов.
Член Совета при Президенте России по культуре и искусству и Комитета по премиям
Правительства Москвы. Президент Национальной премии и фестиваля «Музыкальное
сердце театра».
Автор музыки к рок-операм «Юнона и Авось» и «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», к ряду опер
и спектаклей, а также для более чем восьмидесяти фильмов, таких как: «
Тот самый Мюнхгаузен», «
Приключения Буратино», «
Вам и не
снилось...», «Через тернии к звёздам», «
Большое космическое путешествие», «
Про Красную Шапочку», «
Усатый нянь», «
Сказки...
сказки... сказки старого Арбата» и др.
Ранние годы
Родился в творческой семье. Мать Алексея Рыбникова была художником-дизайнером,
отец - скрипачом, работавшим в оркестре Александра Цфасмана. С первых дней жизни
мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. Рыбников
начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал
несколько фортепьянных пьес, в 11 - балет «Кот в сапогах». В то же время, в числе
самых ярких детских впечатлений, - кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре
Алеша с друзьями пересмотрел все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И
одно из первых сочинений Рыбникова - фантазия «Багдадский вор» написана под
воздействием образов из одноименного и популярного в те годы фильма.
Одаренность ребенка подметили его близкие, и мама отвела Алешу в музыкальную
школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения - Центральную музыкальную
школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и
Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных и был принят в оба,
родители выбрали ЦМШ. Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это
время, в школе не преподавали. И тогда отец мальчика познакомил сына с выдающимся
композитором ХХ века - Арамом Хачатуряном, который предложил Алеше заниматься в
его классе.
Таким образом, с 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для
одаренных детей при Московской консерватории.
В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского по классу
композиции А. И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году
окончил аспирантуру по классу этого же музыканта.
В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов. После этого, в течение
нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и
ассистирует в классе Хачатуряна. Но в 1975 году оставляет преподавательскую
деятельность.
Карьера. Музыка для кино
В эти годы формируется индивидуальный авторский почерк, по которому любое
произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Ему присущи
по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических
линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы. Несмотря на то, что период
60-70х годов, в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических
симфонических традиций (композитор пишет камерные произведения для фортепиано;
концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра
русских народных инструментов, «Русскую увертюру» для симфонического оркестра и
многие другие), уже с 1965 года Алексей создает музыку для кино. И его первым опытом
становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966).
Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним
последовали одно за другим приглашения от режиссеров. Все последующие
десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с
кинематографом. С 1979 Алексей Рыбников - член Союза кинематографистов.
Алексей Рыбников - автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным
спектаклям. Среди них наиболее известны рок-опера «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и
«Авось» (по поэме А. Вознесенского) в Московском театре имени Ленинского
комсомола.
В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным
композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на
Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с
музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.
Театр и творчество
Спектакль «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» впервые был
поставлен в 1976 году в Театре имени Ленинского комсомола. Режиссером «Звезды и
смерти» был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим
проектом. Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора,
его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на
отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с
одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (спектакль не принимали 11 раз,
после чего, постановку все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же
побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной
альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хит-параде лучших грамзаписей.
Затем последовала опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики,
как «Юнона» и «Авось». В ней соединились основополагающие элементы музыкального
мышления Рыбникова - традиции русской духовой музыки, народный фольклор, жанры
массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами
музыканта - идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость
ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении. Первоначально, музыкальная
сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов.
Затем, мощный эмоциональный стимул дали поэма поэта Андрея Вознесенского -
«Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и
светского начал.
Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера - в 1981 году) заметно отличается от
оригинального произведения, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как
и прежняя постановка - «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и
Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение
самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра
рок-оперы. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу,
более «роковой» по звучанию сыграла театру и самой опере в ее новой версии (не
рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у
композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его
смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история.
Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова - «Литургия оглашенных» -
создавалось на протяжении почти десяти лет. В нем соединились тексты и стихи
величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев
Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света... Опера была
поставлена в камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.
В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение
«Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была
представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных».
В конце 1994 - начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная
опера» в США. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс высоко оценил «Литургию
оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма - без сомнения,
художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском
соединении музыки, либретто и театральных эффектов».
Новый век
Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом.
Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ.
Это музыка к картинам «Эффект ириса» (Изгнанник, 2004), режиссера Н. Лебедева,
кинокомедии «
Заяц над
бездной (2005) Тиграна Кеосаяна, телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах»,
картине «
Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова (2006), фильмам «
Волкодав из рода Серых псов» (2007) Николая Лебедева, «
Отец» (2007) Ивана Соловова; «1612» (2007)
Владимира Хотиненко и другим кинолентам.
В этот же период состоялась премьера Пятой симфонии композитора - «Воскрешение
мертвых» (2005) для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра. В
оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках
(греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков.
Вокально-симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в
воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть - воскрешение
мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь - (Вторая часть - оплакивание всех
погибших), в Третьей части - ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего
судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно
радость предчувствия вечной жизни - в Четвертой части.
В 2007 году композитор представил на суд публики два своих новых произведения -
Concerto grosso
«Синяя птица» - работа, навеянная пьесами Метерлинка, и «
Северный
сфинкс». В музыке последнего ощущается дыхание эпохи начала XIX века - времени
правления Александра I, оживают картины придворной жизни, встают грозные призраки
крестьянских бунтов.
Алексею Рыбникову удается принимать активное участие в разнообразных культурных
проектах. Его общественная и творческая деятельность отмечены Православной
Церковью - Рыбников был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила
Московского, и светскими организациями. Среди последних событий - присуждение
звания лауреата российской независимой премии поощрения высших достижений
литературы и искусства «Триумф».
В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы
был создан Театр Алексея Рыбникова.
В 2000 году в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный
показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный
дом»).
В 2011 году композитор написал современную оперу на основе романа Льва Толстого
«Война и мир».
Личная жизнь
Живёт и работает в Москве. Супруга - Татьяна, окончила МГУ имени М. В. Ломоносова.
Дочь - Анна, кинорежиссёр. Сын - Дмитрий, композитор, музыкант.