Джульетта Мазина (Мир прекрасного)
Джулия Анна Мазина родилась 22 февраля 1921 года в селении Сан-Джорджо ди Пьяно,
недалеко от Болоньи, в семье учительницы и служащего. Она была старшей из четырех
детей. Джулия с ранних лет проявляла склонность к театру (играла в детских
спектаклях), к танцам, музыке.
После окончания начальной школы ее отправили учиться к тетушке в Рим. Мазина
попала в гимназию сестер урсулинок. Она готовилась стать пианисткой, но поступила
в университет. Позже Джульетта получит диплом преподавателя современной
литературы.
В студенческом экспериментальном театре она играла Плавта, Гольдони. Потом ее
пригласили в театр Квирино. Джулия усиленно занималась дикцией, и, желая
избавиться от северо-итальянского произношения, начала работать на радио. Там она
играла в забавных скетчах о жизни двух влюбленных «Приключения Чикко и Паллина»,
неведомый автор которых подписывался «Федерико».
Этим автором оказался
Федерико Феллини , начинающий карикатурист, сотрудник
юмористического журнала «Марк Аврелий». Он позвонил Джульетте и сказал, что хочет
сделать фильм по этой пьесе, и попросил ее о встрече... А в октябре 1943 года Феллини и
Мазина поженились. По просьбе Федерико она стала Джульеттой.
Мазина увлеклась кино. Но продюсеры находили ее недостаточно красивой. И хотя
Феллини писал один сценарий за другим, его жена довольно долго не могла добиться
роли. «Я чувствовала себя обделенной, лишенной собственного дела, и это чувство
все обострялось», - вспоминала актриса.
Наконец в 1947 году она получила роль в картине Альберто Латтуады «Без жалости».
Мазина создала трагикомичный образ проститутки Марчеллы - простодушной, с доброй,
доверчивой душой. Фильм демонстрировался на Венецианском фестивале 1948 года.
Актриса была удостоена премии «Серебряная лента» за роль второго плана. Однако
некоторым показалось, что этот фильм «приговорил» ее к ролям проститутки -
смешной и в то же время патетичной. Еще одну «Серебряную ленту», присуждаемую
итальянскими кинокритиками, Мазина получила в 1951 году за роль странствующей
актрисы в режиссерском дебюте Феллини - картине «
Огни варьете».
«Кругом говорили, что мне предстоит большая карьера, - рассказывала актриса. -
Однако ни один продюсер не давал мне ничего, кроме эпизодов. Даже в «Белом шейхе»
(1952), который ставил мой муж, я играла самую маленькую роль - уличную девку Кабирию -
за гонорар в пятьдесят тысяч лир. Я уже начинала думать, что до конца своих дней
буду выступать в таких ролях».
Написанный Феллини сценарий фильма «
Дорога» привлекал продюсеров, но
они возражали против того, чтобы главную роль играла Мазина. Тогда Федерико
разорвал контракт на постановку картины. Правда, через некоторое время он
вернулся к проекту «Дороги», и после долгих споров продюсеры (Карло Понти и Дино
де Лаурентис) согласились на Мазину.
Именно в фильме-притче «
Дорога» (1954) произошло подлинное
рождение великой актрисы. Мазина сыграла деревенскую девушку Джельсомину, из-за
жестокой нужды проданную матерью бродячему циркачу. Ее святая простота,
естественность чувств, бесхитростность и доброта противостоят жестокости, лжи
грубого и бесчувственного Дзампано.
«Походка и клоунские жесты Джельсомины, ее плачущие и одновременно смеющиеся
глаза, немые вопросы, застывшие в ее взгляде, ее неподвижная улыбка навсегда
останутся в нашей памяти, - пишет киновед Г. Богемский. - Созданное актрисой в этом
фильме превосходит понятие о профессиональном мастерстве, просто с ним
несопоставимо. Гениальная - нет другого слова, чтобы оценить ее игру».
Успех Мазины был всемирным. В Англии, США, особенно во Франции имя Джельсомины
было у всех на устах. Как только не называли Джульетту - и «муза Феллини», и
«дитя-клоун», и «Чаплин в юбке»! А сам Чаплин впоследствии писал: «Этой актрисой я
восхищен больше, чем кем бы то ни было». Ее имя получали рестораны, куклы, конфеты,
даже пароход.
Мазина сообщала журналистам: «Джельсомина росла как ребенок в течение десяти лет
нашего брака. Изо дня в день мой муж наблюдал за мной, делал заметки, выращивая
этот образ. Многое он почерпнул из моих детских фотографий, многое - из жестов,
подсмотренных на кухне, когда я злилась на себя из-за пережаренного жаркого.
Особенно ему нравилось мое обыкновение улыбаться, не разжимая губ, той известной
улыбкой, которая стала одной из характерных черт облика Джельсомины». В кругу
друзей Мазина говорила другое: «Никто так и не понял, что Джельсомина - это вовсе
не я, а он, «женская» часть его души, ранимая, поэтическая». Ей не нравился весь
«цирковой» антураж, - грим, тряпки, в которые ее обрядили, и то, что она должна была
изображать полную подчиненность своей героини этому чудовищу Дзампано.
Между «Дорогой» (1954) и «Ночами Кабирии» (1957) Мазина снялась в небольшой роли в
картине Феллини «
Мошенничество». Там Джульетта играла молодую жену художника, которого
она пытается вернуть на путь честной жизни, отвратить от участия в разных
аферах.
В «Ночах Кабирии» Мазина снова играла роль проститутки - но совсем не сломленной
женщины, а полной жизни, готовой бороться за себя. Джульетте очень нравилась эта
роль. После успеха «Ночей Кабирии» Феллини сказал: «В сущности, я обязан ей всем. И
я никогда не устану повторять, какая она добрая, терпеливая и умная, что за
прирожденная замечательная актриса эта маленькая женщина вот такого росточка».
Джульетта Мазина получила многочисленные премии на международных фестивалях в
Канне, Сан-Себастьяне, Москве, очередную «Серебряную ленту».
Режиссер
Григорий Козинцев писал: «Она -
сердце фильма, актриса удивительного своеобразия и обаяния. Однако это - особое
обаяние, оно достигается не внешней привлекательностью... Суть ее искусства в
том, что она находит в этой забитой девчонке человечность. Актриса показывает, что
по своей природе она создана для доброй и разумной жизни, но общественный строй, в
котором она существует, уродует ее. И сквозь убожество начинает светиться
человеческая прелесть».
Мазина и Феллини совершили триумфальную поездку в Голливуд. Джульетта
вспоминала, как на званом обеде, устроенном в их честь американскими режиссерами,
на десерт подали ужасающую статую из марципана, изображающую не то Джельсомину,
не то Кабирию, а рядом водворили также съедобный мотоцикл Дзампано чуть ли не в
натуральную величину...
Джульетта Мазина
снималась сравнительно немного. После «Ночей Кабирии» она сыграла наивную и
немножко смешную тряпичницу Нанду в фильме «Фортунелла» (1957). Затем вместе с
Анной Маньяни снялась в картине Ренато Кастеллани «Ад в городе» (1958). Однако эта
жестокая и вместе с тем сентиментальная драма не имела широкого резонанса.
Голливудские продюсеры предложили Мазине выгодный пятилетний контракт. Но она
отказалась. Она не могла разлучиться надолго с Феллини. В течение пятидесяти лет
совместной жизни она играла роль любящей супруги, совсем неревнивой, доверяющей
ему во всем, хотя знала о всех его многочисленных связях. И, тем не менее, они не
могли жить друг без друга...
Мазина стремилась проявить себя и в других сферах деятельности: журналистике,
издательской, иногда выступала как ведущая на телевидении, на концертах с чтением
стихов классиков. Джульетта получила ученую степень: она с успехом защитила в
Римском университете диссертацию на тему «Социальное положение и психология
актера в наше время».
Несколько ролей, в которых она
снялась в ФРГ, не принесли ей удовлетворения. Третий фильм Феллини, сделанный
специально для Мазины - «Джульетта и духи», был поставлен только в 1965 году.
Джульетта на этот раз предстала в образе дамы из общества. «Весь фильм - это
история переживаемого человеком кризиса, - говорила журналистам актриса. - Но если
сравнить его с другими произведениями Феллини (а многие пытаются провести
такую параллель), то могу сказать, что героиня этого фильма не находится в том
клиническом состоянии, в котором был показан Гуидо в «872». Джульетта лишь
испытывает глубочайшее изумление перед окружающим ее реальным миром. Этому
робкому существу редко когда удается примениться к укладу и людям своего
общества. Я слилась с персонажем, который мне предстояло воплотить, сразу же, как
только Федерико рассказал мне содержание картины».
В действительности обманутая и пассивная жена в ленте «Джульетта и духи»
вызывала у Мазины отвращение: «Эта робкая закомплексованная, задавленная
женщина. Мне не нравится такой тип - это тип средиземноморской женщины, которая
сначала полностью подчиняется воле родителей, а потом - воле мужа. Я бы не только
совершенно спокойно восприняла уход мужа из семьи, я бы ему голову размозжила. И
уж ни за что не позволила бы тихонечко улизнуть».
В конце 1960-х актриса снималась за границей - в том числе у английского режиссера Б.
Форбса в фильме «Безумная из Шайо» (по пьесе Жана Жироду).
В 1973 году она
появилась в главной роли в телесериале «Элеонора», а в 1976 году - еще в одном
сериале «Камилла» (режиссер Сандро Больки), поставленном по известному роману
писательницы Фаусты Чаленте «Очень холодная зима». «В работе над образом Камиллы,
- говорила Джульетта, - мне помог опыт собственной послевоенной жизни, когда я
произвела некоторую переоценку ценностей, осознала, что действительно важно
человеку в жизни». Эти два телеромана пользовались у итальянских зрителей
огромным успехом.
Мазина отвергала многие предложения, отказываясь от ролей, противоречащих ее
представлениям о высоких задачах искусства. Впоследствии она порой жалела о
некоторых своих отказах - например, от таких интересных предложений, как сняться у
Антониони в фильме «Приключение», у Берланги - в экранизации «Ласарильо с
Тормеса» (ее смутило, что ей придется играть там мальчика-подростка).
В 1985 году были показаны две новые картины с участием Мазины - «Матушка Метелица» и
«
Джинджер и
Фред». Джульетта сыграла в фильме Феллини «
Джинджер и
Фред» роль некогда известной эстрадной артистки по прозвищу Джинджер. Ее
партнером был Марчелло Мастроянни. Мазина подчеркивала, что созданный ею в этом
фильме образ роднит со всеми прежними чувство любви. В этом смысле, по утверждению
Джульетты, это фильм не о трогательной паре старых эстрадников, а о любви, встрече
и разлуке любящих друг друга людей.
Мазина признавала, что именно благодаря фильмам Феллини ее узнали, повсюду
восхищались ею - и актрисе это льстило. Однако она считала, что по-настоящему ее не
понимают. Между первым фильмом с ее участием, снятом в 1948 году, и последним,
который был закончен в 1985-м, прошло тридцать семь лет. Двадцать из них она не
снималась. А всего она участвовала в двадцати семи фильмах. Из них значительными
можно назвать только одиннадцать. Семь снял Феллини, лишь в четырех она играла
роль главной героини.
В беседе с кинокритиком Тулио Кедзихо, который написал книгу о Джульетте Мазине,
она обвиняла мужа в том, что он нетерпелив с ней, своевластен, не хочет ее слушать,
говорила, что имеет право на собственное мнение:- «Тем более что в моей семье
командую я». Категорически не соглашалась с теми, кто под словом «женственность»
подразумевал слабость характера, подчиненность, тихую нежность.
Итак, Феллини был нетерпим, Джульетта не хотела подчиняться. Он не выносил
сигаретного дыма, даже запаха табака, в его присутствии никто не курил, за
исключением неисправимого Мастроянни. Она же почти демонстративно зажигала одну
сигарету за другой, и никакие замечания мужа, типа:- «Джульетта, это уже пятая»,
просто не слышала.
Но любила жизнь Джульетта, может быть, еще больше, чем ее муж. Ей нравилось
общаться с другими людьми. Она много лет вела рубрику на страницах газеты
«Стампа», прилежно отвечала на письма читателей. Когда была помоложе, ей
нравились роскошные машины, дорогие платья, нравилось смотреть на красивых
мужчин и танцевать. Нравились праздники, большие многодетные семьи. Ей было
приятно, когда люди выражали ей свое признание и любовь.
Летом 1993 года в клинике ей поставили диагноз - «тяжелое онкологическое
заболевание». «Точного диагноза Джульетта Мазина так и не узнала, - говорит ее
лечащий врач. - Хотя и проходила курс химиотерапии, все же была уверена, что ее
болезнь не так уж и опасна»
А 31 октября 1993 года умер Феллини - за сутки до его смерти исполнилось пятьдесят лет
их свадьбы.
Весной 1994 года не стало Джульетты. Ей было 73 года. Умерла она во сне. «Хотя я
верующая католичка и постоянно хожу в церковь, - говорила она, - я боюсь смерти, я ее
боюсь, боюсь...»