Молодость
Редгрейв родился в Бристоле, Англия. Его родителями были актёр немого кино Рой
Редгрейв и актриса Маргарет Скудамор. Он не знал своего отца, ушедшего из семьи
ради продолжения карьеры в Австралии, когда Майклу было всего шесть месяцев. Его
мать впоследствии вышла замуж за чайного плантатора капитана Джеймса Андерсона,
но Редгрейв не особо любил отчима.
Он учился в Clifton College и в Magdalene College Кембриджского университета. Работал учителем в
школе для мальчиков Cranleigh School в графстве Суррей, прежде чем стать актёром в 1934
году. Он ставил с учениками спектакли по «Гамлету», «Буре» и «Королю Лиру», но ему
самому не довелось сыграть в них главные роли. Комната, в которой проходили
занятия, позже получила его имя. В новом здании школы Guildford School of Acting, открытом в
январе 2010 года, есть студия "Сэра Майкла Редгрейва".
Карьера в театре
Редгрейв впервые профессионально выступил на сцене в театре "Liverpool Playhouse" 30
августа 1934 года в роли Роя Дарвина в спектакле "Counsellor-at-Law" по Элмеру Райсу, после
чего два года провёл в труппе "Liverpool Repertory Company", где и познакомился со своей будущей
супругой Рэйчел Кемпсон. Они поженились 18 июля 1935 года.
1930-е
По приглашению Тайрона Гатри Редгрейв получил первую роль в лондонском театре: 14
сентября 1936 года в Олд Вик он сыграл Фердинанда из "Бесплодных усилий любви"
Уильяма Шекспира. В сезоне 1936/1937 годов он также исполнил роли мистера Хорнера в
"Провинциалке", Лаэрт в "Гамлете", Уорбек в "Эдмонтонской ведьме" и Орландо в "Как
вам это понравится". Последний персонаж пользовался у публики наибольшим успехом.
Тогда у него начался роман с Эдит Эванс, игравшей в той постановке Розалинду. Он
сказал об этом: «Эдит всегда имела привычку влюбляться в партнёров по спектаклям,
просто с нами это зашло несколько дальше». Как вам это понравится был поставлен в
"New Theatre" (ныне - Noël Coward Theatre) в феврале 1937 года, где Редгрейв повторил свою роль.
В Embassy Theatre в марте 1937 воплотил образ Андерсона в мистерии "The Bat", прежде чем в
апреле вернуться в "Олд Вик", заменя Мариус Горинг в роли хора из Генриха V. Среди
других его персонажей были Кристофер Дрю в комедии Дэйзи Фишер "A Ship Comes Home" в (Театр
Св. Мартина, май) и Ларри Старр в комедии Филиппа Ливера, пока не присоединился к
труппе Джона Гилгуда в Королевском театре, пробыв там с сентября 1937 по апрель 1938
года, где исполнил роли Болингброка в Ричарде II, Чарльз Сэрфес в "Школе злословия"
и барона Тузенбаха в "Трёх сестрах".
Среди других его ролей того периода можно отметить Алексея Турбина в "Днях
Турбиных" (октябрь 1938), Сэр Эндрю Эгьюйчик из "Двенадцатой ночи" (октябрь 1938) - оба в
Phoenix Theatre; Гарри, лорд Мончески в "Семейном празднике" по Томасу Стернзу Элиоту
(Westminster Theatre, март 1939 года) и Генри в "Springtime for Henry" (гастроли в 1939 году).
Вторая мировая война
В лондонских театрах, открытых после начала войны, он исполнил роли капитана
Макхита в "Опере нищих" (Theatre Royal Haymarket , март 1940) и Чарльстона в "Thunder Rock".
Редгрейв стал моряком Королевского военно-морского флота Великобритании в июле
1941 года, но по состоянию здоровья был переведён в резерв в ноябре 1942 года. Находясь
в запасе, он поставил пьесу "Lifeline" Нормана Армстронга (Duchess Theatre, июль 1942) и "The Duke in
Darkness" Патрика Гамильтона с Лесли Бэнксом в главной роли (St James’s Theatre, октябрь 1942),
исполнив в последней роль Грибо.
Послевоенные годы
Заглавная роль в "Макбете", Aldwych Theatre, декабрь 1947 и Национальный театр Нью-Йорка (с
Флорой Робсон в образе леди Макбет) 31 марта 1948 года
Капитан в "Отце" (Юхан Август Стриндберг), Embassy Theatre, ноябрь 1948 и Duchess Theatre, январь
1949
Этьен в" Woman In Love" (также режиссёр), Embassy Theatre, апрель 1949
Присоединился к театру "Олд Вик" в сезоне 1949/1950 годов, где сыграл:
Бирон в "Бесплодных усилиях любви" Шекспира
Марлоу в "Ночи ошибок, или Унижении паче гордости" Оливера Голдсмита
Ракитин в "Месяце в деревне"
Его первое исполнение Гамлета, показанное также на фестивалях в Цюрихе и
Голландии и в замке Кронборг, июнь 1950
1950-е
В июне 1955 года в Apollo сыграл Гектора в "Тигре у ворот", повторив роль в нью-йоркском
Plymouth Theatre в октябре, премию местных критиков. В Нью-Йорке он поставил "Месяц в
деревне" в Phoenix Theatre в апреле 1956 года, в ноябре того же года на сцене Coronet Theatre
срежиссировал "Спящего принца", сыграв в нём главную роль - принца-регента.
Вернувшись в Лондон в январе 1958 года Редгрейв появился в образе Филиппа Лестера в
спектакле "A Touch of the Sun" в Saville Theatre (приз Evening Standard Award как лучшему актёру за 1958 год),
после чего вернулся к ролям Шекспира в июне 1958, сыграв Гамлета и Бенедикта ("Много
шума из ничего"), отправившись с женой в декабре 1958 года на гастроли в Москву и
Ленинград.
В августе 1959 в лондонском Королевском театре сэр Майкл играл Генри Джеймса в
собственной адаптации его повести "Письма Асперна". В 1962 году он вместе с Морисом
Эвансом и Уэнди Хиллер успешно повторил эту роль на Бродвее. Вновь этот спектакль
был поставлен в Лондоне в 1984. В нём играли Хиллер (на сей раз мисс Бордеро),
Кристофер Рив и дочь Редгрейва - Ванесса.
1960-е
Среди его работ того времени можно отметить:
Джек Дин в "Тигре и лошади Роберта Болта", Королевский театр, август 1960
Виктор Родос в "Покладистом любовнике" Грэма Грина, Ethel Barrymore Theatre, Нью-Йорк, ноябрь
1961 (сыгран 101 раз)
Вернувшись в Англию в июле 1962 года он принял участие в театральном фестивале в
Чичестере, сыграв главную роль в чеховском "Дяде Ване", поставленном Лоуренсом
Оливье, играющим доктора Астрова. Это спектакль был заснят на плёнку и показан в
следующем году в качестве фильма.
В 1963 году в Чичестере "Дядя Ваня" был вновь показан зрителям, после чего он был
показан как один из спектаклей первого сезона Королевского Национального театра,
получив восторженные отзывы и вторую победу Редгрейву как лучшему актёру на Evening
Standard Award.
Редгрейв сыграл магистра Ланселота Додда в "Out of Bounds" (также продюсер, Wyndham’s Theatre,
ноябрь 1962), после чего 22 октября 1963 года в "Олд Вик" изобразил врага Гамлета (Питер
О’Тул), Клавдия. Этот спектакль, поставленный Оливье, официально открывал
Королевского Национального театра, но Саймон Кэллоу назвал его «медленным,
торжественным, долгим», тогда как Кен Кэмпбелл довольно ярко описал его как
«брошюрная драматургия».
В январе 1964 года в Королевском Национальном театре сыграл главную роль в "Выборе
Хобсона", признав потом, что этот персонаж был выше его уровня: «Я не смог сделать
ланкаширский акцент, что меня ужасно потрясло, от чего пострадали другие
спектакли». Там же в июне 1964 сыграл в Халвара Сольнеса в "Строителе Сольнеса",
позже заявив: «всё пошло не так». Тогда у него проявились первые синдромы болезни
Паркинсона, но Редгрейв ещё не знал этого.
В мае и июне 1965 Редгрейв руководил церемонией открытия Yvonne Arnaud Theatre в Гилфорде, где
он также поставил "Месяц в деревне", сыграв Ракитина вместе с Ингрид Бергман в роли
Натальи Петровны, и Самсона в Самсоне-борце (исполнительница роли Хора - евреев из
колена Данова - Рэйчел Кемпсон). Он снова играл Ракитина в сентябре 1965 года в
лондонском Cambridge Theatre.
1970-е
В июле 1971 года в Mermaid Theatre Редгрейв играл мистера Джереби в пьесе "The Old Boys" Уильяма
Тревора, когда с ним случился неприятный случай. Он заявлял, что «моя память ушла»,
«больно читать строки текста с помощью суфлёра» и «это явно мешает освоению новых
пьес».
Однако ему успешно удалось исполнить роль отца в "Путешествии вокруг моего отца"
Джона Мортимера в Haymarket Theatre, повторив её на гастролях в Канаде и Австралии в 1972 - 1973
годах. Международные гастроли продолжились с антологией The Hollow Crown в 1974 - 1975 годах в
Австралии и США, а в 1976 - 1977 он совершил поездку по Южной Америке, Канаде и
Великобритании со спектаклем Shakespeare’s People.
В последний раз Редгрейв вышел на сцену в мае 1979, когда он изобразил Джаспера в
пьесе Саймона Грея "Close of Play", поставленного на сцене Литтелтон Королевского
Национального театра. Эта роль не требовала ни слов, ни движений. Данный персонаж
был основан на истории отца Грея, умершего за год до написания пьесы. Грей сказал:
«Джаспер на самом деле мёртв, но вынужден терпеть, как живой, традиционное
английское воскресенье, беспомощен в своём любимом кресле, как трое его сыновей и
их жёны гибнут в обычном английском среднем классе, стиль, иногда обвиняя его,
иногда обращаясь к нему за помощью и прося у его ног прощения, но не обращая на
него внимания. Другими словами, я засунул его в ад, который, оказывается, „жизнь,
сама старая жизнь“».
Одной из его последних работ было чтение «Поэмы о старом моряке» Сэмюэла Тейлора
Кольриджа, которое как киноспектакль оформил продюсер и режиссёр Рауль да Силва.
Лента была удостоена пяти наград на различных фестивалях.
Кино и телевидение
Редгрейв впервые появился в кино в эпизодической роли в ленте Альфреда Хичкока
«Секретный агент» и даже не был указан в титрах. Также он появился в снятом в
Александра-палас телефильме BBC по Ромео и Джульетте. Его первая главная роль в
кино была в фильме Хичкока «
Леди исчезает»
(1938). Редгрейв также снялся в «Звёзды смотрят вниз» Кэрола Рида (1939) и исполнил
вошедшую в историю мирового кино роль чревовещателя в фильме «
Глубокой ночью» (1945).
Его первым американским кинофильмом был «
Траур к лицу Электре» (1947), за роль в котором он получил приз
Национального совета кинокритиков США за лучшую мужскую роль и номинацию на
«„Оскар“ в этой же категории». Позже он снялся в ленте «
Версия
Браунинга» (1951, приз Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль) по
одноимённой пьесе Теренса Реттигена. Daily Mirror назвал игру Редгрейва в этом фильме
«как один из величайших спектаклей, когда-либо увиденных в кино». Среди его
актёрских работ также можно отметить фильмы «Как важно быть серьёзным» (1952), «
Разрушители плотин» (1954), «
Ночь, в которую мне суждено
погибнуть» (1955, номинация на премию BAFTA за лучшую мужскую роль среди британцев),
«1984» (1956) и «
Безжалостное время» (1957, номинация на премию BAFTA за лучшую мужскую роль
среди британцев).
На телевидении он был рассказчиком в документальном сериале о Первой мировой
войне Великая война (1964), а также Lost Peace (BBC, 1964 и 1966). Комментируя последний из них,
Филипп Пурсер писал: «повествование, которое ведёт сэр Майкл Редгрейв, с самого
начала идёт пессимистично».
Последние годы и смерть
Сэр Майкл Редгрейв скончался в доме престарелых в городе Денхэм, графство
Бакингемшир на следующий день после своего 77-летия.
Редгрейв был женат на актрисе Рэйчел Кемпсон 50 лет с 1935 года и до своей смерти. Его
дети Ванесса (род. 1937), Корин (1939-2010) и Линн Редгрейв (1943-2010) и его внуки - Наташа
(1963-2009), Джоэли Ричардсон (род. 1965) и Джемма Редгрейв также играют в кино и театре.
Его внук Карло Габриэль Неро - сценарист и режиссёр.