Детство
Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артемовске на Украине. Ее отец (он был
персом по национальности) служил офицером, мать работала в школе учительницей. Их
брак продержался недолго, и вскоре они развелись. Пришлось матери одной поднимать
на ноги троих детей (в семье было две девочки и мальчик). Лариса не простила отцу
этого развода и никогда больше с ним не встречалась. Среднюю школу она закончила
во Львове, после чего решила ехать в Москву, поступать во ВГИК.
ВГИК
На режиссерский факультет ВГИКа она поступила с первого же захода летом 1955 года.
Так как она была иногородней, ей выделили место в общежитии. Причем не в простом, в
районе Лосиного острова, а в элитарном, принадлежавшем Высшей партийной школе.
После этого среди студентов ВГИКа упорно ходили слухи, что Лариса состоит в
родстве с кем-то из высоких персон. Но с кем именно, так никто и не узнал.
Между тем, по рассказам людей, близко знавших Ларису, выглядела она тогда очень
скромно и вела себя как обычная провинциалка. Во ВГИКе она считалась одной из
самых красивых студенток, и за ней пытались ухаживать многие мужчины - как из
числа студентов, так и преподавателей. Но Лариса на эти ухаживания не отвечала.
Режиссерская работа
Первой самостоятельной режиссерской работой Шепитько стал фильм «
Зной» по повести
Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Его она снимала в степях Киргизии весной 1962
года.
Во время работы над этой картиной Шепитько близко познакомилась со своим будущим
мужем - студентом режиссерского факультета ВГИКа 28-летним Элемом Климовым . По его
словам, за Ларисой он пытался ухаживать еще в конце 50-х, когда только поступил в
институт, а она его заканчивала. Но Лариса довольно жестко его «отбрила», и потом
какое-то время они не виделись.
Но во время работы над фильмом «
Зной» Шепитько заболела, и помочь ей
закончить фильм вызвался Климов. Тогда и произошло их сближение. Фильм «
Зной» стал удачным
дебютом молодого режиссера Шепитько и в 1964 году получил призы на Всесоюзном
кинофестивале в Ленинграде и Карповых Варах. Шепитько затем даже называли
«матерью киргизского кино».
Зимой 1963 года Климов сделал Ларисе официальное предложение руки и сердца.
Произошло это во время их прогулки возле Лужников. Следующей режиссерской
работой Шепитько стал фильм «Крылья». Его съемки начались в 1965 году.
Премьера «Крыльев» состоялась в Москве 6 ноября 1966 года. К тому времени Шепитько
была уже увлечена новой работой - она снимала в калмыцких степях фильм «Родина
электричества» по А. Платонову. Этот фильм должен был войти в киноальманах «
Начало неведомого века», приуроченного к 50-летию Великого Октября.
Однако никуда он не вошел, так как цензура усмотрела в нем явную крамолу. Фильм
приказали немедленно смыть, что и было сделано. К счастью, одна копия кем-то была
сохранена, и благодаря ей в 1987 году картину удалось восстановить и выпустить на
экран. Но Лариса этого уже не застала.
По словам людей, знавших Шепитько, эта неудача сильно ожесточила ее. Когда в 1968
году она собиралась ставить «Белорусский вокзал», это ожесточение проявилось
очень явственно. Если у В. Трунина в сценарии все острые углы были сглажены, то
Лариса мечтала в картине их предельно обнажить, показать, как обращается с
ветеранами охамевшая власть. Наверное, сними она этот фильм, его ожидала бы точно
такая же судьба, как и «Родину электричества». Но Шепитько за него так и не
взялась, видимо, вовремя осознав, что из ее смелой затеи ничего не получится.
В 1970 году она приступила к съемкам фильма «
Ты и я» по сценарию Г. Шпаликова. И эта
картина вызвала неудовольствие у чиновников Госкино и прежде, чем выйти на экран,
была безжалостно порезана ножницами цензоров.
Сын Антон
Тем временем, в 1973 году, Шепитько решила на время оставить кинематограф и родить
ребенка. Было ей в ту пору 35 лет - не самый удачный возраст для беременности.
Поэтому за несколько месяцев до родов ее положили на сохранение. И там с ней
случилась беда. Проходя однажды по коридору, она внезапно потеряла равновесие,
упала и ударилась головой о батарею. Получила легкое сотрясение мозга. Врачи
запретили ей ходить и прописали постельный режим. Однако обследовали они ее не
слишком внимательно и не заметили, что у нее был травмирован и позвоночник. Потом,
правда, обнаружили и прописали ей вытягивание на жестком ложе. Так, не вставая,
Лариса пролежала целый месяц. А затем она никак не могла встать, так как за время
лежания у нее ослабли мышцы.
И все же, несмотря на все эти неприятности, ребенка она родила - мальчика, которого
счастливые родители назвали Антоном .
«Восхождение»
В 1975 году Шепитько вновь вернулась в кинематограф: ей тогда разрешили снять фильм
по повести В. Быкова «Сотников» (двумя годами ранее, когда она только заикнулась
об этом, ей тут же заткнули рот окриком «нельзя»). Правда, и контроль за этой
работой неуживчивого режиссера был особенным: комитет рассматривал и утверждал
актерские пробы, буквально отслеживал каждый шаг режиссера. А потом начался
форменный накат на все, что Лариса сняла.
Главным пунктом обвинения было то, что Лариса якобы сделала из партизанской
повести «религиозную притчу с мистическим оттенком». Лариса в последние годы
никогда не скрывала своих увлечений мистикой, поэтому перенесение ею подобных
чувств в собственные работы вполне вероятно. Для советского атеистического кино
это было явной крамолой. Поэтому было приказано убрать и религиозную музыку, и
любые намеки на библейские сюжеты и т.д. и т.п.
Даже одного этого обвинения было вполне достаточно для того, чтобы положить
картину на полку. Что, собственно, и предполагалось тогда сделать. Но тут в дело
вмешался случай. Так как картина была снята по повести белорусского писателя, ее
затребовал к себе сам 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии, кандидат в члены
Политбюро Петр Машеров. И ее привезли в Минск. По словам очевидцев, картина
настолько потрясла белорусского руководителя (а он сам был фронтовик), что прямо в
зале он расплакался. После этого класть фильм на полку было уже невозможно.
В 1977 году он вышел на широкий экран и взял сразу два приза: Главный приз на
Всесоюзном кинофестивале в Риге и приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в
Западном Берлине. Это был подлинный триумф Ларисы Шепитько, который едва не
разрушил ее семью.
Вспоминает
Элем Климов: «После «Восхождения» она стала очень
знаменитой. У меня как раз тогда все сильно не заладилось. Первый запуск фильма
«Иди и смотри» прихлопнуло Госкино, и я был в стрессовом состоянии.
Тяжелейший был период в моей жизни. А она летает по всему миру, купается в лучах
славы. Успех красит, и она стала окончательно красавицей. Ну, думаю, сейчас
кто-нибудь у меня ее отнимет. Хотя и понимал, что это невозможно, не тот она
человек. Это был, наверное, самый критический момент в наших отношениях. Я даже
ушел из дома - в таком находился состоянии. Она подумала, что я к какой-то женщине
пошел. А на самом деле я жил у Вити Мережко, но Лариса этого так и не узнала. Я не
признавался потом. И у нее хватило и мудрости, и сердечности, и любви, и такта
как-то меня привести в порядок...»
«Прощание с Матерой»
В 1979 году Шепитько приступила к съемкам очередной своей картины: «
Прощание с Матерой»
по повести В. Распутина. В это время Лариса готовилась делать «Село Степанчиково».
У них с Наташей Рязанцевой был готов сценарий, и они, можно сказать, были уже почти
что в запуске. Но Лариса, видно, еще колебалась, окончательного решения не
принимала. Именно Климов посоветовал ей снимать фильм «
Прощание с Матерой».
В последние годы жизни Ларису буквально притягивала к себе тема смерти. Например,
в «Восхождении» финальная сцена - массовая казнь. После этого фильма Лариса
собиралась ставить по сценарию В. Войновича картину «Любовь». Но, несмотря на
столь оптимистическое название, фильм должен был стать трагическим: в его финале
разъяренные деревенские старейшины убивают молодых влюбленных - парня и девушку.
И наконец, «
Прощание с Матерой». В его финале умирающая мать зовет к себе всех своих
сыновей, чтобы они простились и с ней, и с затапливаемой по приказу строителей ГЭС
деревней.
Лариса была крайним мистиком, верила в загробную жизнь, в переселение душ, в то,
что она уже несколько раз жила и т. д. Очень серьезно она относилась и ко всяким
предсказаниям. В 1978 году она была в Болгарии и там посетила знаменитую Вангу. И та
предсказала ей скорую смерть. Услышав это, Лариса в тот же день вместе с подругой
пошла в храм и взяла с нее клятву, что если она умрет, то подруга будет заботиться
об ее сыне Антоне.
Трагедия на Ленинградском шоссе
Трагедия произошла 2 июля 1979 года на Ленинградском шоссе.
Климов вспоминал: «Она уезжала в Осташков на Селигер - снимать «Матеру»;
попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной - нет. Я, наверное, был единственный,
с кем она не попрощалась. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине. У нас
есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне, и к ней в
экспедиции - снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через
месяц не приедешь, ты меня не застанешь...»
«Я не могу это объяснить, но я увидел ее гибель во сне. Этот страшный сон я не могу
забыть до сих пор. Я проснулся в ужасе, долго не мог успокоиться, ходил по квартире,
курил. Как потом выяснилось, трагедия произошла именно в это время. На 187-м
километре Ленинградского шоссе их «Волга» по неустановленной причине вышла на
полосу встречного движения и врезалась в мчавшийся навстречу грузовик. Кроме
Ларисы, погибли оператор Владимир Чухнов и художник Юрий Фоменко. И мне
рассказали люди, которые их видели, что все они в этот месяц, который провели в
экспедиции, были какие-то на себя не похожие. Ведь съемки, особенно в экспедиции,
требуют огромного напряжения, где все нацелено на действие, на результат, а они
все были какие-то размагниченные, странные. Некоторое время от сына мы правду
скрывали. Но он все время спрашивал про маму. Я говорил, что мама больна, что она в
провинции, что ее нельзя сюда перевезти. В результате в детском саду кто-то в
грубой форме ему все рассказал. С ним случилась истерика.»
Последний фильм Шепитько доснимал ее муж - Элем Климов. В прокат он вышел в 1982 году
и назывался коротко - «
Прощание».
Похоронена Лариса Шепитько на Кунцевском кладбище в Москве.