Родился в семье краснодеревщика, некоторое время работал страховым агентом.
Дебют
Марсель Карне начал свою кинематографическую карьеру в 1928 году в качестве
помощника оператора Ж. Периналя на съёмках фильма «Новые господа» Жака Фейдера. В
1930 году выступил ассистентом Рене Клера при съёмках первого шедевра европейского
звукового кино - комедии «Под крышами Парижа». В 1933-1935 годах как ассистент Жака
Фейдера участвует в создании трёх его картин.
В 1936 году снимает первый фильм «
Женни».
Годы успеха
В конце 1930-х началось многолетнее сотрудничество Карне со сценаристом и
поэтом-сюрреалистом Жаком Превером. Творческий союз Карне и Превера определял
образ французского кинематографа своего времени и положил начало так
называемому «поэтическому реализму». Среди картин, созданных в сотрудничестве с
Превером, такие крупные фильмы, как «
Набережная туманов» (1938) с участием Жана Габена, Мишель Морган, Мишеля
Симона и «
День
начинается» (1939), воплотившей свойственные предвоенной Франции чувства
пессимизма и даже фатализма.
Ранние фильмы Карне, наряду с фильмами Ж. Гремийона, Ж. Дювивье и Ж.Ренуара сделали
«звездой» Жана Габена. Кроме Габена, Карне часто снимает Арлетти, Жюля Берри,
Пьера Брассёра.
В время Второй мировой войны Карне оказался в оккупированной немцами Франции, где
мог снимать только костюмные драмы на исторические темы. Работая в узких рамках
немецкой цензуры, Карне создаёт фильм «
Вечерние посетители» (1942), с виду невинную средневековую сказку о двух
влюблённых, противостоящих воле дьявола. Однако публика воспринимает этот фильм
как зашифрованный призыв к сопротивлению оккупационному режиму.
Самым крупным шедевром Карне считается картина «
Дети райка» (1945); в 1995
году в результате опроса 600 французских кинокритиков и специалистов он был назван
«лучшим французским фильмом столетия». Главные роли в этой ленте о корифеях
французской сцены сыграли Жан-Луи Барро, Пьер Брассёр и Арлетти. Некоторые
критики усматривают и в этом фильме аллегорию Французского сопротивления.
Сразу после войны воодушевлённые успехом Карне и Превер снимают картину, которая
становится на тот момент самой дорогой в истории французского кино - «
Врата ночи» (1946). Однако фильм подвергся жестокой критике и принёс
мизерные сборы, что стало причиной распада творческого союза Превера и Карне.
Послевоенное творчество
В 50-х годов фильмы Карне не пользуются таким успехом, как раньше. Уставшая от войны
французская публика требовала романтики и юмора, а суровая реалистичность
фильмов Карне не находила спроса. В этот период он снимает такие заслуживающие
внимания картины, как «Джульетта, или Ключ к сновидениям» (1951) и «
Тереза
Ракен» (1953) по роману Эмиля Золя, но к концу десятилетия, уже на пороге «новой
волны», на счету Карне был всего один успешный послевоенный фильм «
Обманщики» (1958), остальные же пользовались лишь незначительным успехом,
либо подвергались критике со стороны прессы и других кинематографистов.
Возражения вызывали нарочитая постановочность фильмов Карне, его скрупулёзное
следование сценарию - черты, которые коренным образом расходились с эстетикой
«новой волны».
Свой последний фильм Карне снял в 1976 году, а в 1989 году стал первым деятелем кино и
театра, удостоенным Императорской премии. В некоторых из его поздних фильмов
присутствует тема гомосексуальности. Существует мнение, что Карне сам был
гомосексуалистом, но не выставлял этого напоказ.
Умер Карне в 1996 году в Кламаре. Похоронен на кладбище Сен-Венсан на Монмартре.