Алексей Васильевич Петре́нко (1938 - 2017) - советский и российский актёр театра и
кино. Народный артист РСФСР (1988). Лауреат Государственной премии России (1999).
Основательный человек
Алексей Петренко родился на Украине в крестьянской семье 26 марта 1938 года. Правда,
в его паспорте стоит совсем другая дата - 1 апреля 1938 года. Именно в этот день его
отец, крестьянин Василий Алексеевич Петренко, наконец-то, добрался до сельсовета
с новостью о рождении сына. Но в те годы строго следили, чтобы детей
регистрировали своевременно, вот Василий Алексеевич со страху и соврал, что сын
появился на свет только сегодня.
Алексей Петренко всегда производил впечатление человека трудового,
основательного. Про таких, как он, говорят - рукастый. Он и в самом деле многое
умеет - был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель сам не прочь смастерить. В
молодости Алексей Петренко увлекался спортом, занимался борьбой, и боксом
маненько, но руководитель драмкружка во Дворце пионеров отсоветовал, сказав, что
боксерам часто носы ломают. И от борьбы отвадил, пугая на этот раз сломанными
ушами... Вот и пришлось Петренко податься в актеры.
Два раза Алексей «благополучно» проваливался на вступительных экзаменах в
Киевский театральный институт. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у
родителей, устраивался работать кузнецом. Говорят, что кузнецы - спокойные,
основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный
взгляд, крепкое, мускулистое тело. Кажется, что он и сегодня легко поднимет
тяжеленную кувалду... О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминает с большим
уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои
коллеги-актеры».
В третий раз Петренко отправился попытать счастья в Харьковский театральный
институт. Перед экзаменами ему очень повезло - он встретил театрального деятеля
Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и
тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его
вчыты...»
Театр. Из периферии в северную столицу
Окончив училище в 1961 году, Алексей служил в Запорожском музыкально-драматическом
театре имени Щорса, потом в Донецком русском драматическом театре в городе
Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены,
наигравшись крохотных, случайных ролей, Алексей Петренко по приглашению Игоря
Владимирова перебрался в ленинградский Театр имени Ленсовета. И первой его
работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея».
Сказать, что Петренко сразу же ворвался в театральную жизнь северной столицы,
было бы неверно. Поначалу Алексея Петренко видели, как острохарактерного актера и
доверяли роли, подобные Бьенделло в «Укрощении строптивой». Характерные роли
Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это
блестяще доказал в образах графа Воронцова из «Пушкина в Одессе», Свидригайлова в
«Преступлении и наказании», Матиаса-Монеты в «Трехгрошовой опере» и других.
Первые роли в кино
В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году. Первые роли Петренко были
прелюдией к его крупным работам. Справедливо будет заметить, что актеру удавалось
превратить любой образ в нечто значительное: фарцовщик в приключении «
День солнца и дождя», Освальд в «Короле Лире» Григория Козинцева.
Визитной карточкой Алексея Петренко, главным, выдающимся художественным
созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте
«Агония» (1974). Когда Элим Климов только начинал работу над фильмом «Агония», то
более всего боялся ошибиться в выборе актера на роль Распутина. Слишком уж фигура
трудноподъемная и сложнообъяснимая, загадка, которая и сегодня до конца не
разгадана. На эту роль пробовались все известные мастера экрана, и даже был
утвержден один из них - Леонид Марков. Но в это время режиссер-постановщик картины
случайно забрел на спектакль «Преступление и наказание», где Свидригайлова играл
молодой исполнитель, знакомый только ленинградским театралам. В тот вечер Климов
принял решение сделать ставку на неизвестного, неопытного в кино Алексея
Петренко.
Съемки шли непросто, Климов буквально загонял, вымотал Петренко физически.
Режиссер вспоминал: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких,
как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую
энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это,
что называется, чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он
попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько
месяцев, и я до сих пор виню себя в этом...»
Это сверхнапряжение того стоило. Петренко создал незабываемый образ Распутина,
но, к сожалению, широкому зрителю долгое время эта картина была не доступна. После
премьеры фильма Леонид Ильич Брежнев недоуменно заметил: «А зачем это?», а у главы
ГДР Эрика Хонекера фильм и вовсе вызвал негативную реакцию. После этого, вполне
естественно, судьба картины была решена. «Агония» пролежала «на полке» десять лет
и вышла в прокат лишь в 1985 году...
Среди ранних работ актера нельзя не отметить и небольшую роль
летчика Юрия Строганова в картине Германа «Двадцать дней без войны» (1976). Герой
Алексея Петренко - человек, лишившийся опоры в жизни. Он едет с фронта домой, чтобы
расправиться с изменившей ему женой. К счастью, он одумается и не натворит беды, но
жену так и не простит. В этой картине у Петренко всего-то монолог, хотя довольно
длинный. Но как пронзителен этот монолог. Потому то и роль запомнилась зрителям на
долгие годы.
Образы сильных мира сего[/b]
Актером созданы образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная
необузданность и невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех
остальных своим пожаром. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро, иной раз
глубоко запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует кураж.
Так в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексей
Петренко снялся в роли самодержца Петра Великого - не по крови, по нутру. Актер
сделал роль весело и хитро, с умом смекалистого и озорного русского мужика. Тут
Петр - и отец родной, но и, как положено, бороды топором рубает своим подданным,
плясать всех чохом заставляет, насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской
душе. Дуэт с Владимиром Высоцким получился неожиданно гармоничным, несмотря на
разность актерских и человеческих фактур. А вот от роли Петра Великого в
американском проекте Алексей Петренко в свое время отказался.
Сыграл Алексей Петренко и Сталина в картине «Пиры Валтасара, или Ночь со
Сталиным» Юрия Кары по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема», при этом, не
имея от природы ни капли портретного сходства с «отцом народов». Но тут
стилистика была соответствующая - искандеровская, печально-ироничная, а Сталин
проводил время в ночных кутежах. К образу Сталина актер вернулся в картине
«Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощание» Михаила Пташука. На сей раз,
актер сыграл двойника Сталина, участвующего в шоу, ставших модными в одно время.
Фейерверк ролей[/b]
Алексей Петренко всегда подходил к созданию своих образов с ответственностью. Да,
он именно создавал своих героев, часто не играя в предложенных ему рамках, а идя
наперекор режиссерской роли. Не смотря на это, самые разные режиссеры мечтали,
чтобы он сыграл в их фильмах. Среди них, например, знаменитая Динара Асанова, у
которой актер снялся в 1976 году в роли директора школы Кирилла Алексеевича
Назарова в драме «
Ключ без права передачи». Именно присутствие в фильме Петренко
сдвинуло все акценты, превратив его персонаж из второстепенного героя в
основного, можно даже сказать в нравственный центр картины.
У той же Динары Асановой Петренко
вновь снялся в 1977 году в социальной драме «Беда». Вновь приглашал его и Элем
Климов - в 1982 году актер сыграл роль угрюмого председателя сельсовета в
социальной драме «Прощание». Кроме того, Алексей Петренко сотрудничал с такими
известными режиссерами, как: Виталий Мельников (главная роль в комедии
«Женитьба» по Гоголю), Сергей Герасимов (в его последней ленте «Лев Толстой»),
Владимир Мотыль (главная роль в трагикомедии «Невероятное пари» по мотивам
Чехова), Вадим Абдрашитов (в современной притче «Слуга»). Многим зрителям
запомнилась его работа в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «
Узник замка Иф». Это его аббат Фариа морально поддерживает попавшего в
темницу Эдмона Дантеса (Виктор Авилов), а потом передает ему тайну сокровищ
острова Монте-Кристо.
Не обошел Алексея Петренко своим вниманием и Эльдар Рязанов. В знаменитом
«Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова.
Паратов-Кнуров-Вожеватов в исполнении блистательного трио
Михалков-Петренко-Проскурин - это удивительно точный и яркий срез российского
купечества 19 века. Из этой тройки Кнуров кажется самым неприступным и грозным. Но
на поверку, именно его герой из стаи хищников проявляет самые человеческие
качества.
В активе Петренко не только глубокие драматические образы. Актер легко
чувствовал себя и в жанре комедии. В середине 80-х большой популярностью у зрителей
пользовалась короткометражка «Давыдов и Голиаф» режиссера Геннадия Байсака. Два
персонажа - маленький, щупленький семиклассник Витя Давыдов в исполнении Саши
Солдатова и рабочий завода, прозванный за свое могучее телосложение Голиафом,
роль которого и исполнил Алексей Петренко. На этом противопоставлении и
поставлен фильм. Честный школьник вступает в неравную борьбу с матерым «несуном»
и одерживает победу...
В
телеверсии «Мертвых душ» (1984) Господь так распорядился, что Алексею Петренко
довелось поработать с Павлом Луспекаевым, чем он очень гордится. Павел Луспекаев
гениально исполнил роль Ноздрева, а Петренко изображал пристава, который
приходит арестовать Ноздрева. «Понимаете? Я арестовываю Луспекаева! Хотя бы так...
А ведь могло и этого не быть», - волнуется, вспоминая Алексей Петренко. Актер,
которому изначально дали роль пристава, не смог выучить заковыристый текст
вовремя, тогда - то и позвонили Петренко: «Через три часа запись, успеешь
подготовиться?» Успел... Видимо, в жизни ничего зря не бывает.
«Сибирский цирюльник»
В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В
«Сибирском цирюльнике» Никита Сергеевич преподнес ему эпохальную роль генерала
Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле,
достойные кисти Кустодиева и ярмарочных картинок, вполне оправдал удалой размах
режиссера - запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку Россию. Радлов жевал
граненые стаканы, гулял и куролесил, показывая всю мощь и доблесть русской натуры,
широкой, словно Масленица.
Эта вечно хмельная головушка, человек «без руля и ветрил» влюблялся
по-детски в иностранную, диковинную женщину. Словом, он - русский, и этим многое
объяснялось в его поведении. Кстати, про Масленицу: актер очень убедительно
изображал пьяного на ней. Вообще-то, до работы и на съемочной площадке он никогда
не пьет. Закон. Но в тот раз, Никита Михалков налил ему водки... Но это не помогло,
а только мешало. Когда снимали сцену Масленицы, на Петренко навешали килограммов
сорок разного реквизита. Костюмеры не могли все за один раз донести, а ему в этом
наряде пришлось с цыганами вприсядку отплясывать...
На съемках «Сибирского цирюльника» у актера случился второй инфаркт - это тоже,
наверное, плата за кино. Съемки, правда, не пришлось переносить. Алексей Петренко,
тьфу, тьфу, тьфу..., со своим инфарктом как-то очень удачно вписался, и на картине
это не отразилось. Правда, несколько раз пришлось тайком пробираться из
больничной палаты на съемки.
В новом веке[/b]
Петренко часто вынужден оправдывать режиссерскую неубедительность и
расплачиваться за нее. Он умеет войти в самое причудливое эстетическое
пространство, неизменно привлекает к себе внимание самых изощренных и
неожиданных режиссеров, в том числе и новой генерации. И не боится эксперимента,
не боится погружения в неведомые воды.
В картине Михаила Пташука «В августе 44-го...», поставленной по мотивам
одноименного романа Владимира Богомолова, Алексей Петренко сыграл небольшую
роль генерала Егорова. Глуховатый голос - говорит, словно с одышкой. На войне как
на войне, решения следует принимать быстро и верно, от них зависит, как пройдет
операция. А у Владимира Бортко в многосерийной киноленте «
Идиот» по Достоевскому, Петренко -
опять генерал, теперь - Иволгин.
Алексей Васильевич по-прежнему востребован кинематографом: князь Голицын в
фильме Светланы Дружининой «Анна Иоанновна», профессор-патологоанатом Фаддей
Казимирович в сериале Александра Прошкина «
Доктор
Живаго», капитан в музыкально-романтической мистерии Валерия Пендраковского
«
Бегущая по волнам»...
В 2007 году Алексей Петренко
вновь работал у Никиты Михалкова в ремейке «Двенадцати разгневанных мужчин».
Хотя Петренко и не согласен, что это ремейк - вполне даже самостоятельный фильм,
только название старое оставили... Он играет рабочего-метрополитеновца, бывшего
проходчика, а ныне - пенсионера, служащего дежурным по станции. В фильме он один из
присяжных заседателей. Про роль Петренко в фильме можно сказать: «заметный
человек».
Присутствие
актера в фильме ощутимо, даже если он просто сидит и молчит - великолепная роль.
У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного
желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно
отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что
актер исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать на роль другого
актера. Алексей Петренко уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно».
Всегда его мучили сомнения: «А надо ли, а справлюсь ли?» Он по натуре - самоед.
Кто-то принимал его сомнения и отказы за неуживчивый характер. Отказался Алексей
Петренко в свое время от роли Захара в картине «Несколько дней из жизни И. И
Обломова» у Михалкова, потому что мечтал о самом Обломове. Эту роль Алексею
Петренко так и не пришлось сыграть. До сих пор он мечтает о Егоре Булычеве и Тарасе
Бульбе.
Любовь к сказкам[/b]
Русские сказки Алексей Петренко боготворит. Долго актер читал их как бы для себя.
Жена все спрашивала: «Чем ты занимаешься? Кому это надо?» Он, улыбаясь, отвечал:
«Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».
И, наконец-то, исполнилось заветное желание: Алексей Петренко записал на
телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок. Теперь вот размечтался
сделать то же самое с украинскими, белорусскими и болгарскими сказками.
Собирается читать их, как говорится, на языке оригинала.
Он же вырос на Черниговщине, где речь особенная, смешанная -
русско-белорусско-украинская. Когда учился в театральном институте, за ним по
пятам ходил лингвист и все расспрашивал: «А как у вас произносят это слово? А это?»
В общем, украинским и белорусским актер вполне сносно владеет с детства.
Болгарский, правда, знает маловато, но ничего, придется подучить, коли надо. Но это
все пока мечты, а вот Гоголя «Тараса Бульбу» Алексей Петренко с телеэкрана уже
прочел.
Личное[/b]
Трижды состоял в браке.
Первая
супруга (1960-1979) - певица
Алла
Петренко, дочь от первого брака Полина (р.1962, вдова актёра Алексея Полуяна ),
внучка Анастасия (р.1992), - проживают в Германии.
Вторая жена - известный журналист, в прошлом театральный обозреватель
«Правды», Галина Петровна Кожухова-Петренко (1933-2009). Пасынок - журналист и
телеведущий Михаил Кожухов .
В
2010 году женился в третий раз на Азиме Абдумаминовой (Расуловой), киргизской
журналистке, этнической узбечке (ранее работала директором Госфильмофонда,
возглавляла пресс-центр президента Киргизии).
Алексей Петренко в возрасте 78 лет скончался 22 февраля 2017 года в Москве.