Прыгунов Роман Львович 26 мая 1969 года в Москве, в семье известного актёра Льва
Прыгунова . Мать - Элеонора Романовна. Дед по материнской линии, Уманец Роман
Емельянович, во время Великой Отечественной войны был заместителем председателя
Госснаба СССР, затем заместителем министра автомобильной промышленности СССР
(арестован в 1949 году, освобождён в 1953 году, умер в 1954 году).
В 1992-1996 годах работал режиссёром на студии Art Pictures, снимал музыкальные видеоклипы
и телевизионную рекламу. В 1996 году был соучредителем создания рекламного
агентства «Пропаганда» вместе с Филиппом Янковским. С 1999 года - кинорежиссёр,
сотрудничает с «Central Partnership», снимает музыкальные видеоклипы и телерекламу.
В 1999 году сыграл эпизодическую роль в фильме «8 1/2 долларов».
Как кинорежиссер дебютировал в 2002 году триллером «Одиночество крови»,
повествующем о загадочных убийствах красивых девушек в Москве. В картине снялись
известные актеры: Ингеборга Дапкунайте, Гоша Куценко, Вячеслав Разбегаев, Оксана
Фандера. В том же жанре была и следующая картина Романа Прыгунова - «Индиго». И
вновь главные роли режиссер доверил известным лицам: Ивану Янковскому, Марии
Шукшиной, Гоше Куценко.
Надо отметить, что обе первые работы Романа Прыгунова вызвали широкий резонанс в
прессе. То же самое можно сказать и о фильме «ДухLess» (экранизация бестселлера
Сергея Минаева), вышедшем на экраны в 2012 году. Фильму присущи все атрибуты Москвы
«нулевых»: модные клубы, офисы из стекла и бетона, спортивные автомобили, закрытые
вечеринки, наркотики, алкоголь, люди из списка «Forbes». Главного героя, работника
рекламной компании Макса, сыграл Данила Козловский.
Из интервью Романа Прыгунова газете «Взгляд» от 2 октября2012 года: «Время
хороших концов»
Режиссер фильма «ДухLess» Роман Прыгунов считает, что сейчас России нужны
хэппи-энды! «В чем проблема нашей страны? Европа и весь мир, куда мы хотим попасть,
живут по принципу «законно или незаконно». А мы, к сожалению, живем по принципу
«свой - чужой», - объяснил в интервью газете ВЗГЛЯД режиссер Роман Прыгунов,
рассказывая о своем фильме «ДухLess», снятом по одноименному роману Сергея Минаева.
Фильм выходит в широкий прокат 4 октября.
- Роман Минаева отражает реальность середины 2000-х, в ваш фильм - жизнь начала
2010-х. Фильм «ДухLess» - о том, что происходит сегодня, или скорее о некой «нашей
эпохе», имеющей более широкие временные рамки?
- Иногда бывает так, что хочется выдать одно за другое. Буду с вами откровенен: я за
10 лет снял всего три фильма и, когда мне предложили участвовать в этом проекте, я
согласился безо всяких сомнений - у меня не было вариантов. Я неплохо делаю
картинку, и у меня, может быть, неплохой кинематографический вкус. Наверное,
именно поэтому меня пригласили. Задача у меня была скорее ремесленническая, чем
высокохудожественная - сделать ребрендинг этого романа, как бы цинично это ни
звучало. Как-то его обновить, освежить. Люди ведь не меняются, и со времен Рима
страсти остаются все теми же. Может быть, актуальность потеряли марки машин,
бренды одежды, названия хитов и музыкальных команд, но по сути человек остается
одним и тем же. Я просто что-то перелицевал, поменял какие-то детали. Мы попытались
уловить веяния времени, как-то на него отреагировать, ввели аллюзию на группу
«Война», что-то еще. Я - обыкновенный москвич с довольно обычными, наверное,
взглядами на жизнь, и не пытаюсь строить из себя кого-то другого. Наш фильм -
попытка ответить на ожидания зрителя, на общественные запросы.
- И все-таки, герой фильма - это тридцатилетний человек середины 2000-х, условно
перенесенный в сегодняшний день, или это сегодняшний тридцатилетний?
- Ну давайте скажем наугад, что верен второй вариант - он мне ближе. Хотя что-то я
делал подсознательно. Ты не всегда можешь точно определить смысл своих действий.
Иногда ты просто чувствуешь некую общественную вибрацию и пытаешься дать на нее
какой-то ответ.
- А вообще, согласны ли вы, что нынешнее время существенно отличается от того,
которое отображено в романе? На ваш личный взгляд, сильно ли изменилась
жизнь?
- При всем уважении к вопросу, для меня это некоторая заумь, откровенно говоря. Я -
животное, делаю многие вещи интуитивно. И если у меня что-то получилось, то скорее
интуитивно, чем обдуманно. Если говорить о моей собственной жизни, состоящей из
того, что я встаю утром, иду в магазин и т. д., то она изменилась не очень сильно.
Жизнь изменилась, может быть, у Путина или у кого-то еще, кто раньше занимал одни
должности, а теперь - совсем другие. А я как был человеком из богемы, так им и
остался, как жил режиссерской жизнью, так и живу. Маленьких людей перемены,
конечно, тоже как-то касаются.
Но вот, скажем, кто-то там в Сирии воюет, а мне до этого никакого дела нет, в
сущности. Вспоминается рассказ одной моей знакомой, которая в 1960-е годы жила в
украинской провинции. Был известный момент, когда шла борьба за Кубу, и вот в этом
провинциальном украинском городе, где все бедные, какая-то бабка бежит по двору и
кричит другой бабке: «Таня! Таня! Куба наша!» Вот я об этом, понимаете? Что же
касается романа, то это, в принципе, попсовая вещь, мы ведь понимаем, что это не
«Фауст» Гете. А фильм - просто блокбастер, вот и все.
- Кстати, а как произошло ваше знакомство с романом?
- Когда мне позвонил продюсер Петр Ануров и предложил прочесть книгу, я был,
по-моему, на Казантипе - отдыхал, лежал на пляже. Оказалось, что у девушки, которая
лежала рядом, эта книга как раз была. Я попросил ненадолго, бегло почитал. Ну то
есть не то чтобы бегло, но в любом случае там ведь все понятно. Да и вообще, моя
бабушка - учитель русского языка и литературы. За что я благодарен Минаеву, так это
за то, что никто из его персонажей не корчит из себя супергероя. Я с Минаевым,
кстати, до этого не был знаком. В целом мне кажется, что у нас получилась
адекватная экранизация популярного в народе романа.
- Роман заканчивается, по-видимому, гибелью главного героя, а у вас - не то
чтобы хэппи-энд, но финал, скажем так, обнадеживающий. Это просто изменение,
внесенное в данный конкретный сюжет, или здесь есть какой-то общий
оптимистический посыл?
- Конечно, есть. У нас было несколько вариантов финала. В том числе, например, такой:
главному герою звонит начальник, которого играет Михаил Ефремов, и говорит: а ну
быстро, б..дь, на работу! И тот бежит на работу. Был и такой вариант, что герой
кончает совсем плохо. Но мне кажется, что сейчас в России - время хороших концов.
Людям надо давать надежду. По-моему, поколение новых независимых людей, чье
мышление свободно от советских категорий, просто обязано включиться в ход
событий и что-то срочно сделать - говорю это без ложного пафоса. Иначе будет
катастрофа. У них нет опыта, но у них есть молодость и есть будущее. Мне 43 года, и
мне хотелось бы верить, что 20-летние смогут заявить о себе, начать отстаивать свои
права, бороться за свое будущее - и за свою старость. Причем бороться покруче, чем
это делаем мы.
- Да, но сейчас вы имеете в виду тех людей, которых в фильме представляет
подруга тридцатилетнего героя. А те, чьим собирательным образом является он сам,
по-вашему, могут как-то поучаствовать в движении к светлому будущему?
- Лично я не верю, что человек способен измениться, особенно если ему за тридцать.
Но я все-таки хочу в это верить. Шопенгауэр сказал, что у тех, кому больше тридцати,
есть только одна возможность измениться, а именно - изучить свой характер и
сделать над собой усилие. Только в этом случае можно что-то поменять. Я бы сказал
так: в нашем фильме духоборческий финал. Мы за то, чтобы шанс на лучшее был.
Показать плохой конец для художника легче всего, нас тоже к этому так и тянуло. Но
все-таки мы сделали иначе. В этом смысле правы и Петя Ануров, и Федор Бондарчук, и
мой отец,
Лев Прыгунов - они показали мне верный путь. Они сказали,
что меня проклянут, если конец будет плохим. И я полностью согласен с ними в том,
что плохим его делать было нельзя. Потому что сейчас нам нужны хорошие финалы. А
кроме того, есть еще одна техническая вещь: фильмы с хорошими концами собирают
больше зрителей. И это тоже немаловажная деталь.
- Подруга героя показана в фильме социальной активисткой, чего в книге нет -
это как раз одна из примет новой эпохи, причем в контексте всего остального едва
ли не главная. Активисты изображены в фильме с некоторой иронией, но вам, похоже,
действительно представляется, что политизированная деятельность так называемых
арт-групп - определяющая черта времени. Я правильно понял?
- Несомненно. Лично мне эти люди очень симпатичны. Я в восторге от акции «Войны»,
где был задействован Литейный мост. Мы с ними встречались, и в каком-то смысле
именно эта бригада вдохновила нас на то, чтобы сделать героев именно такими.
Кстати, нужно помнить, что подобные группы существовали издавна, еще с 1960-х - во
Франции, например. И в фильмах мне тоже импонирует эта линия - я имею в виду таких,
как бы сказать, ироничных «террористов», традицию, идущую от Бунюэля с его
«Скромным обаянием буржуазии». Все началось с него. В общем, я сразу понял, что эти
ребята мне симпатичны, и я хочу вернуть их на экран.
Мне приятно, что вы заметили наше ироничное отношение к ним - я вообще считаю, что
слишком серьезным быть нельзя, и ко всему стараюсь относиться с юмором. Как к
активистам, так и к тем, кто является их полной противоположностью. Но звучащая в
фильме фраза «ах ты сексист гребаный, ты мне слова вставить не даешь» - это слова
Толоконниковой, сказанные во время нашей встречи. По-моему, она сказала их другому
участнику «Войны», которого зовут Леня. Я - ни за тех, ни за других, я - за себя. Но
они - славные ребята, и им тоже нелегко.
- По-видимому, герои, прототипами которых послужила «Война», как раз и видятся
вам настоящими людьми будущего?
- Я скажу так: я очень хочу верить, что мы сделали культовое кино, которое останется
свидетельством некого момента. Костюмы, марки машин, манеры, слова, привычки - все
это мне важно было запечатлеть. А глубже я не копал. Наверное, можно сказать, что
мне повезло.
- В продолжение темы активистов: к Pussy Riot вы, наверное, тоже относитесь
положительно?
- Скорее положительно, чем нет. Ведь в чем проблема нашей страны? Европа и весь мир,
куда мы хотим попасть, живут по принципу «законно или незаконно». А мы, к
сожалению, живем по принципу «свой - чужой». По закону девочки должны были
отсидеть 15 суток, и все - их должны были отпустить. Вот о чем тут речь, а не о том, что
они совершили и кого они обидели. Своему можно все, а чужому - ничего. Поэтому в
интересах своего закон нарушается. Это меня бесит, и с этим я никогда не
соглашусь.
- Можно ли вкратце определить, кому адресован фильм «ДухLess»? Для кого это
кино?
- Да, можно. Записывайте через черточку: это кино для чу-ва-ков.