Урожденный Атаманян Левон Константинович появился на свет 21 (8 - ст. стиль) февраля
1905 год в Москве, в армянской семье.
В 1926 г. окончил 1-ю гос. киношколу с дипломом режиссёра и актёра (мастерская Л. В.
Кулешова). С 1928 г. - на кинофабрике «Госвоенкино» в качестве помощника режиссёра у
Ю. А. Меркулова, затем - на «Межрабпомфильме». Некоторое время работал как
сорежиссёр с В. Г. Сутеевым и Д. Н. Бабиченко, а с 1935 г. - самостоятельный режиссёр. В
1936 - 1948 гг. работал в Армении, с 1948 г. - на «Союзмультфильме». Снимал рисованные
фильмы. Начиная с 50-х сотрудничал с художниками-постановщиками А. В. Винокуровым и
Л. И. Шварцманом, позже - с Б. Корнеевым, Р. Зельма, Г. Брашишките и др. Был
председателем Бюро творческой секции и членом худсовета «Союзмультфильма»,
заместителем председателя секции мультипликации Союза Кинематографистов СССР. В
начале 1960-х гг. - Председатель режиссёрской коллегии кукольного объединения
«Союзмультфильма».
Леонид Шварцман вспоминает о работе с Л. Атамановым:
"В 1951 году я закончил ВГИК и получил приглашение Льва Константиновича Атаманова
на фильм «
Аленький цветочек» в качестве художника-постановщика. Моим
сопостановщиком стал Винокуров Александр Васильевич, закончивший ВГИК в 1950 году.
Так началось наше многолетнее сотрудничество. Режиссер Атаманов и художники
Винокуров и Шварцман. Я вспоминаю эти годы нашей совместной работы как самые
радостные и светлые в моей жизни. Ну, во-первых, мы были молоды, полны творческого
энтузиазма и интереса к работе. Нашим бесспорным лидером был всегда Лев
Константинович. Не только как режиссер, генератор всех замыслов и идей, но и как
старший товарищ, непререкаемый авторитет, стоящий на ступеньку выше нас во всем, в
культуре, в творчестве, да и вообще в жизни.
Винокуров, прекрасный живописец, решал декорационную сторону фильма. Я, как
рисовальщик, работал над созданием персонажей. Раскадровка тоже была моей частью
работы. Лев Константинович рисовал, мягко говоря, по-любительски. Но этого было
достаточно, чтобы выразить свои мысли и пожелания. Я его прекрасно понимал и в
своих рисунках воплощал его идеи. Так создавалась раскадровка, где намечались
персонажи и композиции будущих кадров фильма. Затем Атаманов, с секундомером в
руках, садился за режиссерский сценарий. Большим подспорьем в этой работе были
мои рисунки. Каждый этап подготовительного периода совместно обсуждался, не
обходилось без споров, иногда весьма бурных.
Так проходила работа над «Аленьким цветочком» и «Золотой антилопой». А когда мы, в
1955 году, приступили к работе над «Снежной королевой», и нам необходимо было
прочувствовать атмосферу Дании, Копенгагена, мы на две недели поехали в Ригу,
Тарту и Таллин. О Западной Европе в то время и мечтать нельзя было. Эта поездка
втроем нас сблизила еще больше. Мы там фотографировали, рисовали, бродили по
удивительным улицам и закоулкам этих чудесных городов, гуляли по берегу моря,
увидели впервые дюны. Это стало для нас откровением. И все это легло в основу
фильма. Определило его дух и сущность. Сколько было интересных бесед и обсуждений
увиденного. Сколько споров, обид и примирений. И, как всегда, Лев Константинович
оставался лидером, третейским судьей, наставником.
А как велика была роль Атаманова, когда он снимал и записывал реплики актеров. И
каких актеров! Н.Боголюбов, В.Грибков, М.Астангов, Барабанова в «Аленьком
цветочке». Рубен Симонов, В.Сперантова, Н.Никитина в «Золотой антилопе». Мария
Бабанова, В.Грибков в «Снежной королева».
Ведь в то время почти все фильмы с человеческими персонажами на нашей киностудии
делались «по эклеру», т.е. не только записывались голоса актеров, но снимали их
актерскую игру, рисунок роли, жесты, мимику, походку, и даже мизансцены.
Все это впоследствии использовали аниматоры в своей работе, конечно, внося
коррективы в рисунок героев, «вгоняя их в типаж». Естественно, режиссером этих
натурных съемок был Атаманов. И не только режиссером, но и душой этого
замечательного актерского коллектива.
Его доброта, мягкий юмор, интеллигентность и доброжелательность были залогом
успешной работы и прекрасной творческой атмосферы на съемочной площадке. Много
лет Лев Константинович был членом худсовета студии. Я часто бывал на заседаниях
худсовета и меня всегда поражали его выступления. Всегда уважительные по форме,
очень конструктивные и принципиальные. Даже критикуя, он пытался стать на позицию
оппонента и посмотреть на проблему его глазами. Я знаю много случаев, когда его
поддержка решала судьбу будущего фильма.
А удивительная деликатность Атаманова! О ней ходили легенды по студии. Я был
свидетелем, когда он неоднократно звонил по телефону молодой девушке-монтажнице
и терпеливо спрашивал, не затруднит ли ее, если он придет в монтажную в такое-то
время. Это его отношение к людям касалось всех, с кем бы он ни общался. До сих пор
старые сотрудники студии с таким теплом вспоминают Льва Константиновича."
Ему было за 60, а он любил вприпрыжку, совсем как двадцатилетний выпускник Первой
государственной киношколы, спускаться по лестницам союзмультфильмовской студии.
Он удивлял многих, в том числе и маститых американских коллег: разумеется, не
столько спуском в фойе, сколько подъемом в искусстве. Именно Атаманову
принадлежат самые красивые советские мультфильмы. И еще: специалисты продолжают
утверждать, что до сих пор нет режиссера, способного конкурировать с ним на
предмет «кадровой» передачи качеств любви, дружбы, преданности. Таким же
преданным он был и в жизни.
Л. К. Атаманов умер 12 февраля 1981 года в Москве. Похоронен на 5
участке Армянского кладбища (филиал Ваганьковского кл.) Москвы.