Родился Херберт Браф Фэлкон Маршалл 23 мая 1890 года в семье Перси Ф. Маршалла и Этель
Мэй Тернер. Он окончил колледж «Святой Марии» (с 1964 года известный как Харлоу
колледж) в Старом Харлоу, графство Эссекс и некоторое время работал клерком,
подвизаясь в бухгалтерии. Обучался Херберт, чтобы стать сертифицированным
бухгалтером, но его тянули к себе подмостки. Он мечтал не смотреть на длинные
колонки цифр, а мечтал увидеть завороженные глаза зрителей. И он пошел за своей
мечтой. Уже в 21 год он попадает на сцену. Его дебют в театре состоялся в 1911 году и
работал он довольно-таки успешно до начала Первой Мировой войны.
Его призвали в Лондонский Шотландский полк, где судьба его свела с такими
будущими звездами как Бэзил Рэтбоун, Роналд Колмэн и Клод Рэйнс, с которыми в
будущем его еще не раз сведет судьба в Голливуде. Во время Первой Мировой войны он
потерял ногу и из госпиталя вышел на деревянной ноге. Однако это не остановило его
в осуществлении своей мечты продолжить карьеру и стать хорошим артистом. Он
преднамеренно использовал костюмы, зрительно увеличивающие его плечи, делая их
почти квадратными, и старался как можно меньше передвигаться - в основном
незаметно - чтобы скрыть свою инвалидность, которую он тщательно скрывал от
общественности в течение довольно-таки длительного времени своей актерской
карьеры.
Херберт Маршалл 20 лет провел на лондонской театральной сцене. И достиг
потрясающих результатов, добившись значительного статуса, прежде чем его фигура
попала на экраны. Он сделал переход в киноактеры уже непосредственно в звуковое
кино, не считая одной немой кинокартины «
Mumsie» (1927), снятой в Великобритании. С его
замечательным сочным баритоном, милым британским акцентом с минимальной мимикой
лица и беззаботной легкостью, которые были уникальны. Его, скорее пресыщенное
поведение может принимать различные нюансы - без явных эмоций - с учетом характера
той роли, которую он играл, будь то комедия или сложная драма и акцент всюду прямо
ложится на роль, придавая дополнительную окраску. Сначала он подвизается на
романтических ролях и позднее переходит к характерным ролям.
Он способен от романтического образа перейти к образу достойного офицера, врача
или обманутого мужа или политика с различной степенью подлости и все, совершая
бесстрастно, не спеша, иногда нарочито медлительно, словно задумавшись. Ему легко
давались и роли романтических недотеп и роли бесстрастных преступников.
Ему было почти сорок, когда он появился в Голливуде на студии Парамаунт в своем
первом фильме «Письмо» (The Letter) в 1929 году с примитивным звуком, с более известным
вторым вариантом, римейком 1940 года, в котором он же сыграл с Бэтт Девис. В первом
фильме Маршалл играл убитого любовника, во втором варианте - обманутого мужа. Он
пользовался спросом и популярностью в 1930-х годах, снимаясь за год в пяти и даже
шести картинах. Иногда съемки проходили одновременно. Возможно его лучшая
комедийная роль «
Неприятности в раю» (Trouble in Paradise, 1932), одной из первых
музыкально-звуковых комедий режиссера Эрнста Любича. И в этом же году он
снимается в одной из своих наиболее теплых романтических ролей в удивительно
эротичном фильме «
Белокурая Венера» (Blonde Venus), снявшись партнером пленительной Марлен
Дитрих.
Обходительность и спокойствие, вдумчивость и налет романтизма, конечно, сыграли
свою роль в выборе голливудских продюсеров и режиссеров актера для исполнения
именно романтических ролей. Он играл с великими партнершами Гретой Гарбо в
«Разрисованной вуали» (Painted Veil, 1934), с Марлен Дитрих в «Ангеле» (Angel, 1937), с Бетт Дэвис
в «Маленьких лисичках» (The Little Foxes, 1941). Его ставят на роль в экранизации, в
частности в признанной классике: «
На краю
лезвия» (The Razor's Edge, 1946) по Сомерсету Моэму. Его пригласил на роль Эрнст Любич в
фильм «
Неприятности в раю» (Trouble in Paradise, 1932). Его с удовольствием снимали
Альфред Хичкок, УильямУайлер, Эдмунд Гулдинг, Сесил Б. ДеМилль.
Знакомство Маршалла в Гарбо состоялись в один прекрасный день, когда ему сказали
непосредственно сразу после съемок его в картине «
Outcast Lady» приступить к пробным съемкам в
«Разрисованной вуали». «Считалось, что мой макияж, косметика в «
Outcast Lady» была уж слишком темной для сцен
с мисс Гарбо», - вспоминал Маршалл. «Мисс Гарбо была в своем портативном бунгало,
когда ей сказали, что я прибыл на пробы, чтобы сделать тест с нею, она довольная
выпорхнула из бунгало. Я не томился в ожидании, даже в течение минуты, она подошла
ко мне, улыбнулась и очень дружелюбно протянула ко мне руки. Она сказала: «Я
понимаю, г-н Маршалл, что там, кажется, несут какой-то вздор о косметике, если Ваша
косметика будет неправильной, то я изменю мою».
Сорокачетырехлетний Маршалл нашел Гарбо, намного более приятной, чем он ожидал,
услышав о ней от Роберта Монтгомери (который снимался с Гарбо в фильме
«Вдохновение») во время совместных съемок с ним в фильме «
Быстрина» (Riptide, 1934).
Элегантный Маршалл, часто называемый настоящим английским джентльменом, видел
качества в Гарбо, которые, без сомнения, выявляли его манеры и поведение. «Я
никогда не встречал более естественную женщину, чем Грета Гарбо» - заявлял
Маршалл: «Я сказал бы, как аутсайдер (а он был пришлым в Голливуде), что большая
часть неприветливости и холодности, которые приписывают ей, а все только потому,
что она не распространяется о себе сама».
Возраст и приобретенный опыт позволяли актеру играть разнообразные и
существенные роли. Он был тонким политиком и лидером, стоящим на страже мира, а на
самом деле ведущим закулисную поддержку милитаризированного государства
(Германии) в «Иностранном корреспонденте» (Foreign Correspondent, 1940) в одном из ранних
голливудских фильмов Альфреда Хичкока. Кто может забыть Маршалла в небольшой, но
запоминающейся роли Скотта Чавеса, который в начале фильма «Дуэль на солнце» (Duel in
the Sun, 1946) с типично маршалловской беззаботностью и спокойствием убивает свою жену
за ее обман?
В 1950-е годы Маршалл снимается в меньшем количестве фильмов, однако, таких же
разных по характеру героев и жанрам. Его голос идеально подходил, чтобы придать
правдоподобность некоторым фильмам ранней классики жанра фантастики как «Riders To
Nhe Stars» (1954), «
Гог» (Gog,
1954) и «
Муха» (The Fly,
1958). Но он также снимался в различный телевизионных проектах. Он комфортно себя
ощущал в телесериале «
77
Sunset Strip» (1958), в котором сыграл роль священника. По мнению критиков Херберт
Маршалл «украшал своим присутствием с апломбом почти 100 кинофильмов и
телесериалов, что составляет богатое наследие его творческой биографии».
Херберт Маршалл был женат пять раз. Первый брак с Молли Мейтлендт с 1915 по 1928 годы,
разведены. Второй брак с Эдной Бест с 26 февраля 1928 - 7 февраля 1940, разведены, один
ребенок. Третьей женой была Элизабет Роберта (Ли) Расселл с 26 февраля 1940 - ? (дата
развода неизвестна), разведены, тоже родился 1 ребенок. В четвертый раз он женился
на Бутс Мэллори 3 августа 1947, с ней он прожил до ее смерти 1 декабря 1958 и также
родился 1 ребенок. Последней женой стала Ди Энн Кахманн с 1960 года до дня его
смерти.
Среди его жен две были актрисами: одна из них была
Эдна Бест, с
которой он снялся в фильмах «
The Calendar» , «
Michael
and Mary», оба 1931 года и «
The Faithful Heart» (1932), второй была Бутс Мэллори, с которой он состоял в браке с
1947 года до ее смерти в 1958 году.
В 1966 году актер умер в результате инфаркта в Беверли Хиллз, Лос-Анджелес, штат
Калифорния. Херберт Маршалл был кремирован, а прах покоится в колумбарии
Крематория «Часовня сосен» (Chapel of the Pines Crematory) в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.