Марк Наумович Бернес (Нейман) родился 8 октября 1911 года в городе Нежин (ныне
райцентр в Черниговской области Украины) в еврейской семье. Его отец был служащим
в артели по сбору утильсырья. Позже семья переехала в Харьков. Поступил в
харьковский музыкальный театр «Муссури» Н. Н. Синельникова, взяв себе псевдоним
«Бернес». В 1929 году окончил театральные курсы в Харькове. Тогда же 17-летний Марк
ушёл из дома и приехал в Москву, работал статистом в нескольких театрах: в бывшем
театре Корша, затем в Театре Революции и др.
В 1930-1933 гг. в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии
считал своим учителем артиста Николая Радина.
С 1935 года снимался в кино. После эпизодических ролей («Заключённые», 1936 и
«Шахтёры», 1937), последовали заметные роли в фильмах «Человек с ружьём» (1938), «
Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1939). Игра актёра отличалась обаянием
и мягким юмором. Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в кинокартинах,
посвященных Великой Отечественной войне, особенно роль Аркадия Дзюбина в фильме
«
Два
бойца», где он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная
ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), а также стилизованную «под одесские
песни» «Шаланды». Песни Богословского из названных фильмов («Любимый город»,
«Спят курганы тёмные», «Шаланды», «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса были
записаны на пластинки, зазвучали по радио. После фильма «
Два бойца» продолжал
сотрудничать с Никитой Богословским и записал ещё несколько его песен («Письмо в
Москву», «Огонёк»).
Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30
декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал
выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По
радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («
Великий
перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б.
Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др.
Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний - в 1967), все больше внимания
Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор
для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании
репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и
придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его
заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями.
В 50-60-е годы создал в кино сложные характеры людей с нелегкой судьбой - таких, как
Умар Магомет («
Далеко от
Москвы»), Чубук («
Школа
мужества»), Радионов («
Они были
первыми»). 17 сентября 1958 г. одновременно две центральные газеты дали старт
хорошо организованной травле Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье
«Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным
нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского
«Звезда на „Волге“» в максимально мрачных тонах описывалось рядовое нарушение
Бернесом правил дорожного движения, поданное как факт «поведения, недостойного
советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих статей стало
фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и пластинки. Но с 1960 г.
голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной
передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, ст. О. Фадеевой).
В 1960 г. на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые
исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского.
Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в
исполнении В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исполнителя, раскрывшего весь
трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара.
В 1961 г. режиссёр Павел Арманд первым нарушил и запрет на приглашения Бернеса в
кино, сняв его в небольшой роли в своём фильме «Чёртова дюжина».
В последующие годы Бернес снова успешно работает, гастролирует в Польше,
Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, где получает многочисленные
восторженные оценки в прессе. Выступает на английском телевидении. В его
репертуаре появляются песни «Москвичи» (А. Эшпай - Е. Винокуров), «Если бы парни
всей земли» (В. Соловьёв-Седой - Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э.
Колмановский - К. Ваншенкин), «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский - Е.
Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель - К. Ваншенкин) и др. В 4-серийном
фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего
начинается Родина» (В. Баснер - М. Матусовский). 8 июля 1969 г. артист с одного дубля
записал знаменитых «Журавлей» Я. Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе
Наума Гребнева.
Указ о присвоении звания Народного артиста СССР должен был быть подписан
буквально через день после смерти Бернеса. Бернс так и не получил звание
Народного атриста, так как посмертно почётные звания не присваиваются.
Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких. Похоронен на
Новодевичьем кладбище. На похоронах в записи в числе других его песен звучала
песня «Журавли».
1996 На доме, где жил М. Бернес, установлена мемориальная доска. А в 1978 годк его
именем была названа одна из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
Марк Бернес был женат дважды. Первая жена - Полина Семеновна Линецкая
умерла от рака в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного
факультета МГУ). Живет в Америке.
Вторая жена (с 1960 г.) Лилия Михайловна Бодрова (умерла в 2006 году), привела в семью
своего сына Жана.