Робер Оссейн (Robert Hossein) - известный французский актёр, режиссёр театра и кино,
продюсер и сценарист, художественный руководитель театра «Мариньи» (Париж) с
русскими корнями.
Ранние годы
Оставивший одинаково глубокий след в театре и кино французский актер и режиссер
Робер Оссейн родился 30 декабря 1927-го года в Париже в семье композитора и
пианистки.
Его отец, уроженец Самарканда Аминуллах Гусейнов, приехав в Москву учиться,
принял православие и сменил имя на Андрей. Перед Первой мировой войной он уехал в
Германию, где продолжил обучение. Там же он познакомился с пианисткой и
актристкой Анной Миневской. Вместе супруги поселились в Париже, где отец Робера
сменил имя на Андре Оссейн.
Благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски. С 15 лет занимался в
студии при театре «Старая голубятня», потом закончил курсы Рене Симона, выступал
на сцене. Особую популярность имел в «театре ужасов» - «Гран-Гиньоль», где был
постановщиком ряда спектаклей.
Кино довольно рано привлекло Робера, и в послевоенные годы он пытается
зарабатывать участием у массовках (у Саша Гитри и Жана Деланнуа). Скитания по
"подпольному Парижу" сводят Робера с Жаном Жене, и протекция последнего помогает
18-летнему юноше проникнуть в театральную среду Сен-Жермен-де-Пре. Он появляется в
пьесах Жене, Сименона и Сартра, а 19-летним уже пишет и ставит на сцене собственную
пьесу "Бродяги".
Стремительный карьерный взлет Оссейна прерывает служба в армии, но по ее
окончанию Робер довольно быстро наверстал упущенное.
Карьера в кино
Он знакомится с писателем Фредериком Даром, который помогает ему переделать
роман "Свинец для этих дам" в пьесу. Триумфальный успех столь непритязательной
постановки, где Робер выступил и как режиссер и как актер, моментально открывает
ему двери в режиссуру. Из сотрудничества с Даром рождается первый кинофильм
Оссейна - "Мерзавцы попадают в ад", поразивший современников определенным "диким"
новаторством. Вскоре фильмом становится спектакль "Преступление и наказание" (где
Оссейн, естественно, Раскольников), а далее в творчестве Робера наступает самый
плодотворный в кинематографическом смысле период: он штампует по одному
"бандисткому" фильму в год (в трех из них снялась первая жена и мать двоих сыновей
Оссейна -
Марина Влади ), снимается в очень заметных фильмах
других режиссеров и неизменно триумфально играет на сцене.
Его характерной внешностью и голосом, умением лепить сложные характеры,
пользовались режиссёры Кристиан-Жак («
Вторая истина»
1965), К. Отан-Лара («Убийца» 1962), Ж. Лотнер («Профессионал»), Клод Лелуш «
Одни или другие» (Bolero/Les Uns Et Les Autres, 1981) и др.
Долгая дружба связывала его с мужем актрисы Бриджит Бардо французским актёром и
режиссёром российского происхождения Роже Вадимом (Вадим Племянников), у
которого он был актёром в картинах «Кто знает?» (1957), «
Порок и добродетель» (1963), «Барбарелла» (1968), «Дон Жуан-73» (Don Juan, 1973).
60-е становятся пиком кинематографической карьеры Оссейна. В 1964-м году Оссейн
принял приглашение Бернара Бордери сняться в фильме "Анжелике маркизе ангелов".
После выхода этого фильма на экран, Оссейн становится интернационально
знаменитым.
Карьера в театре
К концу 60-х власти Реймса предложили Роберу возглавить городской театр. Оссейн
быстро выводит Народный Театр Реймса на национальный, а затем и международный
уровень. Для начала Робер избирает довольно двусмысленный слоган "театр, который
не увидите и в кино", который, тем не менее, вполне успешно заработал, и за 8 лет
работы режиссер-новатор ставит целых 17 спектаклей. Оссейн одним из первых сделал
театр интерактивным и широчайшим образом задействовал возможности кинопроекции
на задник. Практически все свои без преувеличения грандиозные постановки - а
среди них "Броненосец Потемкин", "Нотр-Дам де Пари", "Дантон и Робеспьер",
"Отверженные", "Юлий Цезарь" и т.д. - Оссейн в конце десятилетия привез в Париж, и эти
представления на огромных площадках Дворца Спорта и Дворца Конгрессов, на
которых побывали миллионы человек, и по нынешний день остались легендарными.
В начале 80-х Оссейн-режиссер экранизировал два из своих спектаклей в Реймсе,
снимался лишь эпизодически.
В 1982 сделал экранизацию романа Виктора Гюго «
Отверженные» (Les
Miserables), где в роли Эпонины снимал свою третью жену Кэндис Пату, дав ей роль и в
фильме «Красная икра» (Le Caviar Rouge, 1985).
Все 90-е он провел на "малых сценах", задействуя в своих камерных постановках многих
французских актеров-звезд, а в начале нового тысячелетия с радостью согласился
возглавить театр Мариньи, где и пребывает по сей день.
Робер Оссейн написал две книги мемуаров «Слепой часовой» и «Кочевники без
племен».
Уход из жизни
Французский актер и режиссер Робер Оссейн умер 31 декабря 2020 года на 94-м году жизни.
Оссейна госпитализировали в больницу после заражения коронавирусом, сообщила
его вдова Кэндис Пату. По ее словам, смерть наступила из-за проблем, связанных с
дыханием. В среду, 30 декабря, актеру исполнилось 93 года.
Личная жизнь
Первой его женой (1955-1959) стала актриса Марина Влади , дочь балерины Милицы
Евгеньевны Энвальд и певца Владимира Полякова. От брака с Мариной у него двое
сыновей: Игорь (живёт на Гаити и выращивает жемчуг) и Пётр (гитарист и балалаечник,
живёт на юге Франции). Робер был знаком и с сёстрами Марины: с самой старшей
сестрой Марины - телережиссёром Олей (Olga Varen); также снял в своём фильме «
Ты - яд» и играл
вместе со старшей сестрой Марины - актрисой Таней (Odile Versois), а со средней сестрой
Марины - актрисой Леной (Милицей) (Hélène Vallier) - снимался в «Старой голубятне».
Вторая жена Оссейна (на протяжении 15 лет) - психоаналитик и киносценарист Каролин
Эльяшев (Caroline Eliacheff, урожденная Мари Каролин Наташа Эльяшев). Каролин Эльяшев -
автор многочисленных трудов по психоанализу, психиатрии и культурологии. В этом
браке родился сын Николя.
Третьей его женой стала
Мари-Франс Пизье , с которой он сам снимался в ряде фильмов.
И четвёртой жене Кандис Пату , он, ухаживая, предложил роль в своём фильме
"Отверженные" (1982). Она родила ему четвертого сына Жюльена.