Василькова (Чекулаева) Зоя Николаевна - советская и российская актриса.
Родилась 4 мая 1926 года в Ленинграде.
В 17 лет ушла добровольцем на фронт. В боях была ранена, контужена.
В 1949 году окончила ВГИК и вошла в штат Театра-студии киноактёра (1949-1950, 1956-1957 годы).
В 1950-1952 годах выезжала с труппой советских артистов в двухлетние командировки в
Китай.
В 1954-1956 гг. - актриса театра Северной группы войск в Польше.
В 1957-1959 гг. - актриса театра Западной группы войск в ГДР.
С 1959 года - актриса киностудии имени Горького.
Несколько сезонов снималась на телевидении в передаче, посвящённом русскому
языку - для финнов.
Жила в Москве, и лишь в последние годы перебралась в Питер к мужу.
Ушла из жизни 1 июня 2008 года в Санкт-Петербурге.
Война
Ровно в 17 лет, Зоя записалась добровольцем на фронт. Даже не сдавала экзамены в 10-м
классе. В июне 1943 года она приехала под Воронеж. Попала в метеорологическую
службу, в зенитные войска. Нужно было давать сводку погоды, баллистический ветер
на разных высотах. Это было важно для самолетов, для зенитных орудий, чтобы
снаряды попадали точнее в цель.
И была ранена Зоя в первый же месяц, при бомбежке. Машина попала в какую-то воронку,
и у неё было осколочное ранение лица. Но ничего, поправилась. Прослужила 1,5 года: с
июня 1943-го прошла Воронеж, Курск, Нежин и Киев. И в конце 1944-го года, в октябре, была
демобилизована. Их, девчонок, стали отправлять домой.
И даже будучи в армии в какие-то промежутки между боями и пела, и танцевала. У них
даже проводился смотр художественной самодеятельности фронтов. Это было где-то в
1943-м году, бригаду отправили в Москву, где она заняла первое место. Поделила его с
ансамблем Московского округа.
Ранние годы. Несостоявшаяся певица
Отец актрисы - военный, Николай Васильков, был генерал-лейтенантом. В школе Зоя
мечтала, что будет штурманом дальнего плавания. Но всегда участвовала в
самодеятельности.
А когда Зоя была демобилизована для продолжения учебы, то поступила в Киевский
архитектурный институт, потому что неплохо рисовала. Проучившись там семестр, она
осталась недовольна - приходилось слишком много заниматься физикой, которую она
терпеть не могла. Поэтому, имея хороший голос, от природы поставленный, звонкий,
сильный, Зоя ушла в музыкальное училище.
Её приняли сразу на второй семестр на отделение оперетты. Но однажды в зал, где она
распевалась, вошел директор училища поинтересоваться, что это за голосистая
студентка. Зоя представилась и сказала, что готовится поступать в консерваторию.
«Боже, зачем вам идти туда? У вас сегодня есть голос, а завтра нет! - воскликнул он. -
Вот если ваши данные совместить с драматическими способностями, вы будете кладом
для театра!»
Зоя подумала, решила, что кладом быть хорошо, и вместо консерватории поступила в
Киевский театральный институт. Училась на русском отделении у Константина
Павловича Хохлова. (Кстати, к сожалению, петь ей так и не пришлось ни в кино, ни в
театре. Тогда было немодно, чтобы драматические актеры пели. Хотя в капустниках
Театра киноактера у неё был замечательный номер: они с Юрой Чекулаевым исполняли
опереточные куплеты на злобу дня - о том, как актеров кино в кино не снимают).
Но через год отца по службе перевели в Москву, и вся семья переехала из Киева туда,
так что Зое пришлось искать институт, где учиться. В Вахтанговское брали только
снова на первый курс, и тогда она поступила во ВГИК на курс В.В. Ванина.
Карьера
Зоя Василькова мечтала о хороших ролях, но, к сожалению, когда в 1949-м закончила
институт, кинематограф был в страшном застое. И чтобы не потерять свою
квалификацию, просидев почти год без работы в Театре-студии киноактера, она
подписала контракт и уехала в Китай. Там существовал этакий мини-театр от
министерства путей сообщения. Они делали небольшие спектакли, разъезжали с
концертными бригадами - обслуживали наших соотечественников.
Через два года Зоя вернулась. Поснималась на Киевской студии, сыграла у Рошаля в
«Сестрах» Елизавету Киевну. А в общем, работы было мало, и она опять уехала. На этот
раз в Польшу, в Северную группу войск. Их театр обслуживал военный контингент.
Через два года отправилась в Германию в Западную группу войск...
Артистам приходилось очень тяжело, потому что каждый день играли спектакли,
каждый день - работа. Жили в Потсдаме, а объездили всю Германию. Каждый день одно и
то же: поездки за 200 км, а после спектакля - те же 200 км обратно в автобусе.
Рассказывает актриса: «Спать хочется, сил никаких. Жутко тяжело. Но нас очень
хорошо принимали, потому что для людей, которые жили в течение 2-4-х лет за рубежом,
услышать русское слово, увидеть русский театр, хорошие спектакли, концерты было
очень приятно и важно».
Работы в кино
Мастер эпизода. В 1960-х годах снималась под фамилией мужа - Зоя Чекулаева .
В кино - с 1956 года, первая роль - Лена в фильме «
Путешествие в молодость».
Исполнила более 130 ролей и эпизодов. Ведущая исполнительница эпизодических ролей
в 50-90-е годы.
Зоя Николаевна играла, преимущественно, русских женщин: боярынь, графинь или,
наоборот - девок, нянек, казачек. В фильмах о современности Василькова создала
галерею бытовых характеров. Каждый, кто хоть раз смотрел советскую комедию «
Джентльмены удачи», помнит дворничиху со свистком, которая со всех ног
погналась за Василием Алибабаевичем, одним из героев знаменитой четверки, когда
те отправились «на дело» в детский сад. У Зои Васильковой еще 130 таких же ролей,
веселых, забавных и трогательных.
Она снималась в киносказках Александра Роу и Александра Птушко: «
Вечера на хуторе близ Диканьки» (Екатерина II), «
Королевство кривых зеркал» (зеленая дама), «
Сказка о потерянном времени» (продавщица яблок), «
Огонь, вода и медные трубы» (советница подводного царя), «Варвара-краса
длинная коса» (мамка), «
Руслан и
Людмила» (мамушка) и др.
Другие известные роли Васильковой: Ульяна («
Когда казаки плачут»), соседка Зоя Николаевна («Дети Дон Кихота»),
дворник («
Джентльмены удачи»), губернаторша («
О бедном гусаре замолвите слово»).
Личная жизнь
Зоя Николаевна вышла замуж за Юрия Чекулаева на втором курсе ВГИКа, то есть сразу,
как она туда поступила. Это была любовь с первого взгляда. На третьем курсе
родился сын. Так что начало её жизни в кино совпало с началом жизни семейной.
Чекулаев был очень красивым мужчиной этакого американского типа. Может быть,
поэтому у него совсем не было работы. Из-за него-то она и ездила по заграницам. И в
Китае, и в Польше, и в Германии они были вдвоем. Прожили мы вместе 20 лет, а потом
расстались. С ним стало очень трудно. После развода Зоя Николаевна вернула себе
девичью фамилию.
Сын Андрей пошел по стопам деда-генерала, работал военным переводчиком. Сейчас он
подполковник в отставке, занимается бизнесом. А внучка Катя чуть было не стала
актрисой. Ее все знают - она снималась в фильме «По семейным обстоятельствам» в
роли той самой «Фефочки», к которой приходил логопед Быков. Произошло это
совершенно случайно.
За 1,5 года до смерти Зоя Василькова влюбилась. Феликс Константинович Иванов, моряк
и капитан 1-го ранга, всю жизнь любил Зою, милую девочку, которая ловила в сачок
дафний. Они жили в Баку в одном дворе. Но война разлучила их, когда обоим было по 16
лет: Зоя уехала в эвакуацию, а Феликс ушел на фронт. Снова они встретились, когда им
было по 80. И с тех пор больше не расставались.
Он увидел её портрет в журнале, узнал (он не знал, что она стала актрисой) и нашёл её
адрес и телефон через своих друзей в ФСБ. Зоя Николаевна говорила: «Я с ним
счастлива очень, очень... Мы постоянно смеемся, хохочем!», на что сам Феликс
отвечал: «Зоя - моя любовь, которую я так долго ждал - всю свою жизнь»...