Театр. Баку
Фарид Тагиев родился и вырос в Баку. С 16 лет он начал выступать на сцене Русского
драматического театра им. Самеда Вургуна. За время работы (с 1986 по 2004 год) им было
сыграно множество разноплановых ролей: Матье («Азалия»), Джеф («Странная миссис
Сэвидж»), Себастьян («Двеннадцатая ночь»), Попенок («Самоубийца»), Поводырь («Шейх
Санан»), Трубадур («Бременские музыканты»), Иванушка («Чудеса на змеином болоте»),
Принц («Щелкунчик»), Чудовище и Принц («Аленький цветочек»), Старый Бес («Сказка о
Попе и работнике его Балде»), Сеймур («Нефтяной бум», Треплев («Чайка») и другие.
Параллельно службе в театре Фарид Тагиев в
2003 году окончил Азербайджанский Государственный институт
кинематографии, курс народного артиста Азербайджана Ага-Киши Кязимова.
Театр. Москва
С 2007 года Фарид Тагиев служит в московском Театре на Юго-Западе. Он занят в таких
спектаклях, как: «Ромео и Джульетта» (Меркуцио), «Маленькая колдунья» (Костодурия),
«Укрощение строптивой» (Люченцио), «Куклы» (Дон Агустин), «Царь Эдип» (Креонт), «На
дне» (Татарин Асанка), «Ревизор» (Шпекин) и других.
Кино
Телезрители обратили внимание на этого актера, после выхода на экраны сериала «
Туристы»,
где он сыграл роль менеджера гостиницы. Затем были эпизодические роли в сериале
«
Трюкачи», фантастическом фильме «
Мы из
будущего».
Из интервью Алины Масловой с Фаридом Тагиевым: «Сложно всегда быть
объективным по отношению к самому себе»
- Чья это была идея - режиссера или мамы - впервые занять тебя в спектакле?
- Идея была режиссера. Мне было 6 лет, когда мне дали роль в спектакле
«Самоубийца».
- А мама как к этому относилась?
- До какой-то поры - лет, наверное, до 16-ти - мама относилась ко всему этому
нормально. А когда уже что-то пошло серьёзное, то она пыталась мне объяснить все
сложности и трудности этой профессии, как-то меня вразумить, переубедить, чтобы я
занимался чем-нибудь серьезным - я занимался спортом, и мама хотела, чтобы я
поступал в институт физкультуры. Потом, со временем, она поняла, что я «заболел»
театром, и перестала препятствовать...
- А почему ты решил, что все-таки театр, как это произошло, ты помнишь? Тебе в
этом возрасте понравилось играть или... ?
- Да нет, я просто приходил в театр, в театре находился практически всегда - если я
не в школе, то в театре. В театре были все мои друзья, все те люди, с кем я общался
очень близко.
- Мама поддерживала, подбадривала - или критиковала и вмешивалась?
- Первая ответственная роль у меня была в спектакле «Учитель танцев» - Вандалино,
темпераментный испанец. Мама посмотрела спектакль, и после этого сказала: «Сынок,
я думаю, что тебе можно попробовать...».
- Но ты же выгонял маму с репетиций, насколько я знаю?
- Да, когда мы репетировали «Чайку», она пробиралась в зал... Зал был большой, и
естественно, не было видно, кто там сидит в конце партера, но я как-то раз заметил
ее в конце зала - открылась дверь, я увидел силуэт... и остановился! Сказал
режиссеру: «Попросите, пожалуйста, актрису Тагиеву покинуть зал, иначе я просто
репетировать не буду», тот отнёсся к ситуации с пониманием. Но она старалась не
вмешиваться.
- Здорово! Но, все-таки, если бы не стал актером, кем бы мог стать? Никаких
альтернатив у тебя лично не было?
- Нет, не представляю даже, какие могли быть альтернативы... не считая того, что лет
в 14 я хотел работать где-нибудь в КГБ, в какой-нибудь внешней разведке, но это были
какие-то детские мечты... насмотрелся кино, «Тегеран-43», потом «Джеймс Бонд» - мне
было все это интересно. Приехав в Москву, занимался всем, чем угодно: в театре не
работал, а работал в такси, охранником, и барменом, и ассистентом кинорежиссера на
площадке. Я пытался поменять профессию, попробовал разные направления, но понял,
что везде я - не в своей тарелке.
- Значит, в своей тарелке - только в театре... А кстати, первая запись в трудовой
книжке какая была?
- Актёр.
- Знаю, что ты умеешь играть на фортепиано, но, может и еще на каком-нибудь
инструменте?
- На фортепиано играю, но я этому не учился. Когда мне было лет 14-15, мой сосед сыграл
«Лунную сонату», показал мне аккорды, и я их запомнил. А мелодию потом придумал
сам, и положил ее на аккорды «Лунной сонаты». Но это я играю для себя...
- А гитара?
- Нет. Мечтал научиться, но...
- То есть к музыке не тянуло так, как к актерской профессии?
- К музыке тянуло, но музыкантом становиться не хотелось.
- Какие у тебя еще таланты-навыки есть?
- Степ немного танцую. Верховая езда... Когда снимался в фильме «
Колдун», - это было еще в
Баку - научился прямо на съемочной площадке! Пару раз лошадь меня унесла, но потом
научился держаться, и уже дня через 3-4 галопом скакал.
- А иностранные языки какие-нибудь?
- Кроме азербайджанского и турецкого - немножко английский.
- На что был потрачен первый гонорар от спектакля, помнишь?
- Мы были в Минске на гастролях, уехали на достаточно длительное время. Мне было
лет, наверное, 7 или 8. Помню свой первый гонорар - это было 17 рублей. Из этих денег я
увидел рубля 2, потому что, естественно, семилетнему мальчику 17 рублей в советское
время - это было очень круто... помню, в холле гостиницы стояли игровые автоматы - с
джойстиками, рулями - и я потратил первые деньги там.
- Первое признание поклонников - тоже в детстве или уже взрослым?
- Уже взрослым.
- Запомнил кого-нибудь из поклонников, и где это было?
- Это было в Баку, на сцене Русского драматического театра. У нас был спектакль,
очень похожий на здешний, но называвшийся по-другому: здесь «Встреча с песней», а
там он назывался «Все звёзды». Я помню, после спектакля девочка не вышла на сцену,
а бросила цветок в окно машины.
- Караулили тебя у подъезда?
- Нет.
- ... у служебного входа?
- У служебного входа пару раз какие-то девочки стояли, просили автограф.
- Расскажи о других ролях в московских театрах? «Бег» по Булгакову...
- А был только «Бег». Правда, еще я пел в мюзикле «Веселые ребята» Ирины
Апексимовой, в хоре.
- Что тебе запомнилось в «Беге»? Чем-то роль тебе была близка?...
- Мне она вообще ничем была не близка. Единственное, наверное - темпераментом
генерала Чарноты - некий авантюризм, в хорошем смысле этого слова. Мне было очень
сложно, потому что он очень русский человек, и тогда я еще был не настолько
обрусевшим, да и сейчас, наверное, не настолько, но уже лучше понимаю русскую душу
сейчас, а тогда я еще не так хорошо понимал, но как-то интуитивно... Как я сыграл - я
не могу судить, конечно, - это людям в зале судить о том, как это было, но вообще мне
эта роль нравилась.
- Сколько ты это играл?
- По времени - года полтора или два. А спектаклей - 30. Сначала мы играли в Центре им.
Мейерхольда, а последние четыре - во МХАТе им.Чехова.
- О каких ролях ты мечтаешь? Есть какие-то несыгранные, которые ты бы очень
хотел сыграть - не обязательно в нашем театре?
- Я не знаю, правда. Очень давно мне нравился персонаж из «Вестсайдской истории»,
Тони, этакий прототип Ромео - но это опять-таки были издержки возраста.
- А сейчас нет такого, что очень хотелось бы сыграть - знаешь, как мечтают о
ролях Ромео или Гамлета...
- На сегодняшний день мне интересна роль Гамлета. Я играл уже похожую роль -
Треплева. В принципе, мне любая роль будет интересна.
- Из того, что ты сейчас в театре играешь, есть любимая роль?
- Есть. Мне нравится дон Агустин. Я такие роли не играл еще, это первая... Наверное,
исходя из фактуры, мне давали роли героического характера. Честно говоря, хотел бы
сыграть возрастную роль, было бы интересно.
- А что тебя больше прельщает, русская классика или зарубежная?
- Я не могу сказать, что мне больше нравится зарубежная или русская.
- Есть вопрос насчет зрительской критики - это вообще нужно актерам?
- Знаешь, наверное, нужно, но и во всем нужно знать меру. Хорошо, когда во всем есть
гармония.
- Ты какие-то зрительские ремарки принимаешь к сведению? Вот то, что у нас на
сайтах пишут...
- Честно говоря, не захожу на сайты, очень плохо разбираюсь в этом - меня хватает на
то, чтобы проверить почту. А так, чтобы копаться... я, честно говоря, не читал ни
разу. Я заходил на наш сайт, заходил на подполье как-то раз, но я даже не знаю, где
смотреть... там просят зарегистрироваться почему-то, какие-то вот такие нюансы, и
как-то это все очень долго - пока что-то найдешь.
- А ты самокритичен?
- Да - слишком, по-моему. И иногда это очень сильно мешает.
- То есть не было так, чтобы ты вышел со сцены и сказал себе «Да, я это
сделал!»?
- Как можно сказать, что «ты это сделал» ? Можно сказать, что ты получил от этого
удовольствие. Но, если ты получил от этого удовольствие, и почувствовал и прожил
это на полную катушку на сцене - это еще не значит, что зрителю это понравится. И, к
сожалению, я не всегда получаю удовольствие от того, что я делаю. Есть у актеров
такая фраза - «как пойдёт». Бывает, идёт так, прёт, и ты даже себя тормозишь... А
бывает так - не спишь по трое суток: репетиции, съемки, спектакли, не получается
учить текст, спишь по полтора-два часа... приходишь выжатый, как лимон, и
естественно, энергии меньше, чем должно быть... Хотя есть люди, которые, наоборот,
видят, что всё было очень хорошо... а ты выходишь и понимаешь, что на самом-то деле
могло бы быть и лучше, и вообще, было всё ужасно. Сложно всегда быть объективным по
отношению к самому себе, как мне кажется.
- Но все-таки, зрительская критика более объективна?
- Конечно!
- А критика твоих сотоварищей, актеров?
- Вот эту критику я принимаю во внимание - когда я, находясь на сцене в том или ином
состоянии (по роли), может быть, не всегда даю то, что нужно партнеру. И когда он
подходит и говорит, что «здесь желательно, чтобы было вот так и вот так, потому что
мне не хватает вот этого и вот этого». Иногда соглашаюсь, если это не противоречит
моему герою, его образу, и стараюсь исправить, потому что на таких спектаклях, как,
например, «Калигула», вводиться безумно тяжело, ты входишь в атмосферу, которая
уже существовала до тебя - очень много лет. Там уже люди сыграны, и они понимают,
что и как, и знают, как жить на сцене в этих обстоятельствах. Когда попадаешь в эти
обстоятельства, ты - абсолютно новый человек, все равно как в жизни, когда человек
приходит в новый коллектив, в новое общество, и не знает до конца, как правильно
себя вести. Он догадывается, он чувствует, но чувствует по-своему...
- ...есть какие-то законы в любом обществе, правила, договоренности...
- ...да, и естественно, он может повести себя где-то неправильно, где-то что-то
сказать неправильно, подумать не то - что более важно, чем сказать... Актерская
критика, критика коллег - она важна, если, конечно, она правдива, и от чистого
сердца и желания сделать лучше, чтоб было лучше всем, потому что мы делаем все
вместе одно дело.