Детство
Георгий Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде, в городе Пушкина,
Достоевского, Блока. Мальчика воспитывала сама атмосфера этого удивительного
города, а Достоевский и Блок и сегодня остаются любимыми авторами. Детство актера
не назовешь беззаботным.
Семья, слава Богу, не пострадала ни от репрессий, ни от ужасов гражданской войны.
Но он рос в трудное послевоенное время. Мальчику было всего семь лет, когда после
долгой болезни умер его отец, и на мать, совсем еще молодую женщину, легли все
заботы о детях - о нем и младшей сестре Вере. Семья с трудом сводила концы с
концами. У детей было, наверное, не самое сытое, не самое одетое, но потрясающе
счастливое детство. Самым любимым праздником в семье стали походы в театр,
особенно в ленинградский ТЮЗ. Впечатлений от спектаклей хватало на много дней.
В школьные годы будущий актер мечтал совсем не об актерской профессии: очень
хотел когда-нибудь стать учителем. После школы уже собирался поступить в любимый
ТЮЗ учеником художника, а пришлось работать осветителем. Тут - то юношу и заметил
художественный руководитель театра Зиновий Яковлевич Корогодский и предложил
держать экзамены в студию, и Георгий Тараторкин был принят по конкурсу в студию
при Ленинградском ТЮЗе им. А.А.Брянцева.
Учеба, ТЮЗ
После фантастического конкурса - сто человек на место, над всеми студентами
студии постоянно висел дамоклов меч профнепригодности, могли отчислить каждую
минуту. Но именно Зиновий Корогодский разглядел в долговязом застенчивом юноше
будущего актера и поверил в него. Началось время интенсивной учебы.
Студийная обстановка во многом сформировала Тараторкина как актера и как
личность. В студии воспитывали трудолюбие, преданность делу, умение не щадить
себя, высокие нравственные и гражданские принципы. И первая же роль молодого
актера, еще студийца - роль школьника Виталия Ромадина - положила начало той
актерской теме, которая потом прошла через все основные его роли.
По окончании студии, Георгий Тараторкин играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве
спектаклей, поставленных Корогодским. Играл Гамлета, Бориса Годунова, Петра
Шмидта, Подхалюзина - репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер. Актер
создавал образы героев ярко выраженного романтического типа, чем привлек
внимание кинематографа.
Кино
Дебют актера в кино произошел в фильме «
Софья
Перовская», он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра
Второго. Как закольцовывается судьба актерская - потом через много лет артист
сыграл и самого Александра Второго. У молодого Георгия Тараторкина еще не было
профессионального опыта. Не так уж он много знал и умел как актер. Но трепетный
талант, тонкая интуиция, страстная любовь к человеку, которого он играл,
поклонение и восхищение им, стремление к идеалу вели актера в этой роли и все в ней
определяли.
Мир Федора Достоевского
Это и привлекло режиссера Льва Кулиджанова, он увидел в молодом актере
Ленинградского ТЮЗа главного героя своего фильма. И вчерашний студиец был
утвержден на роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского «
Преступление и наказание». В фильме раскрылась актерская
сущность Георгия Тараторкина - не играть, а жить жизнью своего героя, умение
самозабвенно отдаваться роли. В работе над Раскольниковым актер
продемонстрировал редкое мастерство углубленного психологического анализа,
душевную экспрессию. Не было случайностью и то, что Раскольникова сложно и тонко
сыграл двадцатипятилетний актер.
Совпали не только внешние черты актера и героя, но и какая-то особая, присущая
страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова
многое было близко Тараторкину - и мучительная совестливость, и смертельная боль
от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. Роль Родиона Раскольникова в
«Преступлении и наказании» принесла артисту большую известность. Наряду с
другими создателями фильма Георгий Тараторкин стал лауреатом Государственной
премии РСФСР. Позднее убийцу старушки-процентщицы артист играл на протяжении,
наверное, лет десяти на подмостках театра Моссовета в «Петербургских
сновидениях».
Стоит заметить, немного забегая вперед, что после «Петербургских сновидений»
Георгий Тараторкин неоднократно «возвращался» к Федору Достоевскому.
Раскольников не единственный герой писателя, которого сыграл актер. Была роль
Ставрогина в «Бесах» у Ю. Еремина. Тогда, после начала перестройки, общество
только открывало этот текст Достоевского. Но работа над ролью Николая Ставрогина
была очень трудной: как сыграть человека, из которого и энергия, и душа вытекли?
Это не обнаженные нервы Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» в постановке П.
Хомского, не эмоциональный накал Раскольникова.
Отечественная критика пришла к единодушному мнению - лучшего актера для «театра
Достоевского» трудно представить. Но, по меньшей мере, наивным было бы считать
Тараторкина актером «одного автора». Достоевский - лишь одна из вершин его
таланта. Бесспорно, творчество Федора Достоевского сыграло уникальную роль в
жизни актера Георгия Тараторкина: «Спасибо, что судьба подарила мне мир Федора
Михайловича Достоевского. И Раскольников и Иван Федорович Карамазов и Николай
Всеволодович Ставрогин, это не персонажи, это сыны нашего Отечества».
Известные и незаметные роли
После роли Раскольникова, после столь стремительного взлета, Георгию Тараторкину
пророчили блестящую карьеру в кино. Казалось бы, романтическая внешность,
несомненный актерский талант - режиссеры должны были ухватиться за столь «ценный
кадр». Но, увы, этого почему-то не произошло.
Творческая кинобиография актера весьма скромна. Очень памятный и очень хороший
фильм, его иногда еще показывают, с участием Георгия Тараторкина - «
Победитель». Там была такая дуэль идеологий. «Красного» героя играл
Александр Збруев, а Тараторкин, естественно, играл, по тем временам, белую
сволочь.
А как прекрасно актер сыграл Виталия Дудина в «Переводе с английского», Роберта
Уорбека в «Чисто английском убийстве», Евгения Павловича в «Делах сердечных».
Известны также роли в телевизионных фильмах: Макашев в «Победителе» и Антон в
«Отклонении - ноль». И, конечно же, Митя Львов в «Открытой книге» и Чарский в
телефильме М.Швейцера по А.С.Пушкину «
Маленькие трагедии». Снялся в двух картинах известного российского
режиссера Александра Хвана - «
Дюба-дюба» и «
Умирать легко». Исполнил роль в боевике «
24 часа». А в 2004 г. озвучил российский
мультфильм «
Щелкунчик и мышиный король».
Нельзя не отметить роли Георгия Тараторкина в последнее время в телесериалах -
«Хроника любви смерти», «
Спас
под березами», «
Нежное
чудовище» и «
Шахматист», и, безусловно
«
Не
родись красивой».
Театр имени Моссовета
Вскоре после ошеломляющего успеха в кулиджановском фильме Георгий Тараторкин
получает приглашение от художественного руководителя Московского
академического театра имени Моссовета Ю.А. Завадского. В 1974 году Георгий
Тараторкин переезжает в Москву. Для него этот переезд был непростым решением.
Уезжая, он оставлял работу в ТЮЗе. И, с другой стороны, в Москве работала его жена, и
жизнь в поездах и самолетах, курсирующих между двумя столицами, не могла
продолжаться долго.
В последнее время актер практически ничего не играл на сцене родного театра,
кроме главной роли в спектакле «Не будите мадам» Ж.Ануйя, режиссер Ю.Еремин выбрал
эту пьесу специально для Тараторкина. Артист создал живой, пластичный, нервный
тип режиссера, пытающегося поставить спектакль «равный жизни».
Актер вместе с Чулпан Хаматовой и Евгенией Симоновой играет в антрепризном
спектакле режиссера Петра Штейна «Сильвия» (антреприза Ю.Малакянца). Но этот
спектакль абсолютно лишен клейма антрепризности - на сцене декорации, а не тряпки,
наскоро скроенные. Выходят артисты - именно те, которые объявлены в афише, в
костюмах своих героев, да еще и говорят не случайные слова, а те, что написаны в
пьесе!
Другой Тараторкин
Георгий Тараторкин - один из выдающихся и самых известных российских актеров.
Наряду с работой в театре и кино артист раскрылся как талантливый мастер слова,
его голос звучит во многих аудиоспектаклях Гостелерадиофонда. А когда поэзия
была особенно популярна на эстраде и радио, Георгий Тараторкин много выступал с
чтением стихов Блока и других поэтов «Серебряного века». Критики неоднократно
отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и
красоту формы стиха.
В 1992 году Георгий Тараторкин попробовал себя в качестве режиссера-постановщика в
фильме «Та, которой не стало». Будучи профессором ВГИКа, он набрал курс молодых
актеров, и создал для них Театральную мастерскую.
Георгий Тараторкин занимал пост президента Ассоциации «Золотая маска». Он
считал, что театральный фестиваль «Золотая маска» преследует цель сохранения
единого театрального пространства на всей территории России. И это действительно
так, ведь спектакли-лауреаты и номинанты «Золотой маски» с большим успехом идут в
театрах по всей стране.
Личное
На съемках фильма «
Преступление и наказание» произошло еще одно знаменательное
событие в жизни Георгия Тараторкина - он познакомился со своей женой актрисой
театра и кино, писательницей - Екатериной Марковой , исполнительницей главных
ролей в фильмах «А зори здесь тихие», «
Дела
сердечные», «Третий в пятом ряду». Екатерина Маркова член Союза писателей
России, автор нескольких книг, по сценариям Екатерины Марковой сняты фильмы
«Чужой звонок», «Непохожая", "Чехарда».
Есть у звездной четы и дети: Тараторкин Филипп Георгиевич и Тараторкина Анна
Георгиевна , а еще есть два замечательных внука, два классных мужика!
Чтобы объяснить успех Тараторкина-актера, необходимо постичь личность
Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, обладал
завидным набором превосходных качеств: был обаятелен, тонок, умен, у него была
прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он умел вести себя
с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых
обстоятельствах. Козерог по гороскопу и в силу этого трудоголик по определению.
Георгий Тараторкин скончался 4 февраля 2017 года после тяжелой продолжительной
болезни.