Историю современного музыкального театра невозможно себе представить без имени
британского композитора Эндрю Ллойд-Уэббера. Автора таких произведений, как
"Иисуса Христа Суперзвезды", "Призрака оперы", "Кошек" и еще около десятка других
успешных работ не зря называют "королем музыкального театра" - его роль в развитии
современного мюзикла трудно переоценить.
Эндрю Ллойд-Уэббер родился 22 марта 1948 года в Лондоне, в семье профессиональных
музыкантов. Его отец, Вильям Ллойд Уэббер, был профессором теории музыки и
композиции в Королевском музыкальном колледже, директором Лондонского
музыкального колледжа, а также сам писал музыку для органа. Мать, Джин Ллойд
Уэббер, преподавала скрипку и фортепиано. Неудивительно, что Эндрю с раннего
детства начал проявлять интерес к музыке. В три года он начал играть на скрипке, в
шесть - на фортепиано и валторне. К тому времени он уже сочинял собственную музыку,
это было гораздо увлекательней, чем исполнять чужую, а когда Эндрю было девять,
его сочинение под названием "Сюита для игрушечного театра" было опубликовано в
музыкальном журнале "Учитель музыки".
Дома у Ллойд Уэбберов постоянно звучала музыка - как классическая, так и
популярная, поэтому на творчество юного композитора оказывали влияние
совершенно различные музыкальные стили - ему нравились Прокофьев, Шостакович,
Дворжак и Мендельсон, что однако не мешало ему быть ярым поклонником короля
рок-н-ролла, идола 60-ых - Элвиса Пресли, Литл Ричарда и знаменитых Братьев Эверли.
Моцарт, Бетховен и Бриттен мирно соседствовали с Роджерсом и Хаммерстайном.
Знакомство с мюзиклами произвело огромное впечатление на Ллойд-Уэббера -
посмотрев спектакль "Моя прекрасную леди", он даже создал домашний театр, для
которого писал мюзиклы.
В 1956-ом году Эндрю поступил в Вестминстерскую школу - одну из самых старых и
уважаемых школ в Лондоне. В школе Ллойд-Уэббер серьезно увлекался средневековой
историей и архитектурой. Успешно закончив Вестминстер, он поступил в Магдален
Колледж, Оксфорд, на историческое отделение, намереваясь стать
ученым-медиевистом, специалистом по архитектуре. Но судьба распорядилась иначе.
21 апреля 1965-ого года Эндрю Ллойд-Уэббер получил письмо от Тимоти Майлза Биндона
Райса (ныне известного широкой публике как Тим Райс) - молодого поэта, в то время
работавшего в юридической фирме и страстно хотевшего стать рок-звездой.
Прослышав о том, что юному композитору требуется соавтор, умеющий писать стихи,
Тим предлагал встретиться и обсудить возможность совместной работы.
Последовавшая за этим историческая встреча двух молодых людей положила начало
одному из самых талантливых и успешных творческих дуэтов в истории музыкального
театра.
Эндрю взял академический отпуск, чтобы начать работать над первый совместным
мюзиклом Ллойд-Уэббера - Райса. Мюзикл назывался "Такие, как мы" ("The Likes of Us") и
рассказывал об известном английском филантропе, докторе Томасе Барнардо,
учредившем сиротские дома для бездомных детей. Однако он так и не был поставлен.
Тем не менее, Эндрю принял решение не возвращаться в Оксфорд, а полностью
сосредоточиться на совместной работе с Тимом Райсом и на музыкальной карьере. Для
этой цели он прослушал курс оркестровки в музыкальной школе Гилдхол, а также курс
композиции и дирижерования в Королевском Музыкальном Колледже.
У следующей работы Ллойд-Уэббера - Райса, кантаты "Иосиф и его удивительный
разноцветный плащ снов" ("Joseph and the Amazing Technicolor Dreamcoat"), написанной ими в 1968-ом году для
детского хора на основе библейской истории об Иосифе и его братьях и затем
поставленной в школе Колет Корт, судьба была более счастливая. "Иосиф" был записан
и выпущен на пластинке, и молодых авторов заметили - продюсеры Дэвид Лэнд и Сефтон
Майерс предложили Ллойд-Уэбберу и Райсу контракт, открывший им дорогу в настоящий
шоу-бизнес. В 1969-ом году Эндрю и Тим написали мюзикл об английском короле Ричарде
Львиное Сердце - он назывался "Come Back, Richard, Your Country Needs You" ("Вернись, Ричард, ты нужен
своей стране"), но дело ограничилось лишь выпуском сингла, не имевшего успеха.
Мировую известность Эндрю Ллойд-Уэббер получил после выхода в свет в 1970-ом году их
четвертого с Тимом Райсом совместного произведения - рок-оперы "Иисус Христос
Суперзвезда". Заглавная песня, записанная певцом Мюрреем Хэдом, произвела
настоящий фурор. Рок-опера о последних днях жизни Иисуса Христа вызвала множество
разговоров и споров и стала культовым произведением для целого поколения, не
потеряв своей актуальности и в наши дни. "Иисус Христос Суперзвезда" был новым
словом в музыкальном театре. Соединение рок-музыки с классическими мотивами,
использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый
принцип "sung-through" (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без
использования не поющихся диалогов) - все это сделало "Иисуса Христа Суперзвезду"
настоящим хитом.
В 1975-ом году Ллойд-Уэббер пишет вместе с известным английским драматургом Аланом
Эйкборном мюзикл "Дживс" по мотивам знаменитых произведений Пэлема Грэхема
Вудхауза о хитром слуге Дживсе и его чудаковатом хозяине, аристократе Берти
Вустере. Мюзикл не имел большого успеха, но его переработанная версия, вышедшая в
1996-ом году под названием "By Jeeves", была более удачной.
В 1976-ом году Ллойд-Уэббер воссоединяется со своим прежним соавтором - Тимом
Райсом, и они вместе создают рок-оперу "Эвита" о жене аргентинского президента
Хуана Перона, Эве Перон. "Эвита" к сожалению, стала последним детищем Эндрю и Тима,
если не считать мини-мюзикла "Крикет", написанного ими в 1986-ом году специально для
английской королевы.
В 1978-ом году выходят "Вариации" - произведение для виолончели с рок-оркестром,
написанное Эндрю специально для своего брата Джулиана Ллойд Уэббера - известного
классического виолончелиста. Позже, в 1982-ом году "Вариации" были включены в
качестве второй, балетной части в мюзикл "Песня и танец" ("Song and Dance"). Первая часть
представляла собой цикл песен о судьбе английской девушки в Америке и называлась
"Скажи мне в воскресенье" ("Tell Me On A Sunday") - эту вещь Эндрю написал вместе с поэтом
Доном Блэком еще в 1979-ом году.
В 1980-ом году произошла вторая "историческая встреча" - Эндрю познакомился с
продюсером Камероном Макинтошем. Вдвоем они открыли новую эпоху в истории
музыкального театра - эпоху дорогостоящих, роскошных, высокотехнологичных,
масштабных постановок с развитой индустрией продажи сопутствующих сувениров.
"Кошки" ("Cats", 1981-ый год), "Звездный экспресс" ("Starlight Express", 1984-ый год, либреттист Ричард
Стилго), "Призрак оперы" ("The Phantom Of The Opera", 1986-ой год, либреттист Чарльз Харт) были не
только яркими, красивыми и оригинальными шоу с замечательной музыкой, но и
тщательно спланированными, хорошо продуманными коммерческими проектами. Большая
ставка делалась на технические "чудеса" - в "Призраке оперы", например, на зрителей
падала люстра, а в "Звездном экспрессе" все актеры были поставлены на ролики.
"Кошки", танцевальное шоу на основе цикла стихов Томаса Элиота, сделало своего
автора миллионером и стало самым долгоиграющим мюзиклом за всю историю
существования этого жанра. "Призрак оперы", в основе которого лежит
сентиментальный роман Гастона Леру, особенно полюбился зрителям и породил
огромную волну "фантомомании" по всему миру.
В этот же период Эндрю сочиняет музыкальное произведение совсем другого рода - в
1985-ом году он пишет "Реквием", посвященный смерти его отца. Эта вещь
продемонстрировала, что композитор может успешно работать и в не очень привычной
для себя сфере - сфере классической, "серьезной" музыки. За свой "Реквием",
великолепно исполненный Плаcидо Доминго и Сарой Брайтман, Эндрю был удостоен в
1986-ом году награды "Грэмми" в номинации "Лучшая современная классическая
композиция".
В 1989-ом году выходят "Аспекты любви" - мюзикл о запутанных любовных отношениях,
написанный по роману Дэвида Гарнетта. Либреттистами на этот раз выступили Дон
Блэк и Чарльз Харт. В 1993-ем году Эндрю вместе с Доном Блэком и Кристофером
Хэмптоном пишут мюзикл "Бульвар Сансет" ("Sunset Boulevard"), тетральную адаптацию фильма
Билли Уайлдера о стареющей звезде немого кино.
В 1998-ом году Ллойд-Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа -
человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его
рок-мюзикла "Свистни по ветру" ("Whistle Down The Wind"), созданного вместе с Джимом
Стейнманом, знаменитым автором песен Мит Лоуфа и Бонни Тайлер.
Последняя работа Ллойд-Уэббера - мюзикл "Прекрасная игра" ("The Beautiful Game"), написанный
им в соавторстве с известным британским драматургом Беном Элтоном (2000-ый год) -
стал отходом от традиций "большого, дорогостоящего шоу", прощание с эпохой "Кошек"
и "Призрака оперы", демонстрирующее его усталость от этой формы мюзикла. В поисках
новых форм композитор вновь обращается к камерной, более индивидуальной,
личностной манере постановки спектакля. В "Прекрасной игре" нет большого оркестра
и сложных декораций, нет технических "наворотов". Критики по достоинству оценили
музыку и сюжет "Прекрасной игры" (мюзикл, действие которого разворачивается в
Северной Ирландии, посвящен проблеме межнациональных и межконфессиональных
конфликтов,) признав спектакль "Лучшим мюзиклом 2000-ого года". Композитор не
собирается останавливаться на достигнутом - сейчас он работает над идеями для
своего следующего мюзикла.
Гениальность
Эндрю Ллойд-Уэббера проявляется в его удивительной способности свободно
обращаться с различными музыкальными стилями: он соединяет рок и классику, с
одинаковой легкостью пародирует оперетту, рок-н-ролл и даже новомодный рэп, он
вегда современен и при этом обладает собственным оригинальным стилем. Его дар
талантливого мелодиста дополняется умением самостоятельно создавать сложнейшие
оркестровки для своих вещей (чем в наше время может похвастаться редкий
композитор), а также уникальным театральным "чутьем".
Эндрю Ллойд-Уэббер живет в своем поместье Сидмонтон, в Хэмпшире. С 1976-ого
года он проводит в Сидмонтоне ежегодные фестивали, на которых представляет на суд
общественности свои новые произведения перед тем как ставить их в театре. Эндрю
удачлив не только в композиторской, но и в финансовой деятельности (что резко
увеличивает число его злопыхателей-завистников) - он возглавляет компанию Really Useful
Group ("Действительно полезная компания"), созданную им в 1977-ом году и призванную
представлять его интересы. Помимо этого, компания занимается продюсерской
деятельностью. В 2000-ом году Really Useful Group приобрела компанию Stoll Moss, благодаря чему
Эндрю теперь является владельцем десяти с лишним театров Уэст-Энда.
Боевые награды и прочие регалии: Хранит на полочке 7 наград Тони, 3 Грэмми, 5 наград
Лоуренса Оливье, Золотой Глобус, Оскара и Награду Общества Критиков за лучший
мюзикл 2000-го года, а также другие награды, с трудом поддающиеся перечислению. В
1992-ом году Эндрю был посвящен в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться
сэром Ллойд Уэббером, а в 1997-ом году получил лордство и дефис в фамилию (теперь
именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским).
Семейное положение: Композитор состоит в третьем браке: в первый раз он был женат
на Саре Тюдор Хьюджил, родившей ему двоих детей, во второй раз - на певице Саре
Брайтман , сейчас Ллойд-Уэббер женат на Мэдлин Астрид Гордон, у них трое детей.
Увлечения: Собирает картины прерафаэлитов, а также картины их заклятых врагов,
держит лошадей, хранит в погребе хорошее вино, регулярно строчит ресторанные
колонки и сочиняет настольные игры, в которые играет с собственными детьми.