Николай Исаакович Пастухов родился 13 мая 1923 г. в городе Сураж Брянской области.
В 1941 году учился в театральном училище им. М. С. Щепкина.
В Центральный театр Красной Армии (ЦТКА) впервые пришел еще до войны.
В 1942 году ушел добровольцем на фронт. Был ранен.
В 1945 г. вернулся в ЦТКА.
В 1950 г. окончил театральное училище.
С 1953 года - актёр Тамбовского драматического театра им. А. В. Луначарского,
в 1957 - 1958 гг. - театра "Современник",
с 1958 г. - Центрального академического театра Советской Армии.
В кино актер дебютировал в 1961 году ролью повара в фильме «
Укрощение строптивой».
Самобытный актёр, работающий в мягких тонах, неярких, «спокойных» красках. Его
герои - люди тихие, душевные, в большинстве своём - добрые.
Семья
Родился 12 мая 1923 года в городе Сураж Брянской области.
Отец - Пастухов Исаак Никанорович.
Мать - Пастухова Зинаида Моисеевна.
Супруга - Пастухова Алла Гавриловна (1937 г. рожд.)
Дочь - Пастухова Людмила Николаевна (1952 г. рожд.).
Детство. Учёба
Отец был спортсменом, сам он рано увлекся театром - занимался в школьном
драмкружке, играл в самодеятельной милицейской агитбригаде. Еще 7-летним ребенком
Николай впервые увидел постановки «Отелло» и «Горе от ума» и уже в 16-летнем
возрасте выбрал для себя профессию, поступив в театральную студию Бауманского
дворца пионеров к педагогу С.В. Серпинскому. Вскоре Театр Красной Армии объявил
набор во вспомогательный состав. В это время произошло знакомство будущего
артиста с великим режиссером А.Д. Поповым, ставшим для Николая Исаковича учителем
и идеалом на протяжении всей жизни.
10 октября 1941 года Театр Красной Армии был эвакуирован из Москвы. В связи с этим
Николая Пастухова уволили. Целый год актер работал при Клубе милиции, выезжал на
фронтовые концерты самодеятельности. В сентябре 1942 года Пастухов сдал экзамены в
Театральное училище имени Щепкина при Малом театре. Однако отучиться удалось
только год.
Война
В марте 1943 года Николай Пастухов был призван в Красную Армию и направлен в
Чебоксарское военное училище связи. Через полгода, в ноябре, рядовой Пастухов
становится телеграфистом одной из танковых бригад. В бою под Великими Луками
получил легкое ранение, проходил лечение в госпитале в Вышнем Волочке.
В 1944 году продолжил службу в Латышской дивизии в качестве связиста. При
освобождении Риги обеспечивал связь в сложных условиях затяжного боя, за что был
награжден орденом Красной Звезды. Здесь же, в Риге, для Николая Исаковича
закончилась война.
Снова учёба. Театр. Массовка
С помощью А.Д. Попова в октябре 1945 года Пастухов был переведен на службу при Театре
Красной Армии. Параллельно Пастухов учился по личному плану в соответствии с
курсом Щепкинского училища. Все это время Николай Исаакович играл во
вспомогательном составе, участвуя в основном в массовках. В феврале 1947 года Н.
Пастухова демобилизовали.
С 1948 года репертуар Театра Красной Армии был насыщен пьесами на военную тему. Это
такие спектакли, как «Тихий океан» (И. Прут), «Последние рубежи» (Ю. Чепурин),
«Призванные» (А. Кузнецов, Г. Штайн). И во всех этих постановках Николай Исакович
играл солдат, курсантов, офицеров. Эти эпизодические роли были сыграны, по
выражению самого Пастухова, «со своей точки зрения», приобретенной с опытом
войны. «Многие краски пришли из тех дней, от друзей моих», - признается сегодня
Николай Исакович.
В 1949 году Николай Пастухов, единственный из массовки, поехал с театром на гастроли
в Австрию.
Окончив в 1950 году обучение в театральной школе, Пастухов женился. В это время
остро встала жилищная проблема. Супруги решили на время уехать в Тамбов. Там
Николай Исакович играл в местном театре, набирался сценического опыта.
В 1953 году Николай Пастухов вернулся в Москву, в середине 1950-х годов актер получил
свою первую главную роль - Мересьева в инсценировке «Повесть о настоящем
человеке» Бориса Полевого. Пастухов не ставил для себя задачи сыграть идеального
человека, героя. Мересьев у него предстает перед зрителями как обычный летчик. У
Николая Исаковича он стал более «очеловеченным», нежели чем описан у Б. Полевого.
Затем последовал спектакль «Фабричная девчонка», в котором Николай Исакович
сыграл Бибичева.
Стремление к главным ролям подтолкнуло актера к переходу в 1957 году в создаваемый
театр «Современник», но через год, в мае 1958 года, актер во второй и уже последний
раз, возвращается в родной Театр Советской Армии. И снова - череда ролей второго
плана.
Главные роли в театре
В 1966 году в театре поставили пьесу Е. Черткова «У моря свои законы», где Николай
Исакович наконец сыграл одного из главных героев - офицера-подводника капитана 2
ранга Горбачева. А через два года, в 1969 году, режиссер Л. Хейфец поставил чеховскую
пьесу «
Дядя Ваня». А. Кончаловский, заметив, насколько Николай Пастухов
совершенно исполняет роль Телегина-Вафли, пригласил актера сыграть этого же
героя в своем одноименном фильме. Николай Исакович был, по словам Кончаловского,
«утвержден без проб». Критики после выхода фильма отмечали, что в герое Николая
Пастухова «бессловесно говорило все».
Настоящее признание актер получил в 1975 году, за один сезон сыграв Мартыныча в
пьесе Р. Феденева «Снеги пали» и Федора Рожнова в художественном фильме Г.
Егидарова «О зари до зари». За последнюю роль Николай Исакович получил серебряную
медаль имени Довженко в номинации «За лучшую мужскую роль».
В 1976 году Николай Пастухов сыграл в театре одну из своих любимых ролей - Кэлина
Обабия в пьесе И. Друцэ «Святая святых». Постановка имела оглушительный успех.
Критики отмечали, что «философ и максималист был у Пастухова необыкновенно
артистичен». Также говорилось о том, что «Пастухов целиком предан, подчинен
образу, им исполняемому».
1980 год стал для актера особым. Николай Исакович был удостоен золотой медали имени
Попова - самой дорогой для него награды, полученной за всю творческую жизнь.
К началу 1980-х годов Николай Пастухов имел солидный опыт игры на сцене и в кино. В 1982
году Ю. Еремин специально для Пастухова поставил пьесу М. Горького «Старик», в
котором образ, созданный Николаем Исаковичем, поразил зрителей своей
натуральностью.
Кино
Продолжалась и карьера в кинематографе. В фильме И. Фридберга «Столкновение»,
снятом по роману М. Слуцкиса «На исходе дня», Пастухов сыграл хирурга Наримантаса.
Именно к периоду съемок фильма относятся слова Николая Исаковича: «Я должен
вытащить все, что есть во мне, и перенести это в образ». Благодаря кинематографу
актер обрел известность и признание миллионов зрителей. Далее он сыграл в таких
заметных кинолентах отечественного кино, как «
Станционный смотритель», «
Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из
жизни Обломова».
Сегодня Народный артист России Николай Исакович Пастухов продолжает играть на
сцене Центрального академического театра Российской армии в спектаклях «Много
шума из ничего», «На дне». К 80-летнему юбилею театра Пастухов репетирует роль
Маргаритова в драме А.Н. Островского «Поздняя любовь».
Награжден орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За
боевые заслуги», «За победу над Германией», юбилейными медалями и памятными
знаками.
Свободное от работы время Николай Исакович проводил в кругу семьи. Любил летние
прогулки пешком. Проживал и работал в Москве.
Народный артист РСФСР Николай Пастухов скончался на 92-ом году жизни 24 мая 2014 года
в Москве.