Начало пути
Анатолий Георгиевич Азо родился 31 октября 1934 в Ленинграде. В актерскую профессию
он пришел из народного театра, где играл «без отрыва от производства». Чемпион
Ленинграда по боксу, токарь-карусельщик, едва не получивший Героя Соцтруда, он
бросил все, когда пришлось выбирать между заводом и театром. С 600 рублей, которые
он зарабатывал на Ленинградском металлическом заводе, Анатолий ушел на 65 рублей в
театр.
В 1958 году после окончания Ленинградского театрального института им. А. Н.
Островского, куда его приняли сразу на 3 курс, Азо уехал работать в псковский
театр. А затем были гастроли в Ленинграде, куда театр привез спектакль «Старик», и
на молодого актера обратил внимание ассистент режиссера фильма «
Завтрашние заботы».
Так Азо получил главную роль в фильме - Глеба Вольнова. Он так и остался в северной
столице. Подав заявление об уходе из Псковского театра, Анатолий поступил на
работу в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола.
Роли в кино
С 1960 года он был актером киностудии «Ленфильм». Играл роли разведчиков, красных
командиров, немецких офицеров, «лесных братьев». Среди его персонажей: Ланге из
военной ленты «
Циклон начинается ночью», Егор Алексеевич Кирилин из фильма
«Плохой, хороший человек», Николай Еремин («
Человек меняет кожу»), Николай Кречет («
Петля Ориона») и
другие. Большой удачей актера стала главная роль мсье Жака в приключенческом
фильме Владимира Чеботарева «Как вас теперь называть» (1965) о советском
разведчике, действовавшем под маской повара-бельгийца в период Великой
Отечественной Войны.
Актеру довелось работать на съемочной площадке с великими мастерами. «Я снимался
с Борисом Андреевым, с Переверзевым, с Крючковым, - рассказывал он. - От них всему
научился. У меня были великие партнеры, мне повезло. Школа довоенная».
Последние годы
Последние годы Анатолий Георгиевич жил в Санкт-Петербурге, недалеко от
Театральной площади. Его квартира была уставлена работами из капа, из которого он
много лет делал фигурки, скульптуры, посуду, утварь. Уникальные произведения
артиста не раз выставлялись, в основном же он дарил их друзьям.
25 ноября 2007 года Анатолий Георгиевич ушел из жизни. Врачи констатировали смерть
от инсульта. Азо похоронили в Санкт- Петербурге на Северном кладбище.
Интервью Владимира Желтова с Анатолием Азо в журнале «Смена»:
- Анатолий Георгиевич, вам известно происхождение фамилии Азо?
- Как мои предки появились в Петербурге, я не знаю. Знаю, что дед был эстонец. В
Народном театре Выборгской стороны, где я проходил свои актерские университеты,
мне поручили роль эстонца. «Коль у тебя эстонские корни - играй! Но учти, ты должен
говорить с акцентом. Примерно так: «Всялса за круть, так кавари что-нипуть». Я знал
акценты кавказские, среднеазиатские, а эстонского не знал. Тетка советует: «Еще
жива сестра деда, поезжай к ней...» Я приехал к старушке, послушал ее и заговорил с
акцентом. Режиссер был в восторге!
- Если я правильно вас понял, вы театральный институт не
заканчивали?[/b]
- Нет. Я поступал к Борису Вольфовичу Зону, он
меня принял, но я подумал-подумал и... передумал. Потому что предстояло жить на
стипендию в двадцать рублей. В то время как на Ленинградском Металлическом заводе
токарем-карусельщиком я зарабатывал шестьсот! Но потом меня все-таки сманил
директор Драматического театра имени Пушкина из Пскова. И я уволился с завода,
хотя на тот момент даже был представлен к званию Героя Соцтруда.
- Анатолий Георгиевич, на улице вас стали узнавать после «Завтрашних
забот»?
- Нет, «
Завтрашние заботы» прошли как-то незаметно. Известность пришла после
картины «Как вас теперь называть», где я сыграл роль советского разведчика,
действующего под маской повара-бельгийца. Стало невоз-можно выпить даже кофе в
общепите. Пьешь кофе, а за спиной шушукаются: «Азо, кажется, принимает уже с
утра!»
За эту роль я получил грамоту КГБ. Представитель комитета зачитывает приказ:
награждается осветитель тем-то, художник по костюмам - тем-то. Потом: Копеляну и
Стржельчику - именные часы. И последнее: исполнитель главной роли награждается
почетной грамотой Комитета государственной безопасности при Совете Министров
СССР! Сзади меня сидел Володя Татосов. Так он от смеха упал со стула! Потому что в
этой команде я был единственный человек, который не имел часов! В театре
зарплата-то какая была! Шестьдесят - семьдесят рублей. Картина имела шумный успех.
После картины «Как вас теперь называть» мне стали предлагать роли разведчиков,
контрразведчиков, офицеров.»