Жан Тиссье (Jean Tissier) - французский актёр театра и кино. Сыграл более 240 ролей, став
одним из самых востребованных французских актеров. Правда, в основном это роли
второго плана, однако благодаря узнаваемой внешности, каждое появление Жана на
экране было заметным.
Ранние годы
Жан Тиссье родился в Париже. Отец его умер, когда он был ещё маленьким, и все заботы
о нём легли на хрупкие плечи его матери, Жанны Тиссье. В детстве будущий актёр
любил в одиночестве играть в солдатиков или ставить игрушечные театрализованные
представления. В школе, где он учился, каждый мальчик имел свой участок земли. Жан
выращивал там лилии. Учился играть на пианино.
Мама его была большой любительницей театра и часто брала сына с собой. С первой же
увиденной пьесы мальчик тоже влюбился в театр, тогда же он решил, что тоже станет
актёром.
В начале Первой мировой войны семья бедствовала, и 16-летний Жан начал помогать
маме, работая сначала товароведом в магазине махровых тканей, затем журналистом.
Тиссье довольно скоро приходит в театр, где участвует в ревю вместе с известной
театральной актрисой Режан. Почти 10 лет он проработал на театральных подмостках.
Играл главные роли в различных пьесах, в частности «Блоха в ухе» Жоржа Фейдо.
Кстати, ему посчастливилось познакомиться с самим автором, который дал ему
бесценные советы по поводу его игры.
Период между Первой и Второй мировыми войнами
С началом войны Жана забрали в армию, в тяжёлую артиллерию. К счастью при
дивизионе был свой театр, и очень скоро Тиссье уже играл в военных постановках.
Но и на фронте ему пришлось побывать, однако ему посчастливилось вернуться домой
живым и невредимым.
После войны продолжал работать в театре, играя разноплановые роли. Познакомился с
Жаном Кокто, Сашей Гитри. С гастролями наездил 126 тысяч км!
На киноэкране Жан Тиссье дебютировал в 1927 году в «
Наполеоне» режиссера Абеля
Ганса. Эта первая проба сил оказалась мало убедительной, и актёр не снимался
вплоть до 1934 года, когда он появился наконец в фильме Жана де Маргена «Мир, где
скучно / Le monde où l'on s'ennuie». А ведь ему было уже 38 лет! Правда, с тех пор он снимался
без перерыва, появившись в титрах более 200 фильмов.
Во вторую мировую войну, во время наступления на столицу немцев, Жан с женой и
собакой покинули Париж и эвакуировались подальше от фашистов на пляжи и дюны
Руайяна, департамента Приморский Шарантан на западе страны (на побережье
Атлантического океана). Когда ситуация более-менее нормализовалась, вернулся с
семьёй в Париж, в театр и в кино. В 1942 году, в условиях Оккупации, французы назвали
его самым популярным актёром французского кино.
Дальнейшая карьера
Публика начала признавать его большой талант. Особым успехом в конце 1930-х годов
пользовалось его исполнение на театре роли Полония в «Гамлете» Шекспира.
В 1940-е годы у него небольшая роль почти в каждом водевиле или детективе,
выходивших на экраны. Бывало, он снимался в 14 фильмах в год! Самые известные
режиссёры - от Клода Отан-Лара до Дидье Декуана, от Жилля Гранжье до Андре Кайатта -
приглашали его в свои фильмы. Его персонажи были медлительными, неловкими как в
жестах, так и в речи. Более 40 лет актёр был главным исполнителем ролей второго
плана французского кинематографа. Самая известная его роль - таинственный факир в
фильме «Убийца живёт в 21-м» (1942) Анри-Жоржа Клузо. В 1964 году снялся в «Реквиеме для
главаря» Мориса Клоша.
Жан-Пьер Мокки высоко ценил его талант и снял в нескольких своих фильмах: в
«Снобах» (1962), «Девственницах» (1963), «Странном прихожанине» (1963), где он играет
рядом с Бурвилем, Жаном Пуарэ и Франсисом Бланшем персонажа, борющегося против
грабителей церковных кружек; в «Соратниках Маргаритки» (1967) и в «Большой стирке!»
(1968), где он сыграл химика, изобретшего жидкость, парализующую телевизионные
антенны.
Последними его фильмами стали «
Вдова Кудер» (1971)
Пьера Гранье-Деферра, где он сыграл старого компаньона Симоны Синьоре, и «
Секс-шоп»
(1972) Клода Берри.
Личная жизнь
На гастролях по Франции с театром Жан познакомился с молоденькой актрисой на 14
лет младше него, Луизой Жоржеттой Лалир, и впервые в жизни влюбился без памяти. Её
отец был известным в ту пору адвокатом, её крёстной была основательница
феминистской газеты «Фронда». Жан ухаживал очень романтично, дарил цветы, носил
за ней багаж. Вместе они играли в пьесе «Давай поженимся!». Что они и сделали 31 июля
1934 года. С того дня Луиза Лалир стала Жоржеттой Тиссье и на сцене, и в жизни.
Совместные съёмки в Швейцарии, в Локарно и в Юнгфрау, в фильме «
Неожиданное путешествие» (1934) стали для них настоящим свадебным
путешествием.
Вместе они прожили всю жизнь. Сыграли вместе более чем в 20 постановках и фильмах.
После смерти Жоржетты в 1959 году он был раздавлен горем, так и не оправившись от
него до конца своих дней.
Его племянник Ален Тиссье , тоже стал актёром.
Конец его жизни был довольно трагическим. Жил в бедности в Париже. Перенёс 2
операции, став почти слепым. Парализованный, впавший в депрессию, он был помещён в
ноябре 1972 года в Центр реадаптации «Нормандия» (фактически Дом престарелых) в
городке Гранвилль. Там ему стало плохо, и по дороге в больницу он скончался в
машине скорой помощи. Ему было без 1 дня 77 лет.
Похоронен на загородном парижском кладбище Сент-Уэн, в одной могиле с актрисой
Мирей Бален, тоже умершей в нищете. Его большой друг Тино Росси взял все
похоронные расходы на себя.
Перевод биографии:
Lisochek