Анатолий Дмитриевич Смиранин родился в Одессе 24 декабря 1892, в семье черноморского
моряка и черногорки. Мальчишкой-юнгой на корабле своего отца-капитана обошёл
множество портовых городов Средиземноморья.
В 1909 году окончил пятую Одесскую гимназию и поехал к родителям в Таганрог, где
отец в то время служил начальником торговых судов Азовского пароходства. Там,
Анатолий Смиранин в 1910 году впервые выходит на сцену в антрепризе Н.К. Шатлен.
В 1911 году по настоянию отца Анатолий Дмитриевич поступает на юридический
факультет Одесского университета, но параллельно занимался и в школе
сценического искусства О.В. Рахмановой. После того как его пригласили в труппу
театра в Чернигове, он бросил университет и начинается долгая дорога по
провинциальным сценам России... Чернигов и Ялта, Пенза и Уральск,
Иваново-Вознесенск и Брест-Литовск, Уфа и Одесса, Сухуми и Батуми, Краснодар и
Саратов, Новороссийск и Ростов на Дону - вот некоторые вехи этого пути.
В 1915 году Анатолий добровольцем уходит в действующую армию, где получив
осколочное ранение, попадает в госпиталь, а потом демобилизуется.
Кино и театр в жизни А.Д. Смиранина тесно переплетаются. Его первое знакомство с
кинематографом произошло в 1916 году в Москве на кинофабрике Ханжонкова. Но болезнь
- последствия ранения, заставляют его уехать на юг в Одессу, к родным. В Одессе он
создает Товарищество русской драмы, но коллектив вскоре распадается.
Анатолий Дмитриевич в августе 1918 года подписал контракт, по которому до лета 1919
года снимался у Ермольева. Он принял участие в таких фильмах как “Конкурс
красоты” (1918), "Алаверды" (1918), "Шарабан". Параллельно со съемками он, как и многие
другие актёры Ермольева и Ханжонкова, принимал участие в театральных постановках
в Народном доме в Ялте.
В 1919 году в Ялте снимался на одной площадке с Мозжухиным, Лисенко, Ваграмом
Папазяном, с которым дружил долгие годы....
В 1920 году Анатолий Смиранин снимается на кинофабрике «Русь». Один из фильмов
этого периода - «
Жизнь - Родине, честь - никому», съёмки которого проходили в
августе- сентябре 1919 года в Ростове на Дону.
С 1920 по 1922 г.г. Анатолий Смиранин снова работает в Одессе, в театре
Политсекретариата морской обороны.
Осенью 1921 года он переходит в госдрамму. Со спектаклями этого театра Анатолий
Дмитриевич посещает Сухуми, Батуми, Краснодар, Пятигорск, Ростов на Дону. Но уже
весной 1922 покидает он покидает госдрамму.
В 1927 году Анатолий Дмитриевич получает приглашение стать штатным актером
киностудии ВУФКУ в Одессе. Во время работы на этой киностудии он сдружился с
Александром Довженко. Здесь он снялся в фильмах «
Непобедимые», «
Девушка с
палубы», «
Не по дороге».
В 1928 году его приглашают МЕЖРАБПОМФИЛЬМ в Москву - картина «
Разлом».
В своей жизни Анатолий Дмитриевич встречался, дружил, работал и получал признание
интереснейших людей своей эпохи.
Он играл с великим Южиным, гастролировавшим в по югу России в роли Шейлока.
В 1922 году в Батуми он срочно вводится в спектакль, гастролировавших там, великих
русских трагиков братьев Адельгейм. После спектакля выслушивает их слова
благодарности, а на последовавшем вскоре собственном бенефисе, слова признания...
Он считал своими учителями Собольщикова-Самарина, у которого работал в начале 20х
в Одессе, Бориса Глаголина - с которым гастролировал в середине 20х годов, и Ивана
Слонова с которым служил в Саратове.
В 1928 году Анатолий Дмитриевич сдружился с Александром Довженко, который тогда был
частым гостем в его доме.
Летом 1929 года Анатолий Смиранин с труппой театра МГСПС гастролирует по СССР. На
гастролях в Харькове Смиранин встречается с Всеволодом Эмильевичем
Мейерхольдом, на предмет исполнения роли Кирсанова в планировавшейся постановке
фильма «Отцы и дети». К сожалению постановка так и не была воплощена в жизнь.
К 1929 году Анатолий Смиранин был уже настолько известным и востребованным актером,
что различные режиссеры мечтали получить его в труппу своего театра. Так например
он получает приглашение от Таирова в московский Камерный театр, от
Любимова-Ланского в возглавляемый им МГСПС, а Юрий Завадский приглашает его в
труппу Ростовского Большого драматического театра им. Горького. Но болезнь и
смерть трёхлетней дочери выбивают актера из колеи. Душевное равновесие
обретается только после отъезда на Кавказ в Грузию, откуда тоже поступило
приглашение.
С 1936 года Анатолий Дмитриевич служит в Тбилиси в русском драматическом театре
имени Грибоедова, где он был и ведущим актером и режиссером постановщиком. Здесь
он сыграл лучшие роли мирового репертуара - Чепурной и Сирано де Бержерак, Дон
Карлос и Забелин, Телятьев и Кречинский, Несчастливцев и Тартюф, Крогстад и
Свидригайлов - это лишь частица сыгранного в эти годы.
В 1961 году юный Роберт Стуруа, в дипломном спектакле которого занят Смиранин, пишет
ему восторженную открытку со словами восхищенья и благодарности...
Анатолий Смиранин не перестает сниматься и в кино. В 40-е и 50-е годы снимается на
«Грузия-фильм» и «Арменфильм». Фильмы этого периода: Доброе утро (1941),
Форпост
(1941), «
Неуловимый Ян»
(1942), «
Я - черноморец»
(1944), «
Малахов
курган»(1944),
Давид Гурамишвили (1946),
Робинзон
Крузо (1946), «
Лично
известен» (1957), и другие.
В 1961 году на «Ленфильме» Анатолий Дмитриевич снимается с молодым Михаилом
Казаковым и совсем юной Анастасией Вертинской в ставшем легендарном
впоследствии фильме «
Человек-амфибия»... В ту пору актеру было уже семьдесят.
В последний раз Смиранин вышел на съёмочную площадку в октябре 1970 года, за 4 месяца
до своей смерти. Это был фильм "Ночь на 14-й параллели", где Анатолий Дмитриевич
играл эпизодическую роль американского учёного-профессора. Его партнёром был В.
Гафт - главный герой фильма. К сожалению озвучить роль актер не успел. Узнав о
смерти артиста режиссёр фильма заявил, что никто другой не сможет озвучить этот
персонаж... Впоследствии, эпизод просто не вошёл в картину...
Анатолий Дмитриевич Смиранин, пережив три русских революции, две мировых войны,
умер 15 февраля 1971 года (его сыну было 16 лет). Внук Анатолий Дмитриевича Смиранина -
Анатолий также выбрал себе актерскую профессию.