Юрий Ильич Юровский (Григорий Саруханов) родился 3 мая 1894 года в Тифлисе, в семье
аптекаря Саруханова. По вечерам мать рассказывала сказки или читала вслух.
Мальчик знал от нее о деде и прадеде - народных сказителях.
В 14 лет, гимназистом, на сцене тифлисского театра русской драмы Юрий увидел
«Коварство и любовь» Шиллера. С тех пор старейший в России театр, открытый в 1845
году графом М. Воронцовым, стал для юноши и храмом, и аудиторией. Решающую роль в
выборе жизненного пути сыграл режиссер Константин Марджанов, который взял Юрия,
плохо тогда владеющего русским языком, в группу статистов. Его помощник Петров на
титульном тексте его первой роли почему-то написал «Юрию Юровскому». Так Георгий
Саруханов стал артистом русского театра Юрием Юровским.
Скитания
Летом 1914 года состоялись первые гастроли Юровского. Они проходили в Славянске.
Однако в этот момент началась Первая мировая война, труппа была распущена, актеры
нуждались и разбредались в поисках пропитания.
Юровского пригласили в Екатеринбург. Он отправился туда с маленьким узелком, где
лежали томик Пушкина и две рубашки. Роли были маленькие и похожие друг на друга. Он
вел учет сыгранному и записывал: «За сезон сыграно 116 лакеев и прочих застенчивых
людей». На следующий сезон он оказался в Пензе, потом - в Ростове-на-Дону, где
познакомился с замечательной актрисой Е.А. Полевицкой, пока что - в качестве
актера на вторых ролях.
А уже летом 1917 году в Екатеринославе состоялась вторая встреча с Е.А. Полевицкой,
на сей раз - в качестве равноправных партнеров по сцене. Этой встрече было суждено
сыграть огромную роль в жизни Юровского.
Работа у Н.Н. Синельникова
В начале 1919 года актриса Л.Н. Мельникова, давно знавшая Юровского и работавшая у
Н.Н. Синельникова, пригласила Юрия Ильича в Харьков. Он отвечает согласием и через
несколько дней получает письмо от Н.Н. Синельникова с предложением работать.
Весной 1919 года Юровский выехал в Харьков. Его сразу включили в работу над ролью
Шаховского в пьесе А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». На первой репетиции
Юровский-Шаховский очень эффектно появлялся на сцене, перескочив через какой-то
забор и растолкав толпу бояр. После репетиции его поздравил молодой актер М.М.
Тарханов и сообщил, что Синельникову очень понравился дебют актера.
Юровскому интересно было работать в театральном городе с таким
мастером-режиссером, каким являлся Синельников. Он готовился к длительному
сотрудничеству. За вторую половину 1919 года Юровский сыграл графа Альмавиву
(«Женитьба Фигаро»), Клеанта («Мнимый больной»), Курта («Дурак»), Жадова («Доходное
место») по очереди с Н.Н. Ходотовым, с которым они стали большими друзьями и даже
жили на одной квартире в доходном доме на Сумской. Но политика, которой Юровский
не интересовался, вмешивалась в его жизнь. В Харькове стояли деникинцы. Офицеры на
спектаклях стреляли в люстры. Юровского должны были призвать в деникинскую армию.
Защитить актеров не мог и Синельников, который сам был на заметке у деникинских
властей. Чтобы уклониться от призыва, Юровский обратился в Совет грузинской
колонии в Харькове и в октябре получил удостоверение, позволявшее ему как грузину
не быть призванным в русскую армию. Угроза призыва уменьшилась, но не изчезла.
Именно в этот момент актер получил приглашение Е.А. Полевицкой из Севастополя
вступить в ее труппу. В конце октября Юровский тайно выехал из Харькова.
За границей
Однако в Севастополе тоже были деникинцы, а значит, репрессии и расстрелы.
Спектакли шли очень редко. В это время Е.А. Полевицкая получила приглашение на
гастроли в Болгарию. 20 мая 1920 года, взяв с собой Юровского, актриса с труппой
отплыли в Болгарию на пароходе «Лазарев». Среди спектаклей, данных в Софии,
наибольшим успехом у болгарских зрителей пользовался спектакль «Накануне»
Тургенева, где
Юровский играл болгарина-революционера Инсарова, а Полевицкая - Елену Стахову.
Материальный неуспех заставил Полевицкую, мужем которой был немецкий режиссер
Шмидт, выехать в Германию. Юровский вместе с труппой почти три года гастролировал
по городам Германии и Чехословакии. Спектакли русской труппы проходили в
помещении «Немецкого театра» и собирали публику.
В 1924 году Полевицкая отправилась на гастроли в СССР. Юровский поехать не смог и
временно остался без работы. Он решил восстановить связь с русскими артистами из
театра Н.Н. Синельникова, которые оказались в Риге. Получив письмо от Л.Н.
Мельниковой и предложение от известной русской актрисы Рощиной-Инсаровой
работать в создаваемом ею театре, Юровский немедленно выехал в Ригу. Так с ноября
1924 года жизнь и творчество Юрия Ильича Юровского стали неразрывно связаны с
русским театром в Латвии.
Рижский период
Василий Иванович Качалов, любивший Юровского и игравший с ним в рижских
спектаклях, писал, что тот имеет «в достаточной мере то, что К.С. Станиславский
называл высшим артистическим даром, отпущенным природой, - огромное сценическое
обаяние».
Приезд в Ригу ознаменовал новый этап жизни и творчества, этап мужания таланта,
роста мастерства, творческих возможностей и приход славы как закономерного итога
пройденного. Готовя роль Чацкого в сезоне 1935-1936 года, Юровский встречался с
Качаловым, который рассказал о подготовке спектакля во МХАТе Станиславским.
Чтобы понять своего героя, Юрий Ильич читал письма Грибоедова, стихи Рылеева,
сочинения Радищева. Огромное сценическое обаяние Юровского, отмеченное
Качаловым, заставляло зрителей симпатизировать его героям - положительным или
тем, чье порочное обаяние (поручик Яровой, Макбет) невольно манило и привлекало.
В середине 40-х годов Юрий Ильич осуществил ряд постановок советских пьес, где
играл и сам. Это
«Скутаревский» Л. Леонова,
«Платон
Кречет» А. Корнейчука,
«Таня» А. Арбузова. Интерес к режиссуре и успех на этом поприще
заставили его позже окончить в ГИТИСе режиссерские курсы у Ю. Завадского. Он
ставил спектакли в русском и латышском театрах, а в 1936-1943 годах - и в Национальном
оперном театре Латвии. Активную деятельность театра прервала на некоторое время
немецкая оккупация. Послевоенное время стало для Юровского временем Шекспира,
временем высоких страстей и размышлений. Его Макбет и Король Лир, сыгранный на
закате жизни, - попытка подвести итоги прожитого и передуманного.
В кино
Люди старшего поколения помнят фильм Григория Александрова «
Встреча на Эльбе» (1949). Благородный немецкий интеллигент профессор Отто
Дитрих, ненавидевший фашизм, но отвергающий поначалу и коммунизм, надолго
запомнился даже тем, кто не пытался вникать в сложную ломку сознания героя. Для
замечательного актера Юрия Ильича Юровского роль Отто Дитриха была первой в кино.
Народный артист СССР Григорий Александров пригласил его на съемки после того, как
увидел в спектакле Рижского русского драматического театра «Кремлевские
куранты» в роли инженера Забелина. Найденный Александровым актер получил
признание на «Мосфильме», и к концу съемок фильма «
Встреча
на Эльбе» другой выдающийся кинорежиссер «Мосфильма», народный артист СССР В.
Пудовкин, пригласил Юровского на главную роль в своем фильме «
Жуковский»,
посвященном «отцу русской авиации». И хотя две другие роли в кино - кулака
Кикрейзиса («
К новому
берегу») и графа Вильегорского («Глинка») - были менее заметными, приглашения
Юровского выдающимися советскими режиссерами говорили о его открытии для кино.
Удивительно сложилась судьба этого артиста. Грузинский юноша вместе с русскими
актерами украинского театра заложил основы русского и советского театра в Латвии
и посвятил ему жизнь. 20 декабря 1954 года Ю.И. Юровскому исполнилось 60 лет, тогда же
он праздновал 40 лет сценической деятельности. В связи с этим и за заслуги в дни
Декады латышского искусства в Москве (декабрь 1955 года) артисту присвоили звание
народного артиста СССР.
Юрий Ильич Юровский скончался 30 декабря 1959 года в Риге.