Катышева Елена Владимировна родилась 9 апреля 1967 года в Свердловске
(Екатеринбурге).
В 1988 году окончила ВТУ имени Щепкина. С этого же года - актриса МХАТ имени М.А.
Горького под руководством Татьяны Дорониной.
Высокоодаренная, сценически обаятельная актриса с блестящими внешними данными
исполняет роли как классического, так и современного репертуара.
Елена Катышева в настоящее время играет в спектаклях: «Зойкина квартира» М.
Булгакова - Мадам Иванова, «Полоумный Журден» М. Булгакова - Госпожа Дебри,
«Дама-невидимка» П. Кальдерона - Донья Анхела, «Униженные и оскорбленные» Ф.
Достоевского - Александра Семеновна, «Прощание в июне» А. Вампилова - Репникова,
«Заложники любви, или Халам-бунду» Ю. Полякова - Марина, «Русский водевиль»
(«Нежное сердце» В. Соллогуб) - Кубыркина, «Женитьба Белугина» А. Островского -
Елена Кармина, «Красавец мужчина» А. Островского - Сусанна Лундышева, «В поисках
радости» В. Розова - Леночка и другие.
Работы в кино: «
Кровь за
кровь», «
Месть
пророка»,
Бумеранг из прошлого», «Учитель в законе».
Интервью Татьяна Петренко с Еленой Катышевой, "Театральная афиша", февраль 2011
года.
Уральская красавица с первой попытки поступила в театральное училище в родном
Свердловске, а два года спустя с такой же легкостью покорила московское
Щепкинское училище, хотя в детстве ничто не говорило о том, что выбор падет на
актерскую профессию, - настолько девушка была застенчива. Сразу после окончания
Елена Катышева была принята в прославленную труппу МХАТ им. М. Горького, и хотя
первое ее появление на сцене в трагическом спектакле «На дне» было весьма
комичным и грозило увольнением, она проработала здесь двадцать лет. На ее счету 25
спектаклей. Она сыграла Наташу в «На дне», Валентину в спектакле «Валентин и
Валентина», Коломбу в «Мадам Александре», Полину в «Доходном месте», Галину
Сергеевну в «Годах странствий». Сейчас занята в двенадцати спектаклях. Зрители
могут увидеть ее в «Полоумном Журдене», «Даме-невидимке», «Русском водевиле»,
«Женитьбе Белугина» и др. В кино Елена Катышева пришла довольно поздно, но уже
снялась в сериалах «
Врачебная
тайна», «Понять. Простить», «Учитель в законе».
- В моей семье актеров не было. Я росла очень застенчивой. Вся моя детская жизнь
была преодолением себя, этого безумного стеснения. Я никогда ни на каких
праздниках не выступала, но в восьмом классе стала ездить через полгорода в
народную студию при ДК. Училась плохо, после восьмого класса пришлось из школы
уйти, и, наверное, от отчаяния, а скорее всего, чтобы самой себе доказать, что могу
без стеснения выйти на сцену перед большим количеством народа, я отправилась
поступать в Свердловское театральное училище, правда, ни на что особо не
надеясь. Спела песенку «Крылатые качели» из фильма «Приключения электроника»,
прочла отрывок из «Алых парусов». Видимо, вся моя программа удачно сочеталась с
видом четырнадцатилетней наивной девочки, и меня приняли.
Я оказалась на одном курсе с людьми, которым было по 23, по 25 лег, кто много лет
поступал в Москве и не смог поступить. Они приехали на периферию, чтобы все же
получить театральное образование. Педагоги у нас были все сплошь из университета.
Я сразу осознала свою необразованность, неначитанность, ущербность, в конце
концов, - и начала наверстывать. На мое счастье, знакомые из нашей Белинки (то есть
библиотеки имени Белинского) стали выдавать мне книги на ночь. За полтора года я
перечитала столько, сколько потом за всю свою жизнь не читала. Прекрасно понимая,
что получить высшее образование мне необходимо, а для дальнейшего обучения нужен
был аттестат о среднем образовании, я училась еще и в вечерней школе.
- Как дома приняли весть о том, что вы пошли в театральный?
- Мама была рада: хорошо, что не попала в ПТУ. Она ведь знала, как я учусь. Она тут же
заинтересовалась театром, начала посещать наши свердловские спектакли, хотя до
этого в театры не ходила, а тут превратилась в театралку. Как только в вечерней
школе я получила аттестат о среднем образовании, я сразу же уехала в Москву.
Пришла сразу в Щепкинское, потому что в Свердловске нас учили по школе Малого
театра. Это потом я разобралась, что ГИТИС, может быть, интереснее, а Щукинское
престижнее.
Приехала я, как выяснилось, поздно. Ребята туры уже с марта месяца проходили, а
тут летом еще фестиваль был, и вторую половину вступительных перенесли на
август. В Щепкинском педагог Римма Гавриловна Солнцева сразу отправила меня к
Сафронову на третий тур с запиской. Ее мне под большим секретом показали
старшекурсники, которые нас сопровождали. Там было написано: «Есть изюминка,
надо внимательнее посмотреть». Я на всякий случай перепугалась: «А это что,
хорошо или плохо?» Оказалось, хорошо. Владимир Алексеевич Сафронов взял меня на
свой курс.
- На вступительных в Щепкинском вы сказали, что учились в театральном
училище в Свердловске?
- Нет, об этом ни в коем случае нельзя было говорить. Педагоги этого не любят. Потом
каким-то образом это просочилось, и меня художественный руководитель Владимир
Алексеевич Сафронов перед всем курсом спросил: «Лена, а вот до меня тут дошли
слухи, что вы учились в театральном училище». «Ну, - подумала я, - если тогда ничего
не сказала, сейчас уже неудобно сознаваться», - и выпалила: «Нет, не училась». Он
уточнил: «Правда?» А я ему: «Правда!» - и он мне поверил.
- Какие роли вы играли в дипломных спектаклях?
- В «Смерти Тарелкина» я играла одну из мамашиных дочек. В другом дипломном
спектакле, «Врагах» Горького, - жену убитого фабриканта. Плакала, кричала,
стенала. Как сказала мне тогда Людмила Викторовна Цукасова: «Эта роль дана тебе
на сопротивление». Уж больно я была положительная, что мне решили дать вот
такую роль. По-моему, она у меня получилась, потому что студенты с других курсов
меня спрашивали: «Ты что, в самом деле вот такая ужасная?» Мне это было странно
слышать: как будто мы не на артистов учимся, как будто нас не учат играть роли
разные, подчас совершенно не соответствующие твоему характеру.
- После окончания вы попали во МХАТ. Вы же знали, что театр раскололся за
год-два до вашего прихода. С каким чувством вы шли сюда работать?
- У нас была надежда, что мы сюда придем и сделаем все заново. Все новые страницы
этого прославленного театра будут необыкновенными благодаря нам. Молодые были,
энтузиазмом горели. Меня практически в первые двадцать дней после начала сезона
ввели на рань Наташи в спектакль «На дне». Сложилась такая ситуация, когда некому
было играть, и Татьяна Васильевна Доронина выбрала из тех, кого она приняла в
труппу, меня.
- Ее не смутило, что вы были молоденькая, неопытная?
- А ее это никогда не смущает, она к молодым относится очень хорошо. Татьяна
Васильевна как раз на них ставку и делает. Свой первый спектакль «На дне» я не
забуду никогда. Я вышла, сказала Пеплу: «Не командуй, рано еще», - развернулась...
Дальше я должна была зайти за угол дома, но вдруг упала плашмя, растянувшись во
весь свои рост, и от ужаса, что упала на сцене МХАТа в первый свой выход, уползла за
кулисы. Меня, ползущую, за кулисами перехватила артистка Луиза Кошукова и, то ли
для того, чтобы успокоить, то ли на самом деле искренне, сказала: «Это хорошая
примета». А я-то уже собиралась вешаться! Самое главное, Татьяна Васильевна ничего
мне не сказала, с роли меня не сняли, и Наташу я играла достаточно долго.
Я, конечно, благоговела перед мэтрами. Еще бы, рядом с тобой Аристарх Ливанов.
Михаил Зимин, Александр Дик, Вячеслав Расцветаев, Николай Засухин, Николай
Пеньков, Геннадий Кочкожаров... Но со временем я перестала бояться, стала их лучше
понимать. А ведь в первое время, когда кто-нибудь из корифеев делал мне
замечание, например, что я не дала партнеру договорить текст до конца, меня
охватывала паника: «Как я посмела такого актера перебить!..» Со временем, когда
моя застенчивость вышла из меня по капельке, пришло понимание, что это все
рабочие моменты. Да и, к слову сказать, замечания-то они делали очень тактично.
Любовь Васильевна Пушкарева, например, всегда отзовет в сторонку и тихонько,
наедине тебе все объяснит. Мы с ней играли в «Обрыве»: она Татьяну Марковну, я
Марфиньку. Более доброго человека я в своей жизни не встречала. Удивительной
мудрости женщина. Любовь Васильевна всех своих партнеров по спектаклю так
любит, что в лучах ее любви просто расцветаешь, а уж если ты хорошо сцену отыграл,
то она столько лестных слов о тебе скажет, будто ты подвиг совершил. Ей все всегда
интересно. Она приходит на все наши премьеры, несмотря на то, что прошлым летом
перенесла инсульт. Любовь Васильевна просто наше сокровище!
- В вашем театре, наверное, уже стало традицией, что все молодые артисты
играют в «Синей птице».
- О да! Я там тоже много кого переиграла: Фею. Насморк, Молоко, Внучку... Я со своей
фактурой играла даже девочку Митиль. Меня костюмеры затягивали так - а мы играли
подряд две сказки, в девять утра и в час дня, - что до головной боли доходило. Когда
меня вводили, то не переставали говорить: «Ой, ну какая же ты высокая, что с тобой
делать? Ты вот что: добежала до того героя, присела на коленки и слушаешь. Потом
добежала до Хлеба, опять на коленки и слушаешь. Так хоть останется впечатление,
будто ты маленькая». Для меня это была школа. «Синяя птица» удивительный
спектакль. Мне кажется, все молодые артисты должны в нем поиграть. Это многое
дает, особенно когда ты переключаешься с одной роли на другую.
- Огромное количество маленьких зрителей-непосед на «Синей птице»» вас как
актрису не беспокоило?
- Наоборот. «Синяя птица» учит общению с детской аудиторией. Многие артисты
возмущались, что дети
шумят, а я просто пыталась завладеть залом. Да, не слушают, но ведь это и моя вина.
Надо что-то придумать, чтобы привлечь их внимание. Можно голос форсировать,
можно паузу выдержать. Я все равно была рада, что этот мальчик сидит здесь, а не
находится в какой-нибудь подворотне. Во всяком случае, я бы хотела, чтобы мой сын
привел свою девушку в театр, а не в ночной бар.
- Но есть и взрослые спектакли, где вы играли сначала одну роль, потом другую.
Не хотели расставаться со спектаклем?
- Да нет, просто получаешь назначение и играешь. Со мной это происходит все
время. В «Зойкину квартиру» меня ввели сначала на роль мадам Ивановой, а потом я
вместо Тани Шалковской, когда она была в декрете, играй Аллу Вадимовну. В
спектакле «Валентин и Валентина» сначала играла Дину, а потом пошла на
повышение - мне доверили главную роль Валентины. В этом спектакле вокруг меня был
куре ГИТИСа, который Татьяна Васильевна приняла в труппу практически целиком. С
того курса мой муж Петр Белышков. В «Полоумном Журдене» сначала играла Люсиль, а
потом по возрасту меня перевели на роль Доримены. Молодым-то тоже надо что-то
играть. Поначалу мне очень не хотелось отдавать Люсиль. Мне не роли было жалко -
мне было жалко платья. Я увидела мое любимое платье на другой актрисе. Никогда
такого со мной в жизни не было. Мне хотелось плакать, но потом мне вернули Люсиль,
и я играла ее в своем любимом платье, и все же позднее снова перешла на роль
Доримены. Эти качели меня как-то уравновесили, и я уже не с таким трепетом
относилась к своему любимому платью.
- Наряду с главными у вас есть и небольшие роли?
- Небольшие или неглавные роли я тоже очень люблю. В маленькой роли степень
концентрации больше, ты должен успеть донести все до зрителя. Ты должен точнее,
как мы говорим, распределяться в роли. Когда ты весь спектакль на сцене, ты успеешь
все сыграть, а тут изволь максимально сосредоточиться - как раз это важно.
- Что вам больше по сердцу, костюмные роли или современные?
- Конечно, костюмные роли. Роскошные платья, длинные юбки, кринолины, шляпы
прошлого века, потому что мы их не носим. С веером люблю работать. Веер может
отражать всю палитру чувств: испугалась, разволновалась, заинтересовалась.
Костюмный спектакль требует большой сцены, он предполагает широту жестов,
голоса, а когда ты играешь что-то современное, хочется уединиться, хочется
какой-то камерной атмосферы.
Мне нравилось работать в спектакле «Был один человек» по Агате Кристи.
Детектив. Привлекала необычность жанра. Вроде бы никто не кричит, ни действий, ни
событий особых не происходит, а ты поиграешь взглядом, на себя подозрение
перенесешь - и зритель теряется, следит за тобой неотрывно. Это особый жанр, его
надо уметь играть.
- Как вы встретились с мужем?
- В спектакле «Обрыв» я играла Марфиньку, он - моего жениха, между нашими
персонажами возникала любовь. В «Вишневом саде» я была Дуняшей, он играл Яшу.
Вообще, когда я впервые увидела Петю Белышкова в театре, он мне не понравился. У
него был мрачный вид, и мне он показался недобрым человеком. Это потом я поняла,
что он белый и пушистый, просто у него вид такой. Я была замужем, у него была
девушка. Потом я ушла от мужа, большую роль в этом сыграла свекровь: когда домой не
хочется идти, лучше распрощаться совеем. Я попросилась в общежитие. Они
поворчали: «У тебя же было жилье», - но сжалились. К тому времени Петр распрощался
с девушкой. На репетициях выяснилось, что у него отличное чувство юмора. Мы
много смеялись. Вот шутками он меня и покорил. Мы поженились и сразу
повенчались. Он снимал квартиру, но после женитьбы переехал ко мне в общежитие.
Мы там долго прожили. Сына до пяти лет растили.
- Ваш муж по-прежнему в театре?
- Он ушел. Сейчас работает в Театре Луны, у него ставка режиссера. Занимается
вводами, ведет пару-тройку спектаклей. У Сергея Борисовича Проханова своя
эстетика, и Петя ее чувствует и старается соблюдать. Кроме этого, он поставил
антрепризные спектакли «Здравствуйте, я ваша теща», «Как стать желанным», «Моя
большая зебра». Звезды любят работать с Петей. Он умеет так все выстроить, чтобы
было ясно и удобно для артистов, все понятно объяснит. Особенно тем, кто привык
только сниматься в кино. Они выходят на сцену, а ни ходить, ни говорить толком не
умеют, - так они на него, как на мэтра, смотрят, ловят каждое слово, они его
обожают.
- Не боитесь, что его уведут?
- Вообще-то ему некогда по сторонам смотреть, он очень занят. Для актера проблема
востребованности вещь необходимая, и хорошо, что она у нас с Петей есть.
- Такая востребованность - это, конечно, хорошо, а ваш сын не ропщет, что вы так
сильно заняты?
- Мы всегда уделяли сыну много внимания, так много, что он уже от нас отбивается.
Его школа находится в соседнем районе, мы его возим на машине. Сейчас он заявляет:
«Родители, можно из школы я сам домой приду?» Васе четырнадцать, уже паспорт
получил. Склонности его я определить не могу, но, по-моему, в артисты он не пойдет.
Дело в том, что он дважды, в три годика и в шесть лет, снимался в рекламе. Работа
была достаточно тяжелая, шесть часов без перерыва. Он изнывал: «Я больше не могу, я
не вернусь на съемочную площадку!» Я открывала сумочку: «Видишь. 300 долларов уже
заплатили, это все твои». Пошел, доработал. Купил на эти деньги конструктор
Лего.
- Василий ваши спектакли видел?
- Я очень хочу, чтобы он начал ходить ко мне в театр. Боюсь, что меня по возрасту
снимут с «Дамы-невидимки», «Женитьбы Белугина», и говорю ему: «Вася, начинай
ходить на мои спектакли, посмотри хоть, как твоя мама в Художественном театре
работает, будешь детям своим рассказывать». На «Теще» он был, потом сказал: «Вот в
первом акте ты в спортивном костюме мне совсем не понравилась, а во втором акте
когда свою одежду надела, мне понравилось, ты хорошо играла».