Сара Бернар (1844 - 1923) - величайшая театральная актриса XIX века. “Божественная,
несравненная и неповторимая!”- так отзывались о ней искушенные театральные
критики, репортёры газет. В её списке значились только самые яркие роли. Она
играла таких великих женщин, как Клеопатра,
Адриенна Лекуврер и Жанна д’Арк. Театральные постановки, в которых
принимала участие Сара всегда имели оглушительный успех. В её амплуа были в
основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище
«Божественная Сара».
Ранние годы
Её настоящее имя - Анриэтта-Розина Бернар. Она родилась в Париже, на улице
Факультета Медицины, в доме № 5 в VI округе 23 октября 1844 года. Сара была
незаконнорождённой дочерью голландской еврейки, учительницы музыки и, по
совместительству, красавицы-куртизанки Юдит ван Харт (Жюли) и французского юриста
Эдварда Бернара. Мать постоянно посещала светские рауты Парижа. Нередко Юдифь
брала в высший свет и свою маленькую дочку. Но Саре были не по душе все эти
светские сплетни. Она бунтовала. Устраивала истерики любимой маман. Будущая
известная актриса росла своенравной, скандальной и эпатажной девчонкой.
Справиться с ней было невозможно.” Бунтарка, бесенёнок”, - так прозвало её
светское общество.
А однажды Сара закатила грандиозный скандал своей матери на одном вечере. Девушка
просила, плакала и умоляла Юдифь отпустить её в обитель. При этой сцене
присутствовал покровитель Жюли герцог де Морни, сводный брат императора
Наполеона III. «Да этой девочке дорога не в монастырь, а прямиком на сцену!» -
воскликнул циник и умница де Морни. В тот же вечер они вместе с Александром
Дюма-отцом отвели Сару в театр «Комеди Франсэз», где давали «Британника». Расин
потряс ее. Она рыдала, испускала пронзительные вопли, публика шикала, а Дюма
утешал впечатлительную девушку.
По протекции де Морни и Александра Дюма-отца 16-летнюю Сару приняли в Национальную
академию музыки и декламации. После двух лет обучения в академии Сара получила
ангажемент в «Комеди Франсэз», хотя у директора труппы ее кандидатура вызвала
некоторые сомнения. «У нее все чрезмерно, - высказался директор о Саре. - Чересчур
тонкая талия, слишком густые волосы, сверх-выразительные глаза!»
Карьера
Сара Бернар была чертовски красива. Копна рыжих волос, горящие глаза, узкое
бледное лицо, точёная фигура. 1 сентября 1862 года на углу улиц Дюфо и Сент-Оноре на
тумбе появилась афиша: «Дебют Мадемуазель Сары Бернар в «Комеди Франсэз» в
трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». «Эта молодая дебютантка столь же красива,
сколь невыразительна», - пренебрежительно отозвалась критика на ее дебют.
Заметили Сару лишь через год, и то из-за глупейшего закулисного скандала. Она дала
пощечину одной актрисе - неслыханное дело со времен Мольера! Из «Дома Мольера» она
была изгнана на 10 лет и пошла на подмостки театра «Жимназ» (Gymnase) на Больших
Бульварах. Оттуда она перешла в театр «Порт-Сен-Мартен», а затем в «Одеон». Именно
здесь по-настоящему проявился ее талант - в роли менестреля Занетто в «Прохожем»
Франсуа Коппе (1869 г.) Эта первая роль травести предваряет целую вереницу - Керубино
из «Женитьбы Фигаро», Лорензаччо, Гамлета, Орленка (сына Наполеона Бонапарта)...
Вечером 16 января 1872 года на сцене «Одеона» Сара играла королеву в пьесе Гюго «Рюи
Блаз». После спектакля за кулисы ворвался седовласый пэр Франции - Виктор Гюго - и
опустился перед ней на колени: «Мадам! Вы изумительны в своем величии, - воскликнул
Гюго. - Вы взволновали меня так, что я зарыдал. Я преклоняюсь перед вами и дарю вам
ту слезу, что вы исторгли из моей груди...» Слеза была не фигуральная, а
бриллиантовая, и она венчала цепочку-браслет.
Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства.
Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако
виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный
вкус сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры.
«Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,-
писал Чехов, - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок».
Слава
Сара Бернар вернулась в «Дом Мольера» будучи признанной примадонной, с гордо
поднятой головой. На подмостках «Комеди Франсэз» она играла Андромаху, Дездемону,
Корделию, Федру. В роли величавой Федры и запечатлел ее ваятель Франсуа Сикар,
воздвигнув ей памятник на площади Генерала Карриу.
В конце XIX века Сара Бернар - в зените славы. Распрощавшись с «Комеди Франсэз»,
актриса едет на гастроли в Канаду, Америку. В России она побывала трижды - в 1881-м,
1898-м и 1908-м. Во время ее первого появления в Санкт-Петербурге император Александр
III явился к актрисе, чтобы выразить свое восхищение. Она склонилась перед монархом
в реверансе, но он поднял ее со словами: «Это я должен преклониться перед вами».
В 1893 году Сара Бернар приобрела театр «Ренессанс», а спустя 5 лет возглавила театр
«Наций», переименованный впоследствии в «Театр Сары Бернар» (пл. Шатле, д. 2). Она
играла в своем театре 24 года. Эдмон Ростан, посвятивший ей три пьесы, описал
рабочий день актрисы, которая не покидала сцены, даже чтобы поесть, и завтракала
прямо среди декораций. «Это и есть истинная Сара Бернар», - говорил Ростан.
Любопытно, что Бернар, как никто из актрис, играла много мужских ролей. В её
репертуаре был даже Гамлет; говорят, что её исполнением роли датского принца
восхищался сам Константин Сергеевич Станиславский. В марте 1900 года, когда она на
56-м году жизни играла 20-летнего сына Наполеона, Сару 30 раз вызывали на бис. А в
70-летнем возрасте Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту.
Кино. Литература
Она стала одной из первых театральных актрис, кто решился сыграть в кино. Это
произошло в 1900 году, в Париже: тогда была продемонстрирована фонорама,
обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука, и Сара Бернар была
заснята в сцене «
Дуэль
Гамлета». Сара Бернар одной из первых среди выдающихся актрис поняла роль и
перспективность кино. В 1911 она нашла время для съемок в фильмах «
Королева Елизавета» и «
Дама с
камелиями».
На склоне лет Бернар стала писать пьесы, издала «Мемуары одного стула» и
романизированную автобиографию «Моя двойная жизнь», в которых отразились ее
владение словом и тонкий, сочный юмор. Эта книга снискала небывалую популярность
у авторов и литературных критиков. ” Слишком откровенно, открыто, но
потрясающе,”- так оценивали они её произведение.
Инвалидность
В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро Сару постигло несчастье. Она
неудачно упала и серьезно травмировала ногу. Через десять лет ногу пришлось
ампутировать.
Став инвалидом, Бернар не оставила театр. Не забросила и светские рауты. Запирать
себя в четырёх стенах она не хотела. Из-за травмы пришлось лишь внести некоторые
изменения в репертуар. Теперь Сара играла, находясь на одном месте, или же её
выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. В период
Первой мировой войны Сара Бернар умудрялась выступать даже на фронте. А последний
раз на сцену актриса вышла в 1922 году, меньше чем за год до своей смерти.
Реклама
Сара была первопроходцем среди знаменитостей, кто решился участвовать в
рекламных кампаниях. Актриса за большие гонорары участвовала в съёмках рекламы
шоколада, чая и мыла. Рекламными плакатами с её изображениями были оклеены улицы
Парижа. Этот выгодный коммерческий шаг принёс Саре ещё больше популярности, ну и
конечно же, неслыханных денег по тем временам. Владельцы известных марок, брендов
наперебой умоляли Бернар разрекламировать их товары. Стать их ” лицом”,
“визитной карточкой”.
Личная жизнь
Сара Бернар была эпатажной, экстраординарной особой. Чудачкой. Так известно, что
ёе спальню на бульваре Мальзерб украшали скелеты. А сама она спала в гробу с
толстым матрасом из любовных писем. В ее гостиной на софе возлежала пума, у камина
грелся лев, из-под постели мог выползти боа, а то и крокодил...
Не скупилась она и на эксцентричные поступки. Она обожала, когда о ней говорили
репортёры, известные личности и простые смертные. Во время Всемирной выставки 1878
года Сара отважилась на полет на воздушном шаре, позавтракав на высоте 2 300 м
гусиным паштетом и шампанским. Актриса нередко становилась объектом насмешек для
прессы. Карикатуры, едкие шаржи на её персону то и дело мелькали в парижских
газетах. Но Саре эти ” детские шалости” были безразличны.
В первый приезд в Россию в 1881 году Бернар задержалась в Петербурге не только из-за
театральных гастролей. В северной столице у неё начался бурный роман с греческим
дипломатом Жаком Дамала, который был младше ее на 11 лет. Роман закончился браком в
1882 году. Выбор Сары оказался крайне неудачным, её избранник был пьяницей,
наркоманом, картежником и отпетым повесой. Все её попытки наставить его на путь
истинный результатов не принесли. Аристидис, которого современники описывали как
что-то среднее между Казановой и маркизом де Садом, открыто щеголял своими
изменами и получал огромное удовлетворение, если ему удавалось унизить Сару
публично. Они развелись через несколько месяцев, но в последние месяцы его жизни
Сара заботливо опекала его, умирающего от морфия и кокаина. Умер Аристидис в 1889
году.
В личной жизни Саре всегда не везло, хотя романов у неё было немало. Еще на заре
своей карьеры в Испании она познакомилась с бельгийским принцем Анри де Линем.
Принц был без ума от Сары и хотел жениться, но при условии, что она бросит сцену.
Понятно, что «сбежались тут соседи короли...», скандал замяли, а у Бернар 22 декабря
1864 года родился сын. Впоследствии принц хотел официально усыновить мальчика, но
Сара этому воспротивилась. Был ли принц настоящим отцом ребенка, так и осталось
неизвестным.
О Саре Бернар ходило множество легенд и невероятных мифов. Один из них - что
темпераментная парижанка соблазнила чуть не всех глав европейских государств.
Среди её поклонников значились наследник английского престола, ставший позже
королем Эдуардом VII, император Австрии Франц-Иосиф I, короли Испании Альфонсо,
Италии Умберто, Дании Кристиан IX. А когда спрашивали, кто отец её сына Мориса, она
беззаботно ответствовала: «Кто его знает, может, Гюго, а может, Мирбо».
В возрасте 66 лет во время турне по Америке Сара Бернар знакомится с американским
актёром голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет.
Их любовная связь продолжалась более четырех лет. Уже в старости этот мужчина
признал, что годы с Сарой Бернар были самыми лучшими годами в его жизни.
Сара Бернар скончалась 26 марта 1923 года, на 79-м году жизни. На её похороны собрался
весь Париж. Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом розового дерева,
провожая в последний путь «Королеву сцены». Этот путь от бульвара Мальзерб до
кладбища Пер-Лашез был усыпан камелиями - ее любимыми цветами.
Библиография Сары Бернар:
Ма double vie / Моя двойная жизнь / Mémoires de Sarah Bernhardt. Париж, 1907.
L’art au théâtre. Париж, 1923.
В русском переводе: Мемуары Сары Бернар, СПб, 1908.