Пётр Иванович Чардынин (1872 - 1934) - знаменитый русский актёр и кинорежиссёр эпохи
немого кино.
Ранние годы
Пётр Иванович Красавцев (по другим источникам - Красавчиков) родился в
крестьянской семье в Пензенской губернии, по другим сведениям - в Чердыни
Пермской губернии. Позже его семья переехала в Симбирск. Не окончив симбирскую
гимназию, совсем юношей сбежал из дому, приехал в Москву-без гроша, без знакомых.
Нашел какой-то урок, чтобы как-нибудь существовать. Нанял на чердаке комнату за 5
рублей в месяц. Впоследствии мать сжалилась и стала присылать 25 р. в месяц.
В 1890 году поступил в Музыкально-драматическое училище при Московском
филармоническом обществе по драматическому классу, который вели сначала А. И.
Южин и А. Н. Невский, а с 1891 года Вл. И.Немирович-Данченко. По окончании училища взял
псевдоним Чардын, затем - Чардынин.
Работал в провинциальных театрах актёром и режиссёром.
Карьера в кино
Кинематографическую деятельность начал в 1906 году в частной фирме Александра
Ханжонкова, сначала - актёром, затем - режиссёром и сценаристом.
С 1908 года - в труппе Введенского народного дома, вместе с которой был приглашен
сниматься в фильмах ателье Ханжонкова «
Песнь про купца Калашникова« и «Русская свадьба XVI
столетия«, которые ставил Василий Гончаров. Быстро овладел профессией
постановщика, начал сам выступать в качестве режиссёра (дебют в кинорежиссуре -
фильм «
Власть тьмы«, 1909) и вскоре стал ведущим постановщиком у Ханжонкова.
В 1916 году, после появления среди работающих у Ханжонкова режиссёров Евгения
Бауэра, почувствовал себя «отодвинутым на второй план» и ушёл в конкурирующее
киноателье Дмитрия Харитонова, где снял несколько чрезвычайно успешных мелодрам.
Исполнил роль Ермака в фильме режиссёра В. Гончарова «Ермак Тимофеевич -
покоритель Сибири» (1909).
Умело подбирал актерский ансамбль, ввел в русскую кинематографию систему звезд. В
его фильмах снимались В. Максимов, В. Полонский, И. Мозжухин, В. Холодная.
Экранизировал русскую классику: А. Пушкина («
Пиковая дама», 1919),
Н. Гоголя («
Мертвые души», 1909),
несколько рассказов А. Чехова, Л. Толстого («
Наташа
Ростова» и «
Катюша
Маслова», оба - 1915), «
Крейцерова соната»), Ф. Достоевского («
Идиот»).
Другая грань его творчества - постановка салонных мелодрам, некоторые из них
пользовались необычайной популярностью («
У камина», 2-я сер. «Позабудь про
камин»). Поставил несколько агитфильмов на Украине (1919). Пробовал себя в жанре
комедии: «
Венецианский чулок», «Не пойман - не вор» (по повести У. Нотари «Три
вора»). Среди других фильмов: «
Боярин Орша», «Вадим»
(по Лермонтову, оба - 1909), «
Домик в
Коломне» (по Пушкину, 1913), «
Потоп» (по Г. Сенкевичу, 1915), «
Рассказ о семи повешенных» (по Л. Андрееву, 1924), приключенческий
фильм «
Укразия» (1925), «
Тарас
Шевченко» (1926).
Всего до 1917 года Чардынин успел поставить около 200 фильмов, из которых сохранились
34.
В 1918 году на экраны вышел двухсерийный фильм-бенефис «
Молчи, грусть...
молчи...«, которым было ознаменовано 10-летие кинематографической деятельности
Петра Чардынина. Он поставил фильм по собственному сценарию и блестяще сыграл в
нём одну из ключевых ролей. Женскую роль сыграла великая Вера Холодная.
Последние годы
В 1920-1923 годах Чардынин жил и работал за границей (в частности, в Латвии), затем
вернулся на родину, где работал на украинских киностудиях. Пётр Чардынин стоял у
истоков латвийского кино. В 1920 г. актёр и режиссёр Вилис Сеглиньш по своему
сценарию снял получасовой фильм «Уходя на войну». В том же году было основано АО
«Латвью филма» режиссёром и актёром П. Чардыниным и В. Сеглиньшем. В 1921 г. «Латвью
филма» организовало курсы киноактеров, которыми руководили его основатели.
В начале 1930-х годов был отстранён от работы в кинематографе и в 1934 году умер от
рака печени в Одессе.