Ида Лупино - американская актриса, сценарист, режиссёр.
Детство. Учёба
Ида родилась в актерской семье. Она - дочь актрисы Конни О'Ши (выступала под именем
Конни «Эмеральд») и артиста Стэнли Лупино (из знаменитой театральной семьи
Лупино). Ида родилась в 1918 году, а не 1914, что указывается в некоторых ее биографиях.
Оба родителя, и отец, и мать регулярно выступали на знаменитых лондонских
подмостках «West End», эквивалент Бродвея в США.
Образование Ида получила в училище «Дом Кларенса» в Суссексе и шлифовала свой
артистизм в Королевской академии драматического искусства в Лондоне.
Дебют
Ее первое появление в кино состоялось в 1931 году в английском фильме «Love Racе, The». В
1933 девочка сопровождала свою мать на пробу актеров для фильма «
Her First Affaire», но пробы успешно прошла
15-летняя Ида и получила незначительную роль. Ей, по моде того времени, высветлили
волосы и в течение года она снялась в ряде незначительных ролей.
Ида получает прозвище «Английской Джин Харлоу ». На следующий год Ида покидает
Британию ради плодородных полей Голливуда. Ее первый американский фильм был «
Search for Beauty» (1934), снятый
на «Paramount Studios». В 1934 году она - уже красивый подросток и играет Эстер-Гамильтон
Смит, одну из женщин, спасенных морской пехотой США среди обломков корабля в
фильме «
Come on Marines».
Далее в 1933 - 1937 гг. подписывает контракт со студией «Уорнер Бразерс».
Популярность
Первым ее заметным фильмом был «Питер Иббетсон» (Peter Ibbetson, 1935), в котором она
снялась вместе с Гэри Купером. Фильм не имел заметного успеха в США, но прошумел в
Европе. Ида в следующем году появилась в своем первом музыкальном фильме «
Anything Goes», с Этель Мерман,
Бингом Кросби, и Артуром Тречером. Фильм стал хитом, а Ида заняла свою нишу среди
«начинающих» звезд. Возможно ее лучшая роль в «Веселом Десперадо» (Gay Desperado, The, 1936)
и этот фильм определил ее карьеру.
После съемок в фильме «
Художники и модели» (Artists and Models, 1937), она просит разрешения уйти со
студии, но положение свободной актрисы тяжелее, чем ей казалось и она почти
полтора года не снимается.
В следующем году она снимается на «Уорнер Бразерс» в «жесткой» роли, и именно
после появления ее в фильме 1939 года «
Light That Failed, The» с Роналдом Колмэном ее
приняли всерьез, как драматическую актрису, хотя ей всего лишь 21 год. Роль не сразу
досталась Иде. Она, как рассказывают легенды, выкрала сценарий, запомнила сцену и,
вломившись к режиссеру Уильяму Уэлману в офис, заставила его допустить ее на
пробы. Ее партнер Колмэн не хотел играть с Идой, поскольку надеялся, что роль
отдадут Вивьен Ли. Но Иде удалось убедить не только Колмэна. Критика высоко
оценила ее игру.
1940-е
Ee статус, как актрисы, растёт до середины 1940-х годов. В этот период Лупино стала
известна за ее жесткую и нервную игру в исполнении ролей в фильмах «
Они ехали ночью» (They Drive by night., 1940) и «
Высокая
Сьерра» (Hight Sierra., 1941), «
Морской волк» (Sea
Wolf, The) и «Из тумана» (Out of the Fog), тоже 1941 года. Она уже снимается на регулярной основе,
пользуется спросом на протяжении 1940-х и занимает высокое положение звезды. Она
играет с ведущими актерами Хамфри Богартом, Роналдом Колмэном, Эдуардом Дж.
Робинсоном. В 1943 году она названа критикой лучшей актрисой и это был самый пик ее
карьеры, как актрисы.
Из-за системы подбора актёров по принципу типажности и недовольства ролями,
которые студия пыталась навязать ей, Лупино провела много времени в бездействии.
Сороковые сменяются пятидесятыми, и Иде Лупино все труднее найти достойную для
себя роль. На студии было полно молоденьких звездочек, готовых зубами вцепиться в
роль и идущих на все ради этого, и в 1947 году Лупино покидает братьев Уорнеров и
становится свободной актрисой (т.е. без контрактов с конкретной студией). Среди
фильмов этого периода, которые стоит отметить - «
Road House» (1948) и «
На
опасной земле» (On Dangerous Ground, 1952).
В 1947 году она становится соучредителем вместе со вторым мужем компании «Эмеральд
Productions», названной так по псевдониму ее матери, но в дальнейшем она
переименовывает ее на «The Filmmakers» в 1950.
Режиссёр и продюсер
Вместо того, чтобы предпринять путешествие в Европу или Нью-Йорк, что делали
многие звезды в ее ситуации, Лупино интересуется съемками кино, становится
друзьями с режиссерами и изучает их методы. Кроме того, она пишет книги.
В 1949 году её желание стать кинорежиссёром осуществилось, после того как у
режиссёра Элмера Клифтона случился инфаркт и он не смог завершить свой последний
фильм, сценарий которого они написали совместно. Ида Лупино взяла на себя эту
обязанность, после чего решила заняться собственным режиссёрскими проектами. В
дальнейшем Лупино в основном снимала фильмы "нуар", став при этом первой
женщиной-режиссёром, работавшей в этом направлении.
Лупино выпускала высококачественные, но дешевые фильмы с неортодоксальным
взглядом и провокационным предметом. В период между 1949 и 1954 как режиссер или
совместно Лупино сняла шесть фильмов; написала сценарий или принимала участие, по
крайней мере, в пяти; продюсером была, по крайней мере, одного фильма; и играла в
трех.
В 1950-х Ида Лупино была единственным директором женского пола в Голливуде, и стала
лишь второй женщиной, которая была принята как режиссер в Гильдию Режиссёров
(первой женщиной в Гильдии была Дороти Арзнер).
Ее фильмы не были блокбастерами и в то время не имели шумного успеха, но они
показывали сильных женщин и касались предметов, о которых не принято было даже
говорить. Она была режиссером фильма «Возмущение» (Outrage, 1950), фильма об
изнасиловании и последствиях этого для жертвы.
Работа на телевидении
В течение 1950-х, 60-х и 70-х Ида Лупино принимает участие исключительно в
телевизионных сериалах, таких как «
Альфред Хичкок представляет». «
Сумеречная зона», «Have Gun Will Travel», «Шоу Донна Рида», «
Gilligan's Island», «Стрелок», «Клад», «
Бонанца»,
«
Неприкасаемые», «
Моя жена меня приворожила», «
Беглец», «
Шоу Дика
Пауэлла», «Призрак и мисисс Мьюр» и др. Ей были подвластны и драмы («Г-н Новак») и
вестерны («Стрелок», «Верджинец» ) и криминальные драмы и мистические триллеры.
Хотя с конца 1950 ее основная карьера была на телевидении, она снимет одну
художественную картину «Беда с ангелами» (The Trouble with Angels, 1966). Карьера Иды Лупино
помогла сломать барьеры для женщин в Голливуде.
После 1960 года Лупино заслужила прозвище «Женщина Хич» (как Хичкок) из-за своей
работы на телевидении, где она применяла свой талант на создание фильмов в жанре
саспенса. Возможно, что только в сериалах Лупино, формируется как истинный
режиссер саспенса и появляется «
Триллер», антология тайны. Она
приняла Бориса Карлоффа, для которого сняла, по крайней мере, десять эпизодов в
своих первых двух сезонах.
С января по сентябрь 1957 Ида Лупино с мужем Ховардом Даффом снялись в комедиях в CBS,
где они играли мужа и жену - кинозвезд с именами Говарда Адамса и Евы Дрейк.
Позднее Лупино выступала в главной роли на многочисленных телевизионных
программах и шоу, и ушла в отставку в 60-летнем возрасте, последний раз появившись в
фильме в 1978 году.
Личная жизнь
Ида была трижды замужем и три раза развелась. Первый брак был с актером Луисом
Хейуордом (с ноября 1938 по май 1945). Второй - с продюсером Коллье Янгом (с 1948 по 1951), и в
третьем браке она состояла с актером Ховардом Даффом (1951-1984), от которого у нее
родилась дочь (22 апреля 1952 года) Бриджит Дафф.
За свой вклад в кино и телевидение она удостоена двух звёзд на Голливудской аллее
славы. Она умерла от инсульта на 78-м году жизни. Актриса похоронена в Глендейле, на
лесной лужайке в одном из мемориальных парков Калифорнии.