Алёшникова Лилиана (Лилия) Лазаревна родилась в Москве. Матерью актрисы была
балерина Элеонора Бендак, отцом - актёр Пётр Березов, но он ушёл от жены ещё до
рождения дочери и поэтому своим настоящим отцом актриса всегда считала
отчима-инженера - Лазаря Ефимовича Алёшникова.
1958 - Окончила Театральную
школу им. Б. Щукина
1958 - 1959 - актриса Театра им. А.С. Пушкина
1959 - 1984 - актриса кино (с 1968 - актриса киностудии им. М. Горького)
В театр им. С. Пушкина, куда она поступила после окончания Щукинского училища, ей
почти не пришлось играть. Она пришла в кино из театра и осталась там навсегда - так
принято говорить об актере.
Фильмы 50-х годов открывали подлинную жизнь народа, пережившего лихие годы войны,
ощутившего всю цену жизни в ее самых простых человеческих проявлениях. На экран
вышли шероховатые и трудные судьбы людей. Нужны были артисты умеющие носить
шинели и ватники. И они пришли. Их было много, разных, каждый со своей судьбой.
В это время пришла в кино и Лилиана Алешникова. Подлинный ее дебют состоялся в
кино в 1956 году, в фильме начинающего тогда режиссера Юрия Егорова «
Они были первыми». Эта тоненькая девочка, которую играла актриса, с
трогательными косичками, ее дребезжащим голоском, с неброской красотой
неправильного угловатого лица, сразу же запомнилась зрителю. Героини Алешниковой
всегда находились на самых переломных моментах истории: в годы Гражданской войны
(«
Они были
первыми»), в первую целинную осень ( «Это начиналось так»), в последний день
войны и первый день мира («
Солнце светит всем» и «
Город зажигает огни»).
Критики оценивали ее работы в кино отнюдь не искусствоведческим лексиконом:
трогательно, мило, просто... Суровые критики говорили о ней как о хорошем человеке,
с которым приятно встретиться, поговорить, помолчать. И это закономерно, ибо
героини Алешниковой - незаметный, но вездесущий тип человека, излучающего тепло,
участие, доброту, а главное - понимание и способность немедленно придти на помощь -
бескорыстно и вовремя.
В 1961 году Лилиана Алешникова сыграла в комедии В. Азарова «
Взрослые
дети», которая пользовалась большим успехом у зрителей, а в 1962 году картина
заняла седьмое место в кинопрокате. В этом фильме ей впервые пришлось играть
характерную роль. Удачной была и роль озорной, обаятельной спортивной
журналистки в комедии «
Штрафной
удар».
Секрет актерского обаяния всегда не прост, всегда трудно определим. Быть может,
так происходит потому, что обаяние это зачастую независимо от конкретных ролей,
от значимости фильмов - оно лежит в самой актрисе, в ее характере, внешности, в той
степени естественности и достоверности, которая неотделима от живой
человеческой личности.
В последние годы заметных ролей у актрисы не было. Снималась она крайне редко.
Последней работой в кино стал фильм из жанра фантастики «
Инопланетянка».
Лилиана Алешникова была женой Народного артиста РСФСР, педагога ВГИКа, режиссера
Якова Сегеля . Сын - кинооператор Александр Алешников.
Яков Сегель ушел из жизни 19 мая 1995 года. 5 августа 2008 года не стало
Лилианы Алешниковой.