Репетур Борис Аронович родился 29 июля 1958 года. Российский актер театра и кино,
телеведущий популярных молодежных программ.
Является «закадровым голосом» многих российских телепрограмм и реклам. Ранее
озвучивал передачу «Вокруг Света», где его коллега Антон Зайцев был ведущим, а
также рекламу журнала. Озвучивает Честора в рекламе «Честор любит Читос». Голос
программ «
Галилео» на СТС и «Смотр» на НТВ. Также принимает участие в озвучке
видеороликов к Видеомании - приложению журнала Игромания
В 1994-1998 годах совместно с Антоном Зайцевым вел телепередачу о компьютерных играх
«От винта!», на РТР, затем на НТВ. На REN-TV вёл телеигру «Гонки на выживание».
В конце 2007 года на канале MTV, в передаче Виртуалити была создана рубрика «Былое и
Думы», где Борис со своим коллегой Гамовером рассказывали об играх. В 2008 году они
стали ведущими Иконы Видеоигр. А в марте 2008 года они снова стали вести передачу
«Без винта» на Gameland TV, обновлённую версию От винта!.
Интервью Ольги Беликовой с Борисом Репетуром в журнале «Деньги» от 18 августа
2008 года:
Это только неискушенному телезрителю кажется, что дети, животные, сложные
механизмы и даже природные явления в телевизионных рекламных роликах издают или
имеют звуки, взятые напрямую из жизни. На деле они зачастую пользуются голосами
конкретных, специально нанятых людей. Естественно, закадровый текст - тоже
епархия этих скромных героев. На рынке профессионального озвучивания их лишь
несколько, и один из них - Борис Репетур.
- Человек-голос Борис Репетур говорит за рекламных персонажей, говорит за
кадром, говорит красиво. Его визитной карточкой давно стал ролик про гепарда
Честера, который без ума от чипсов, а также закадровое сопровождение программы
"Вокруг света". Там Репетур узнаваем, потому что его голос звучит фактически
натурально - как в обычной жизни. Но так бывает не с каждой работой:
- Одним из моих первых опытов в озвучивании был фильм "Реквием по мечте",-
вспоминает Борис.- Я прихожу, и мне говорят: "Теперь, пожалуйста, вы в студию,
страница сценария такая-то, тайм-код такой-то... Посмотрите, там глухонемой". Я
говорю: "Простите, кто?" - "Глухонемой". Говорю: "Вы уверены?" Оказалось, правда - мне
предстояло озвучить глухонемого. И вы знаете, вроде неплохо получилось!
- У вас с озвучиванием всегда так - пришел, увидел, победил? Или какая-то
подготовка все же предполагается?
- В рекламе - в основном да. Мне звонят, и я только спрашиваю - куда и во сколько.
Бывает, например, так. Звонит мне от заказчика барышня и спрашивает: "Борис, мы
озвучиваем ролик для такой-то фармацевтической компании, вы кем хотите быть -
желудком или кишечником?" Я отвечаю: "Знаете, мы ведь актеры. Скажете Гамлета -
сыграем Гамлета, скажете кишечник - извольте..."
- Совсем другая история с озвучиванием в кино. По мнению Бориса Репетура,
сегодня в кино важнее сделать быстро, чем сделать хорошо.
- В какой-то момент,- говорит Борис,- когда начался вал американского кино низкого
качества, озвучивание поставили на поток. Я помню, как когда-то прекрасно
озвучивал за кадром "Однажды в Америке" Олег Борисов. Я смотрел этот фильм в
кинотеатре "Россия", и когда он закончился, я вышел из зала и не смог вспомнить, кто
озвучивал героев. Потому что слышал самих актеров, а не перевод. В этом и есть
искусство закадрового чтения - сделать так, чтобы зритель перестал слышать тех,
кто это делает. Сколько лет мы смотрели кино буквально глазами Володарского.
Парадокс в том, что он почти кричал - а мы слышали не его, а актеров. А дубляж?
Считается, что Владимир Кенигсон озвучивал Луи де Фюнеса лучше, чем сам де Фюнес.
Однако в какой-то момент пошел какой-то нескончаемый поток западного кино, и в
деле озвучивания искусство закончилось. Сейчас такое впечатление, что мы смотрим
один и тот же фильм - не понятно, Де Ниро там, не Де Ниро, кто, чего... При этом зритель
не понимает, в чем дело, ему просто кажется, что кино скучновато. Сейчас, правда,
стало немножко лучше, но все равно я не очень люблю работать в дубляже и за кадром.
Да и делаю это медленновато по нынешним временам...
- Если в кино такая ситуация, можно предположить, что рекламщики и вовсе не
затрудняют себя такими мелочами...
- Не надо! - защищает Репетур рекламщиков.- Многие стараются. И гордятся потом
своими работами. Помните ролик "Сникерса с лесным орехом" - про то, как казнят
еретика, стилизация под Монти Пайтон? Вы видели? Так вот мы с этими ребятами прямо
душа в душу работали. Они долго сидели, трепетно делали озвучку, несколько раз
переделывали. Кроме того, там в видеоряде много мелочей, которые простому зрителю
сразу не видны: средневековье, а на заднем плане кто-то фотографирует, кто-то
кому-то микрофон дает... Я такие мелочи больше всего люблю, это ведь самое ценное.
Вот например у Pink Floyd - их диск "The Dark Side Of The Moon" начинается и заканчивается мужским
смехом. Вроде смех как смех. А потом я прочитал, что эти ребята перед записью диска
ездили по всей стране и брали интервью у разных людей. Среди них был один фермер по
прозвищу Роджер-Шляпа, у которого они спросили, что такое смерть, а он ответил: "это
такая штука, которая никогда не выйдет из моды" - и расхохотался. Так вот, они его
записали и включили в свой диск - этот смех в каждом концерте, на каждой пластинке.
Мы не знаем, по какому поводу смех, но подсознательно чувствуем, что за этим что-то
стоит! Бывают творцы, для которых такие почти незримые вещи очень важны. Дэвид
Линч, кстати, все свое искусство строит на этом - такой коммерческий эталон. И в
рекламе бывают удивительно смелые заказчики, которые делают сложную озвучку,
переделывают ее, если вариант не проходит. И, к счастью, таких людей много.
- Но позволяет ли сам этот жанр создать такой продукт, чтобы не только у
авторов осталось удовлетворение от работы, но и зритель почувствовал, что люди
максимально выложились?
- А этот принцип применим не только к большому искусству, но и к совершенно любой
деятельности. Я знаю механиков, которые так относятся к своей работе. Когда я
работал на заводе, у нас были токари, про которых говорили, что они хоть бумагой
могут детали шлифовать. Вот и я мучаюсь от того, что что-то сделано не на пределе
возможностей. Иначе какой смысл что-то делать?
- В том, что у Бориса Репетура сформировалось столь бескомпромиссное
отношение к работе, где особо ценны мелочи, большую роль сыграл "Чет-Нечет Театр", в
котором он начал служить еще в конце 80-х годов.
- Меня этому принципу научил еще наш спектакль "Николай Гоголь. Нос",- вспоминает
Борис.- В нем этот принцип был возведен, простите за тавтологию, в принцип. Там в
финале звучал текст, смысл которого в следующем: "Что вы скажете о художественной
совести природы, которая не довольствуется тем, что из бабочки Калимы делает
подобие сухого листа с жилками и стебельком? Она, природа, на этом "сухом листе"
добавляет именно те дырочки, которые именно в этих листьях проедают личинки
жуков. Это выше того, что может распознать мозг гипотетического врага - птицы или
ящерицы. Значит, обманывать некого, кроме начинающего натуралиста". Надо
стремиться к тому, чтобы в любом артефакте, в котором ты участвуешь,
присутствовали нюансы, которые никто никогда не разглядит.
- В разговоре становится ясно, что увлеченность Бориса Репетура своим
ремеслом значительно сильнее его интереса к деньгам, которые ему платят за эту
работу. Причем Репетур утверждает, что "профессионалы от непрофессионалов
отличаются стабильностью", и одним из главных признаков профессионализма считает
готовность взяться за любую работу в любое время. По этой причине он никогда не
откладывает работу на завтра, если есть силы сделать ее сегодня. В результате
объемы получаются внушительные. На вопрос, сколько роликов он озвучил за свою
карьеру, Борис отвечает:
- За всю жизнь - около пятисот только телевизионных. Я когда-то начал вести учет, а
первый был, я посмотрел, в 1992 году.
Борис вспоминает рекламу игровых автоматов, где импульсивный дирижер (его сам
Репетур и сыграл) провозглашал: "Игорный бизнес - это симфония! Купите у нас
автоматы лучших голландских фирм...". Как говорит Борис, "это было вообще до
рождения рекламного бизнеса". Потом было огромное количество телепередач (среди
них самой яркой и живучей оказалась "От винта!", созданная вместе с Антоном
Зайцевым и Сергеем Чихачевым), несметное число радиороликов, программ и сюжетов,
озвученных за кадром.
- То, что Репетур занят в озвучивании давно и плотно, подтверждает история с
гепардом Честером. Она - одна из самых долгих на ТВ. И к этой рекламе у Репетура
особое отношение.
- Это уже просто как визитка. Я помню самый первый ролик, главную идею в нем. Но
представители заказчика на протяжении последних лет менялись, и сегодня они уже
не в курсе, какой была изначально идея. У них свои задачи, все эти целевые
аудитории. Они вынуждены использовать в тексте какие-то словечки типа "прикольно".
Я им начинаю объяснять: знаете, я живу давно, и помню самый первый ролик, там
говорилось, что Африка - это страна какой-то там обезьяны, такого-то жирафа и
царственного гепарда Честера. Этот гепард - царственный и он не должен говорить
слово "прикольно". И в чем, так сказать, глубина его образа, его привлекательность в
глазах зрителя - пускай и детей? А в том, что, будучи царственным гепардом, он
совершенно теряет контроль над собой, когда видит чипсы. Поэтому это смешно: он
становится неуправляемым, но остается при этом царственным гепардом.
- Часто бываете не согласны с заказчиком? Что в таких случаях делаете?
- Таких вещей, с которыми я не согласен, возникает довольно много. Но, в любом
случае, надо умудриться и угодить им, и как-то выкрутиться для себя, чтобы не было
стыдно.
- А бывает стыдно?
- Мне практически не стыдно ни за одну работу. За исключением, пожалуй, одного или
двух роликов, когда я просто не успел сказать "Прекратите!". Часто бывает так, что
ролик изначально очень хорош, но со временем он проходит через несколько
инстанций, через все эти фокус-группы, пожелания различных участников процесса, и
в результате появляются "пластмассовые" бабушки в деревне. Впрочем,
"пластмассовые" люди - это тоже хорошо, если это элемент определенного жанра.
Помните этот ролик с Иваном Ургантом, "псевдобетменом" - вот это, на мой взгляд,
очень правильный ход. Реклама несет некую информацию, но ведь, помилуйте, нельзя
говорить буквально - "вот этот йогурт полезней на 17 с половиной процентов, и по
таким-то причинам"!
Конечно, иногда случается так, что художественный уровень каких-то вещей не
соответствует моим принципам или, скорее, вкусам. В этом случае я думаю так: лучше
я это сделаю, чем кто-то. Может, зритель угадает что-то за текстом. А потом, вы
знаете, у меня же профессиональная память: я сразу забываю то, что говорил и
делал...