Валентина Тихоновна Кибардина родилась 30 мая 1907 года в Витебске. В 1929 году
закончила студию Ю.М.Юрьева при Ленинградском театре драмы и стала актрисой
Ленинградского театра Народного дома. Работала в Московском театре-студии под
руководством Рубена Симонова, а с 1936 года стала актрисой Ленинградского Большого
Драматического Театра.
Театр и кинематограф 30-х годов искали героя не из книг, а из самой жизни. В 1934 году
режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг пригласили театральную актрису Кибардину на
роль в своём фильме «
Юность
Максима». Подруга и соратница главного героя фильма, весёлого, простоватого и
смекалистого Максима, под куплеты незатейливой песенки про то, что «крутится,
вертится шар голубой» побеждающего врагов революции, Наташа по роду своей
конспиративно-подпольной деятельности искусно превращалась то в строгую
учительницу, то в светскую даму с визиткой князя Святополк-Мирского в сумочке. Как
Василиса Премудрая, она обводила вокруг пальца ненавистных врагов революции, и
помогала Максиму-Иванушке пройти путь от простого рабочего до сознательного
революционного деятеля.
Молодость, жизнелюбие, светлый, открытый, гармоничный внутренний мир роднит
героев Кибардиной и Чиркова. И несмотря на то, что в фильме почти не говорится о
любви, зритель видит её, верит в глубину чувств героев. Наташа Кибардиной любит
Максима по-особому, не разделяя дело и личную жизнь.
Для Валентины Кибардиной образ Наташи, созданный в полном соответствии с
замыслом режиссёра, стал этапным. Что-то от Наташи осталось с ней навсегда...
После «Юности Максима», всячески обласканной "наверху" и имевшей огромный
зрительский успех, последовали «
Возвращение Максима» и «
Выборгская сторона». Но актрисе и её Наташе перевоплощаться здесь было
уже не в кого: юность кончилась вместе с героическим периодом первой русской
революции, и вчерашняя отважная подпольщица и лицедейка предстала перед зрителем
в строгом и постном образе редактора "Правды" и руководителя райсовета. Кибардину
долго не приглашали в кино. Только спустя десять лет она появилась в
эпизодической роли в фильме «
Первоклассница» Ильи Фрэза. Впоследствии снималась в
фильмах-спектаклях БДТ, где прослужила тридцать лет.
Пожалуй, самая трудная и сложная её роль - Татьяна во «Врагах» Горького. Она
сыграна в 1948 году, а в 1953 году на экраны вышел фильм-спектакль. Для Кибардиной
Татьяна - первая и последняя нецельная, надломленная героиня, потерпевшая
жизненное поражение.
Сродни горьковской Татьяне и Татьяна Б. Лавренёва (фильм-спектакль Большого
драматического театра «
Разлом», 1952). Здесь Кибардина
монументальна, внушительна, основательна. У неё даже в походке чувствуется не
легкость, а поступь. Движения её размеренны, спокойны, говорит она степенно, не
торопясь. Но за внешней монументальностью актриса раскрывала мир страстный и
клокочущий. Не только вокруг, но и в Татьяне шла борьба нового со старым. Героиня
Кибардиной принимала революцию безоговорочно, но часто ловила себя ни неизжитом
чувстве превосходства над победившим земным людом.
Кибардина не упускала даже малейшей возможности трезво и сурово отнестись к
своим героиням. Она вообще ничего не прятала от зрителя, была всегда откровенна с
ним. Её Панова из «Любови Яровой» (1953) К. Тренёва тоже ходит без маски. Умная и
циничная она понимает обреченность свою и своего класса. Она мстит при любой
возможности, мелко и крупно.
И совсем другая - горьковская Глафира в фильме-спектакле «
Достигаев и другие» (1959). Глафира - одна из самых немногословных ролей
актрисы. Она больше молчит, но в этом безмолвии таится громадная сила, от которой,
если уж вырвется, не жди пощады.
В 60-е годы Кибардина, занятая в лучших спектаклях Большого Драматического Театра,
находила редкую возможности сняться в кино: «
Барьер неизвестности» (1961), «
Письма к
живым» (1964). Фильм «
Не забудь станция Луговая»
(1966) стал последним в её кинокарьере. В 1966 году она ушла из театра и из профессии.
Умерла Валентина Тихоновна Кибардина в Ленинграде (Санкт-Петербурге) 4 октября 1988
году, на 82-м году жизни. Похоронена на Серафимовском кладбище.