Наталия Дудинская родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
Родители
Мать, тоже Наталья, в юности увлеклась балетом. Она занималась музыкой, ей
пророчили большое будущее в качестве скрипачки, но она мечтала только о танцах.
Начав брать уроки в шестнадцать лет, она добилась немалых успехов и стала
выступать под псевдонимом Тальери. Потом, выйдя замуж за генерала Михаила
Дудинского, она переехала из Санкт-Петербурга в Харьков, к месту службы супруга.
Там у нее 8 августа 1912 года родилась дочь, которую тоже назвали Натальей. В раннем
детстве девочку стали водить в балетную студию, которую основала ее мать. Очень
рано проявились ее врожденный артистизм, музыкальность. Она полюбила балет,
внимательно и пытливо всматривалась в танец и удивительно легко, изобретательно
подражала ему. Вскоре ни у кого уже не оставалось сомнений в том, что девочка
талантлива, что ей необходимо танцевать и совершенствовать свой талант. Наталья
Александровна оставила балетную студию в Харькове и уехала в Ленинград для того,
чтобы отдать дочь учиться в хореографическое училище.
Ленинградский хореографический техникум
В студии под руководством матери закладывались основы мастерства, и подготовка
девочки привела в восхищение Ваганову на приемных экзаменах в Петрограде. Наташа
поступила сразу во второй класс. Девочка относилась к занятиям серьезно,
самозабвенно, порой фанатично. Ее часто можно было увидеть в балетном классе уже
после того, как занятия были закончены. Дудинская отрабатывала танцевальные
движения с настоящей одержимостью и страстным желанием довести технику до
совершенства. Ее часто называли «техничкой», но Ваганова знала, что ее ученица - не
только виртуозная исполнительница, но еще и прекрасная, глубоко одаренная
драматическая актриса.
Выпускной спектакль класса, в котором училась Дудинская, состоялся 22 июня 1931 года.
Это был балет «Корсар». Ей предстояло танцевать дуэт с Константином Сергеевым ,
который только что окончил училище. Этот дуэт был их первым совместным
выступлением и еще одним исключительно важным моментом в жизни Дудинской. Тогда
они еще не знали, что спустя несколько лет судьба снова сведет их вместе, и они
прославятся как великолепная балетная пара. И уж тем более не знали того, что не
только их творчество, но и жизнь станут неразрывны - Дудинская и Сергеев
впоследствии стали мужем и женой. К этому «приложила руку» Ваганова, которая
создала их дуэт.
Выпускной спектакль имел успех. Наталья Дудинская оправдала надежды своей
матери, которая с волнением следила за ее выступлением из зрительного зала, а сама
Ваганова впоследствии отметила, что исполнение ученицы было «блестящим по форме,
артистичности и технике».
Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М.
Кирова)
Возможности девятнадцатилетней Дудинской уже в то время были так велики, талант
столь искрометен, что в первый сезон ей поручили партию Одетты-Одилии в
«Лебедином озере». За «Лебединым озером» последовала «
Спящая
красавица». Дудинская очень любила партию Авроры, соответствовавшую ее
жизненному настрою, в котором преобладали светлые эмоциональные краски. Впрочем,
для нее не существовало нелюбимых партий, каждый раз она предпочитала ту, в
которой выступала. Она была нежной Жизелью, доверчивой и преданной Никией,
таинственно-загадочной Медорой, лучезарной Китри, романтической Машей,
изысканно-сказочной Раймондой.
Первые годы ее выступлений в Ленинградском театре имени Кирова были особенно
трудными, потому что на его сцене уже блистала Галина Уланова. Она была признанной
балериной, а Дудинской еще предстояло завоевать признание.
В молодости она была похожа не на звезду сцены, а на спортивную девушку своего
времени - ныряла с десятиметровой вышки, пела под гитару и вполне обходилась
бутербродами с колбасой. В танцующей Дудинской все было избыточно, включая
прославленный темперамент и не менее прославленный напор вращений. Она жила, как
танцевала, на полную катушку. Когда Дудинская вылетала на сцену - как будто
проносился порыв ветра: не зря ее называли «королевой быстрых темпов». Ее
ураганные вращения по кругу, которыми она блистала в «Лебедином озере», лучше
пояснений либретто объясняли, почему принц увлекся таким Черным лебедем. Каждый
спектакль Дудинская превращала в личный бенефис и оттого - в зрительский
праздник.
Как многих успешных ленинградских балерин, Дудинскую неоднократно пытались
сманить в Москву, в Большой театр. Она прекрасно понимала, почему этого не сделает
никогда: во-первых, в Ленинграде была ее педагог Агриппина Ваганова, во-вторых, в
Москве она быстро растворилась бы среди таких же колоритных и ярких танцовщиц,
блистающих в правительственных концертах.
Одной из первых ролей Дудинской в балетном спектакле стала роль Мирель де Пуатье
из «Пламени Парижа», и она исполнила ее блестяще. Зрители надолго запомнили
Дудинскую-Мирель со знаменем в руках, с высоко поднятой головой. В дальнейшем
героические роли особенно хорошо удавались Дудинской. А вот роль Марии в
«Бахчисарайском фонтане», прежде исполняемая Улановой, оказалась для нее
неудачей. Дудинская дублировала Уланову уже не в первый раз, но в этом балете не
сумела найти себя и воссоздать на сцене такой же яркий образ Марии, который так
великолепно удался Улановой.
Еще одной творческой удачей балерины стала роль Корали в балете «Утраченные
иллюзии». Она снова дублировала Уланову. Именно в образе Корали Дудинская смогла
проявить черты своей актерской индивидуальности. После «Утраченных иллюзий» ее
признали не только как балерину, но и как актрису, и уже перестали называть
«техничкой». Эта роль позволила Дудинской наконец выйти из тени блистательной
Улановой и стать самой собой.
И все же окончательно определить направление таланта Натальи Дудинской смог
только Вахтанг Чабукиани, давший ей главную партию в балете «Лауренсия».
Героические роли всегда удавались Дудинской, а роль Лауренсии она исполнила
просто блистательно.
Роль Никии в спектакле «Баядерка» была одной из крупнейших удач Дудинской. Ей
предстояло преодолеть психологический барьер: Никия уже вошла в историю как роль
Марины Семеновой - признанной балерины, перед талантом которой сама Наталья
Дудинская преклонялась еще со времени своей учебы в хореографическом училище. К
тому же среди партнеров по спектаклю были и те, кто видел в этой роли великую Анну
Павлову. Однако Дудинская сумела прекрасно справиться с образом, внести в него
свои, индивидуальные черты.
Годы войны
В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной войны, театр был эвакуирован в
Пермь, где в трудных условиях продолжалась работа. В декабре 1942 года состоялась
премьера балета Арама Хачатуряна «Гаяне», в котором Наталья Дудинская танцевала
ведущую партию. Именно в годы эвакуации состоялось их творческое сближение с
Константином Сергеевым, с которым когда-то давно Дудинская-выпускница танцевала
свою дипломную роль. Одна из исключительных удач этого дуэта - балет «Золушка»,
после которого их творческий путь стал уже неразделим. Удачным было и
сотрудничество в балете «Медный всадник». В сороковые годы за балеты Сергеева, в
которых она исполняла главные партии («Золушка», «Раймонда»), Дудинскую буквально
осыпали государственными премиями.
Партнёры по сцене
Партнерами Дудинской были легендарные танцовщики: Вахтанг Чабукиани, Борис
Брегвадзе,
Константин Сергеев. Она стала самой первой партнершей Рудольфа
Нуриева в Кировском театре. Танцевать с балериной такого уровня и такой славы в
«Дон Кихоте» было для молодого танцовщика и поддержкой, и солидным авансом.
Правда, когда он эмигрировал, расхлебывать неприятности пришлось именно
Дудинской и Сергееву.
Педагогическая деятельность
Наталья Дудинская в течение 33 лет выступала на сцене Кировского (ныне
Мариинского) театра. Она, благодаря отличной выучке, стала
балериной-долгожительницей - блиставшая в молодости в роли Авроры, в зрелые годы
блестяще исполнила партию злой феи Карабосс в фильме-балете «
Спящая красавица» - ей было тогда пятьдесят четыре года, но ее пуантовой
технике позавидовала бы молодежь.
Оставив сцену, артистка продолжала жить балетом и до последнего времени не
оставляла преподавание в Вагановском училище (ныне Академия русского балета), в
котором проработала более полувека.
1951-70 педагог класса усовершенствования в Театре им. Кирова, в 1963-78 репетитор.
С 1964 педагог ЛХУ имени А.Я.Вагановой
Умерла Наталия Михайловна Дудинская 29 января 2003 года, похоронена на
Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.