Клавдия Ивановна Шульженко (1906 - 1984) - русская советская эстрадная певица, актриса
театра и кино. Народная артистка СССР (1971).
Шульженко Клавдия Ивановна родилась 24 (11) марта 1906 года в Харькове.
В 1923 - 1928 гг. - актриса Харьковского драматического театра под руководством Н. Н.
Синельникова.
Летом 1925 года начала работать в Краснозаводском драматическом театре Харькова.
В 1928 году состоялся певческий дебют Клавдии на сцене Мариинского театра в
Ленинграде на концерте, посвящённом Дню печати.
В январе 1929 года - дебют в Московском мюзик-холле.
С 1928 г. выступает на эстраде; первая исполнительница многих советских жанровых и
лирических песен. В её исполнении получили известность песни: "Синий платочек"
Петербургского, "Давай закурим" Табачникова, "Возьми гитару" Лепина и др.
В январе 1940 года в Ленинграде был создан джаз-оркестр под управленим Клавдии
Шульженко и Владимира Коралли, который стал очень популярен и просуществовал до
лета 1945 года.
За время блокады Ленинграда К. Шульженко дала свыше 500 концертов для солдат.
В 1954 году вышла первая долгоиграющая пластинка певицы.
В 1980 году К. И. Шульженко записывает свою последнюю долгоиграющую пластинку
«Портрет», 23-ю по счету.
Награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Юное дарование
Клавдия Шульженко родилась 24 (11 по старому стилю) марта 1906, на Украине, в Харькове,
в семье бухгалтера управления железной дороги. Отец серьезно увлекался музыкой:
он играл на духовом инструменте в любительском оркестре, а иногда и пел соло в
концертах. И первое художественное впечатление юной Клавдии Шульженко было
связано именно с отцом. Его красивый грудной баритон, его выступления приводили
девочку в неописуемый восторг.
Клавдия Шульженко постоянно принимала участие в художественной
самодеятельности, в спектаклях, которые шли на сцене, сделанной прямо посреди
двора. Спектакли вызывали жгучий интерес жителей соседних домой. Они приходили со
своими стульями, табуретами, скамейками. При «входе» в театр на маленькой
тумбочке стояла кружка, в которую зрители бросали «кто сколько может». Табличка,
лежавшая рядом, сообщала, что эти сборы предназначались для оправдания расходов
по постановке самого спектакля.
Было поставлено множество пьес, чаще всего инсценировались сказки. Безусловно, в
каждом спектакле были песни и танцы, и девочка обязательно пела - либо по ходу
пьесы, либо в концертном отделении.
Само же юное дарование, между тем в мечтах, никогда не собиралась петь: она должна
была стать только драматической актрисой. И «виноваты» в этом не только первые
любительские спектакли, но и кинематограф и, конечно же, кумиры кино, которые в те
годы властвовали на экране - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов.
Глядя на них, Шульженко все больше думала о драматическом театре. Ее любимым
предметом в гимназии была словесность. А вот к занятиям по музыке относилась с
пренебрежением.
В Харькове был прекрасный театр, под руководством прославленного режиссера
Николая Николаевича Синельникова. Пересмотрев практически весь репертуар этого
театра, Шульженко дала себе слово, во чтобы то не стало поступить туда работать. И
ее желание осуществилось. На показе в Харьковском драмтеатре, куда она пришла в
неполные 17 лет, Клавдия Шульженко лихо исполнила любимую песню отца «Распрягайте,
хлопцы, коней». А аккомпанировал ей тогда заведующий музыкальной частью Иосиф
Дунаевский, судьба потом не раз сводила двух талантливых людей. В театре Клавдия
Шульженко, правда, играла всегда небольшие роли: в «Периколе», в «Детях Ванюшина»,
в роли певицы в спектакле «Казнь» пела романс «Снился мне сад». Выступала в
клубах, в летнем театре «Тиволи», и в дивертисментах после окончания спектаклей.
Песенная слава
Однако судьба распорядилась по-своему: родители решили отдать дочь в обучение к
профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову. И именно
Чемизов раскрыл Шульженко глаза на ее талант, сказав однажды: «Ты счастливая, у
тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать
его». Вероятнее всего, сама бы она никогда не пошла по музыкальной части.
Песенная слава к Клавдии Шульженко приходила постепенно. Случай свел ее с поэтом
Павлом Германом, он и предложил молодой певице несколько своих песен, в том числе
скоро ставшую знаменитой «Песню о кирпичном заводе», в народе - «Кирпичики», на
музыку Кручинина и «Шахту № 3». Исполнение этих двух песен и принесло настоящий
успех певице.
В Краснозаводском драмтеатре в рабочем районе Харькова артист Брейтингам
написал уже для Клавдии Шульженко песни, а музыка принадлежала студенту
консерватории, в будущем известному композитору Юрию Мейтусу: «Папиросница и
матрос», «Силуэт», балладу «Красный мак» и шуточную «На санках». Последнюю
Клавдия Шульженко исполняла в течение многих лет. Вот с таким репертуаром и
приехала она в Ленинград.
Ленинград
Успешный дебют молодой певицы состоялся в праздничном концерте в День печати в
Театре оперы и балета. И пошло, поехало... И вот уже Клавдия Шульженко, артистка
Ленинградской эстрады, приглашена в мюзик-холл для участия в программах
«Аттракционы в действии». В роли продавщицы мороженого Маши Фунтиковой она поет
две песенки на музыку Дмитрия Шостаковича в спектакле «Условно убитый».
Ее лирические, жанровые песни «Дружба», «Портрет», «Записка» продолжают
критиковать за избыток «чувствительности». За «мелодекламационную манеру», ее
сравнивают с певицей Кремер. Однако, в отличие от Кремер, певшей об экзотических
странах и изысканных чувствах, Клавдия Шульженко в своих песнях рассказывает о
чувствах простых людей, своих современников. И даже ее испанские и
латиноамериканские песни: «Челита», «Простая девчонка», воспринимались как песни
о сверстницах - комсомолках 30-х годов.
Да так выглядела и сама Клавдия Шульженко с ее коротко остриженными белокурыми
волосами, приветливым, открытым, русским лицом. Клавдия Шульженко работает с
джаз-оркестром Скоморовского, где состоялись премьеры ее разных по характеру
песен: «Андрюша» Жака, «Часы» Волкова, «Руки» Лебедева-Кумача, «Мама» Табачникова.
Создает джаз-оркестр, дирижер Семенов, под своим руководством. С ним подготовлены
новые песни: «Письмо» Фомина, шуточная «Дядя Ваня» Табачникова, «В вагоне поезда»
Жака, «О любви не говори» Владимирцова.
В 1930 году Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли, в мае 1932 года у них
родился сын Игорь, а по-домашнему Гоша. В 1936 году были сделаны её первые
граммофонные записи.
Война
Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно
вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового
джаз-оркестра Ленинградского военного округа. Ансамблю, вместе с Клавдией
Шульженко и ее мужем - артистом Коралли, суждено было войти в историю героической
обороны Ленинграда.
Только для защитников блокадного Ленинграда в самый трудный первый год Клавдия
Ивановна дала более пятисот концертов, помогая людям своими задорными и
душевными песнями выстоять и поверить в победу. Выступать приходилось иногда
прямо в окопах и под бомбами и не раз жизнь Клавдии Ивановны висела на волоске.
Именно в это время стали всенародно любимыми "Синий платочек", найденный певицей
среди старых сочинений польского композитора Петербургского с новыми словами
лейтенанта Максимова, а также "Давай закурим" и "Морячка".
Стремясь расширить тематику и обогатить форму эстрадной песни, Шульженко
обращается к сюите Соловьева-Седого "Возвращение солдата" и симфоническому
вальсу Хачатуряна к драме Лермонтова "Маскарад".
Признанный кумир
Клавдия Шульженко много гастролировала по стране, записывала новые песни. Она
была признанным кумиром тогдашней советской эстрады, исполняла как старые свои
песни, так и новые: «Студенческая застольная», «Студенческая прощальная» «К
другу», «Срочный поцелуй», «Мой старый парк».
Певица смело осваивала пространство эстрадной площадки, населяла ее людьми. С
мастерством драматической актрисы певица создавала характер героини,
одновременно показывала свое отношение к ней. Песни, порой непритязательные по
содержанию, в исполнении Клавдии Шульженко приобретали глубину, второй план,
живое дыхание жизни. Зримо возникали приметы быта: ветка сирени и синий платочек,
пачки писем и связки старых нот...
Использовала певица кастаньеты в «Простой девчонке», бубен в «Тарантелле»,
листок бумаги в «Записке», веер в «Старом вальсе»... Руки актрисы находились в
движении, они просили и страдали, утешали и обнимали. Мимика, поворот головы,
легкое движение чаще просто иллюстрировали текст. Танцевальные ритмы - танго,
фокстрот, особенно вальс, ах, сколько вальсов исполнила актриса!- делали ее песни
легко запоминающимися. На протяжении полувека Клавдия Шульженко оставалась
лидером советской лирической песни, оказала влияние на новую генерацию артистов -
Майю Кристалинскую, Эдуарда Хиля, Валерия Леонтьева, Марию Пахоменко.
Кино
Дебютом в кино Клавдии Шульженко была эпизодическая роль Веры в киноленте «
Кто твой друг». Стоит отметить, что Клавдия Шульженко могла бы сняться и
в одной из главных ролей в этом фильме. Музыку к картине написал Исаак Дунаевский,
который, собственно, и пригласил ее на съемки. Однако из этой затеи ничего не
получилось. На киностудии «Белкино» был всего один комплект звуковой аппаратуры,
и этот комплект достался другой съемочной группе. А жаль...
Режиссер Ленкино Эдуард Юльевич Иогансон пригласил певицу принять участие в
звуковой кинокомедии «
На отдыхе». Но пригласил не
сниматься, а только петь за исполнительницу главной женской роли. Музыку к фильму
написал известный композитор Иван Дзержинский, который нечасто обращался к жанру
лирической песни. Но его «Песня Тони» была удивительно хороша, и Шульженко
согласилась. Фонограмму с исполнением записали до начала съемок, а потом уже на
съемочной площадке героине только оставалось прилежно открывать рот и
внимательно следить за артикуляцией, чтобы зрители впоследствии не заметили, что
она поет буквально не своим голосом. Кажется, это был первый случай совмещения
чужой фонограммы с изображением, совмещения, которое столь часто практикуется
сегодня.
Клавдия Шульженко активно сотрудничала с Дунаевским, который пишет для певицы
"Окрыляющее слово", "Письмо матери", "Школьный вальс", а также песни для
музыкального фильма-ревю с ее участием «Веселые звезды» режиссера Веры Строевой,
в котором певица исполнила одну из самых любимых своих песен - «Молчание» на стихи
Матусовского. В музыкальной комедии принимали участие популярные артисты
советской эстрады и кино: Юрий Тимошенко и Лев Миров, Марк Новицкий, Мария
Миронова и Леонид Утесов, Рина Зеленая.
У режиссера Журавлева в декабрь 1983 года Клавдия Шульженко приняла участие в
съёмках телевизионного фильма "Вас приглашает Клавдия Шульженко", автор сценария
Скороходов. Авторы фильма показали яркую жизнь певицы. Картина с участием самой
звезды эстрады имел колоссальный успех.
Личная жизнь
Личная жизнь Клавдии Шульженко
складывалась непросто. Официально замужем она была только один раз, хотя
гражданских мужей у Клавдии Ивановны было несколько. С первым - Иваном
Григорьевым - она познакомилась еще в Харькове, где 17-летней девчонкой пыталась
сделать карьеру драматической актрисы. Судя по всему, Шульженко любила
Григорьева, жила у него и даже носила обручальное кольцо. Но однажды в поезде,
направляясь на гастроли, познакомилась с симпатичным музыкантом и куплетистом
Владимиром Коралли (настоящая фамилия - Кемпер). Когда Григорьев попытался
уговорить Клавдию, или «Куню», как ее звали близкие, остаться с ним, Коралли,
присутствовавший при их объяснении, выхватил браунинг и чуть не застрелил
соперника.
Брак с Коралли поначалу складывался довольно счастливо, у них родился сын Игорь.
Росли популярность и материальный достаток. А потом Шульженко стало известно, что
муж ей изменяет. В пику ему она тоже увлеклась молодым композитором Ильей Жаком,
написавшим песню «Руки». Незадолго до смерти Клавдия Ивановна признается, что Жак
был самой большой любовью в ее жизни. Но будущего их роман не имел.
В 1955 году, на 25-м году совместной жизни брак Клавдии Шульженко с Коралли распался.
Они разменяли свою жилплощадь. Коралли переехал в соседний дом, а квартира певицы
стала коммунальной, и в ней ей уже невозможно было репетировать.
Но в одиночестве певица пробыла недолго - в 1957 году она встретила свою новую
любовь. Ее 39-летнего избранника звали
Георгий Епифанов, в свое время он окончил операторский факультет
ВГИКа. В Клавдию Ивановну он влюбился еще до войны, когда случайно купил ее первую
пластинку. А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял,
что «пропал» окончательно. Георгий Епифанов любил Клавдию Шульженко заочно
долгих 16 лет, и остался верен этой любви всю свою жизнь.
Георгий Кузьмич был моложе Клавдии Ивановны ровно на 12,5 лет, она родилась 24 марта
1906 года, а он 24 августа 1918 года. Когда они встретились, ей было пятьдесят, а ему
только через месяц исполнилось тридцать восемь. Но Георгий Кузьмич всегда
говорил, что чувствует себя старше её, она кажется ему девочкой, которую нужно
оберегать и защищать.
Вместе они прожили 8 лет, вплоть до самой смерти К.И.Шульженко. Именно Епифанов
помог Шульженко выбраться из коммуналки, и остаток жизни она прожила в
кооперативной квартире неподалеку от метро "Аэропорт", купленной с его помощью.
Расставшись, они продолжали перезваниваться. Епифанов сопровождал ее в Кремль,
когда ей вручали звание народной артистки СССР в 1971 году и орден Ленина в 1976-м.
Умер Георгий Кузьмич 24 марта 1997 г. в очередной день рождения Шульженко, пережив её
на двенадцать с половиной лет, и, так же как и она в возрасте 78 лет.
Экономить
не умела...[/b]
Впрочем, мало кто знает, что выдающаяся певица Клавдия Шульженко, как и
современные звезды, была достаточно прихотливой. Никогда не экономила и все
деньги тратила на концертную одежду и духи: любила дорогую парфюмерию и отдавала
предпочтение одежде от известных модельеров. Сегодня в музее Клавдии Шульженко
демонстрируют фото, которые в советские времена показывать запрещали: в
частности, где известная певица на отдыхе или дома.
В 1981 году в издательстве «Молодая гвардия» вышли её мемуары «Когда вы спросите
меня...» (литературная запись Глеба Скороходова).
Умерла Клавдия Ивановна 17 июня 1984 года в своей московской квартире, где стоит
рояль, который выдающийся композитор Дмитрий Шостокович проиграл когда-то ей в
преферанс. Среди личных вещей - концертное платье от Вячеслава Зайцева, который
тогда, в отличие от самой Шульженко, был малоизвестным. В записной книжке -
телефоны поликлиники московского Большого театра и домашний телефон Аркадия
Райкина, с которым ее связывала крепкая дружба.
На Новодевичьем кладбище у памятника К.И. Шульженко всегда лежит синий платочек.
На родине в Харькове установлен бюст певицы.