Родился 11 (24) января 1901 в Иркутске. В 1918-1921 служил в Красной Армии (секретарь
Главскладпродарма, инспектор Особой комиссии при полевом штабе Реввоенсовета
республики). В 1925 окончил Высший художественно-технический институт (факультет
скульптуры), работал скульптором, переводчиком, научным сотрудником по вопросам
кино Института методов внешкольной работы (1928-1930). С 1929 начал работать по
договорам как сценарист. В 1931 пришел на киностудию «Союзкино» (ныне «Мосфильм»),
где получил должность ассистента режиссера, а в 1933 - режиссера-постановщика. Уже в
первом своем фильме «
Пышка» Ромм вполне оправдал свои претензии на режиссуру. Скромный с
постановочной точки зрения фильм, снятый всего в двух небольших декорациях,
импонировал умелым переводом литературной основы на язык кино, горькой иронией,
точным подбором актеров (Г.Сергеева, А.Файт, А.Горюнов, Ф.Раневская и др). В фильме
«
Тринадцать» Ромм сумел органично соединить политизированную идею
(укрепление советской власти на национальных окраинах), реализм в обрисовке
характеров и напряженную приключенческую интригу. Считается, что импульс к
созданию фильма был дан И.Сталиным после просмотра одного из американских
вестернов, однако признанным фактом является обратное: ряд американских картин
(«Последний из команчей», «Сахара») стали буквальными римейками фильма Ромма о
героическом бое отряда советских пограничников с басмачами.
В 1937-1939 Ромм нашел удачный подход к трактовке фигуры Ленина и событий, связанных с
Октябрьской революцией («
Ленин в
Октябре», «
Ленин в 1918 году»).
Вождь большевиков в исполнении Б.Шукина - политический стратег, учитель жизни и
подкупающе человечная личность. За эти фильмы режиссер был впервые удостоен
Государственной премии СССР (1941).
В 1940 Ромм был назначен художественным руководителем Главного управления по
производству фильмов. Одновременно ему предложили поставить картину,
тематически связанную с присоединением Западной Украины к СССР.
Мечта, снятая по сценарию
Е.Габриловича и самого Ромма, переросла рамки заказного «пропагандистского»
фильма. Реалистическая драма из жизни обывателей захолустного городка в
предвоенной Польше - поляков, евреев, русских - продолжила традицию классических
произведений о «маленьком человеке» с его извечной и несбыточной идеей счастья и
успеха.
Интерес Ромма к антифашистской теме и шире - к социально-политической
проблематике проявился уже в 1940-1950-е годы и объяснялся как
профессионально-конъюнктурными соображениями, так и чисто творческим,
личностным интересом. В «Человеке № 217», снимавшемся еще во время войны
(Государственная премия 1945), эта тема нашла самое прямолинейное решение - на
примере судьбы советской девушки (артистка Е.Кузьмина), угнанной для рабского
труда в Германию. Фильмы «
Русский
вопрос», «
Секретная миссия», «
Убийство на улице Данте» имели характерный для советского кино конца
1940-х - начала 1950-х годов лейтмотив «военной и идейной угрозы с Запада», при
доминанте которого могла развиваться приключенческая или детективная интрига.
С наступлением политической «оттепели» акценты в решении социально-политической
темы заметно изменились. После шестилетнего перерыва (если не считать
документальной картины
Живой Ленин, 1958) Ромм
снимает драму об ученых-атомщиках «
Девять дней одного года», где проблема смысла жизни решается под
знаком общечеловеческих ценностей. Несколько меняется и почерк роммовской
режиссуры, приближаясь к новым, более раскрепощенным, европейским канонам
композиции кадра и актерской игры (чему немало способствует работа с оператором
Г.Лавровым и актерами А.Баталовым, И.Смоктуновским).
Признанный шедевр Ромма - полнометражный хроникально-публицистический фильм «
Обыкновенный фашизм» родился на волне широкого интереса к
публицистике и авторскому направлению в кино.
Успех «Обыкновенного фашизма» подвигнул режиссера на дальнейшую работу в жанре
философской кинопублицистики, но многообещающий замысел второго фильма (драма
современной цивилизации) непросто реализовывался в материале. Сказалась и
болезнь Ромма. В итоге начатая им картина «И все-таки я верю» была завершена
М.Хуциевым, Э.Климовым и Г.Лавровым уже после его смерти.
Ромм был одним из крупнейших педагогов: много лет преподавал во ВГИКе (с 1938 на
операторском и сценарном факультетах, с 1948 руководил актерско-режиссерской
мастерской), написал несколько книг по вопросам киноискусства. Был женат на
актрисе Е.Кузьминой, сыгравшей в большинстве его фильмов.
Умер Ромм в Москве 1 ноября 1971.