Начало пути
Андрей Харитонов родился 25 июля 1959 года в г. Киеве. Его родители никак не были
связаны с искусством, отец работал инженером, мама - педагогом. Андрей учился в
физико-математической школе, увлекался рисованием и свое будущее видел в
профессии архитектора.
Однако была еще одна страсть в его жизни - кинематограф. В кино он влюбился еще в
четыре года, посмотрев фильм «Фанфан-Тюльпан». Это в конце-концов и повлияло на
окончательный выбор профессии. Окончив школу, он поступил на актерское отделение
театрального института имени И.Карпенко-Карого.
В конце второго курса юношу одолели сомнения в правильности выбора, и он все-таки
решил перевестись в художественный институт на архитектурное отделение. К
счастью, судьба распорядилась иначе. Когда заявление об уходе уже лежало в
кармане, ему поступило предложение от режиссера Николая Мащенко сыграть Ривареса
в телефильме «
Овод».
«Овод»
Овод - первая и
необычайно сложная роль Андрея Харитонова. Андрей вспоминает о том, как прошел
первый съемочный день: «Он совпал с моим днем рождения - мне тогда стукнуло 20 лет.
Меня приковали к стене в пещере, группа удалилась на обед, оставив меня входить в
образ. И тут появилась мама. Она начала было громко возмущаться, но Мащенко
прочитал ей лекцию: дескать, если ваш сын хочет стать настоящим актером, должен
пройти через все испытания и муки. После чего сделал ручкой. К счастью, начальник
гримерного цеха Вася Гаркалин сжалился и влил в меня за день рождения 50 граммов
спирта. Поэтому я спокойненько дождался своих, лежа в воде и кандалах...»
Роман Этель Лилиан Войнич «
Овод» знают и помнят многие, и многие хорошо помнят предыдущий фильм с
Олегом Стриженовым в главной роли. Режиссеру Николаю Мащенко и актерам пришлось
доказывать правомерность своего понимания классического образа, увидеть героя
романа в свете нового времени, и при этом не отступать от первоосновы.
Андрею Харитонову повезло. На съемочной площадке соединилось то, чему учили его
педагоги, режиссура Мащенко и большая помощь его партнеров по фильму - Сергея
Бондарчука и Анастасии Вертинской. Их доверие и вера окрыляло и придавало силы
начинающему актеру.
Дебют в телефильме принес Андрею Харитонову «Золотую Нимфу» на МКФ телефильмов в
Монте - Карло в 1981 году, Государственную премию УССР имени Т.Г.Шевченко в 1982 году.
Но главной наградой для актера стала любовь зрителей.
Герой-романтик
За дебютом в телефильме «
Овод» последовали роли в картинах «
Тайны
святого Юра», «
На гранатовых островах», «
Ярослав
Мудрый», «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Герои этих
картин - люди жившие в разное время, в непохожих социальных условиях. А объединяет
их преданность одной, ставшей для них главной, идее. Они не боятся открытого
проявления чувств, отважны, готовы жертвовать всем для достижения поставленной
цели. Все эти роли в той или иной мере продолжали линию героико-романтического
амплуа Андрея Харитонова, начатого им в «
Оводе». Особенно интересно Андрею было
сниматься у Владимира Грамматикова в музыкальной драме «
Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Фильм
получился необычным, красочным, ярким.
Совсем необычным предстает Андрей Харитонов в детективе Вадима Дербенева «
Тайна «Черных дроздов». Его герой - Ланс, за маской скромного и
романтичного человека скрывает страшный лик жестокого и расчетливого убийцы.
Фильм вызвал большой ажиотаж, в прокате 1984 года он занял четвертое место, собрав
на сеансах более 35 миллионов зрителей!
Одной из самых любимых своих ролей Андрей считал роль Туробоева в сериале Виктора
Титова «
Жизнь Клима Самгина» (1987), поставленного по произведениям Максима
Горького.
Малый театр
В 1983 году Андрей Харитонов переезжает в Москву, меняя свою киевскую квартиру на
московскую. Вскоре последовало приглашение в Малый театр. «Михаил Царев, когда
меня брал, сразу спросил: «Деточка, зачем вам это нужно? Вы же кинозвезда». «Да, -
сказал я, - но я еще к тому же хочу попробовать стать артистом». Он посмотрел на
меня и протянул: «Да-а, как интересно. Ну попробуйте», - вспоминал Андрей Харитонов.
На сцене Малого театра Андрей дебютирует в роли Инсарова, в спектакле «Накануне».
Затем было участие в спектаклях: «Федра» Расина, «Доходное место» Островского,
«Двое на качелях» Гибсона , «Сон о белых горах» Астафьева.
Поначалу Харитонова вполне устраивала творческая позиция театра. Но со
временем... Андрей вспоминал: «Я покинул труппу Малого театра потому, что мне не
давали толком самореализоваться. Я хотел ставить спектакли, снимать кино, нашел
под это дело деньги. У меня в Ялте и Минске стояли готовые декорации. Даже пленку
«Кодак» нашел - по два доллара за метр. Это по тем-то временам! Увы... В 91-м
состоялось собрание, на котором обсуждался вопрос, как кино мешает театру. Мне
сказали: «Или занимайся сценой, или своими проектами», и я написал заявление.
Помню, Юрий Соломин тогда выпалил: «Блин, ну почему увольняются те, на кого
ходят?».
Любовь к кино
Андрей всегда считал КИНО - самым любимым видом искусства. Своим хобби он называл
просмотр фильмов в неограниченном количестве. Купив в середине 80-х годов
видиомагнитофон, он пересмотрел все фильмы Голливуда, которые были доступны на
тот момент. Самыми любимыми фильмами для него являлись: эстетская мелодрама
Мартина Скорсезе «Эпоха невинности» и фильм ужасов Френка Копполы «Дракула Брэма
Стокера».
Результатом такой любви стал фильм «
Жажда
страсти». Андрей сам написал сценарий, нашел деньги для съемок, снял и
смонтировал фильм. На главные роли были приглашены Анастасия Вертинская, Игорь
Костолевский, Виктор Раков. Фильм был удостоен призов за режиссерский дебют на
фестивалях «Созвездие» и «Литература и кино», премии фестиваля «Кинотавр» в
номинации «Специальная премия среди «Фильмов для избранных» за 1991 год.
Во второй половине 90-х годов Андрей Харитонов работал режиссером - постановщиком
на телевидении. На ОРТ он готовил программы «Фабрика грёз» и «Фильмы нашей
памяти», на канале «Культура» - программу «Вспышка».
В новом веке
21 век начался для Андрея Харитонова с участия в исторической драме Глеба
Панфилова «Романовы. Венценосная семья». Впоследствии он снялся в популярных
детективных сериалах «Марш Турецкого» и «На углу, у Патриарших». А в 2006 году
Андрей Харитонов сыграл одну из главных ролей - Должника - в фантастическом
сериале Олега Фомина «
Молодой Волкодав».
Не оставлял актер и театр. В 2003 году Андрею предложили сыграть в антрепризе по
пьесе Натальи Демчик «Заложники любви». Компанию ему составили актеры Наталья
Егорова, Светлана Тома, Игорь Бочкин. Дальше последовали антрепризы «Пока мой муж
ловил треску» и «Всё кончено, дорогой», премьера театрального дома Миллениум
«Цветок кактуса» с Ириной Алферовой и Алексеем Паниным.
Немного о личном
К середине 80-х годов популярность Андрея Харитонова достигла большого пика.
Письма приходили мешками, его называли секс-символом 80-х годов. Прошло время,
прошла слава. Андрей относился к этому с иронией. О своей личной жизни он старался
не говорить. Известно только, что жену звали Ольгой, детей у них не было.
Был в жизни Андрея Харитонова период, когда из-за невостребованности он начал
пить. Но пришло понимание, что ресурсы выработаны. Он нашел врача, который помог
ему выйти из этого губительного положения и навсегда порвать с «зеленым змием».
Прожив большую часть жизни, Андрей Харитонов пришел к определенному выводу: «Я
ценю своего зрителя, который появился четверть века назад и до сих пор со мной.
Хотя жизнь как компьютерная программа. Ты в ней имеешь определенное место, и им
надо дорожить. Поэтому смысл жизни - жить своей жизнью и быть счастливым».
В январе 2019 года стало известно о том, что Андрей Харитонов болен онкологическим
заболеванием.
23 июня 2019 года он скончался. Причина смерти - рак желудка. Согласно последней воле
покойного, актёр будет похоронен на родине - в Киеве.