Мартон Николай Сергеевич родился 10 сентября 1934 года в селе Мотыжине (Украинская
ССР).
В 1958 году окончил Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого.
С 1958 по 1962 год играл в Крымском Государственном Театре имени М. Горького в
Симферополе.
В 1962 г. приглашен Л. С. Вивьеном в Ленинградский Академический театр драмы им. А. С.
Пушкина (Александринский Театр).
Между тем, как это часто бывает, прошли годы, прежде чем актер, блестяще начавший
свой путь в провинции, стал незаменимым на столичной сцене. Правда, уже в
совершенно ином амплуа. Красавец, романтик, герой - в Симферополе Мартон
запомнился великолепным исполнением ролей Дон Жуана, Уриэля Акосты, наконец,
Ромео. В Ленинграде таких ролей ему уже больше не давали. Зато на Александринской
сцене психологическими открытиями явились старики Шабельский и Фирс в пьесах
Чехова «Иванов» и «Вишневый сад», император Наполеон в стихотворной драме
«Фельдмаршал Кутузов», наконец, страдающий многочисленными комплексами Чампа в
пьесе Пиранделло «Колпак с бубенчиками». Эти работы навсегда вошли в историю
отечественного театра.
Детство
Детство у Николая Мартона было очень трудное, тяжёлое, военное, без матери - мама
умерла, когда ему было 6 лет... Он родился и вырос в деревне Мотыжино - это была
большая-большая деревня в 45 километрах от Киева. Отец был беженец, пришёл
откуда-то из Венгрии, проехал через Белоруссию и остановился в этой деревне.
Занимался садоводчеством. Крестьянин, но особый такой крестьянин: читал,
интересовался театром, ездил из Мотыжина в Киев спектакли смотреть... потом
колхозы пошли... Он был женат, у них была дочь. А рядом, через дом, жила молодая
красивая девушка. Ему было 40, а этой девушке - 18. И они влюбились друг в друга. От
этой любви родился Николай. Отец оставил ту семью, взял сына и свою новую молодую
жену и уехал в другую деревню. Мама там прожила несколько лет, заболела сильным
воспалением лёгких, - спасения тогда не было, - и умерла. В 24 года. Отец забрал сына и
вернулся обратно в свою старую семью.
Впервые Николай Мартон вышел на сцену, когда учился в 5-ом классе. Перед этим были
какие-то выборы, и к ним в деревню, по разнарядке, приехали с концертом артисты
Киевского театра имени Франко. Крушельницкий, Юра, Амвросий Бучма, Наталья Ужвий -
великие артисты. А потом - в школе был кружочек, где ставили пьесу Корнейчука.
Мартону дали удочку, и он сидел и ловил рыбу. И его так это потрясло! Вот там люди
сидят, а ты удишь рыбу, и такая тишина в зале... А после этого ему дали прочитать
стихотворение Маяковского. «В сто сорок солнц закат пылал...» - начало
«поэтической» его жизни. И... уже всё.
Первые книги прочёл в Мотыжине - после войны на чердаке у них оказалась большая
плетёная корзина. В которой оказались Шекспир, Толстой, Пушкин, «Кобзарь» Тараса
Шевченко... Потом, окончив семилетку, он приехал в Киев и поступил в ремесленное
училище на специальность «токарь по металлу». Библиотекарша училища стала
снабжать его книгами и пристроила в местный драмкружок. Потом стала говорить, что
ему нужно обязательно заниматься театром. Он закончил училище, потом за один год в
вечерней школе закончил десятилетку - и поступил в институт. С первого тура.
Учёба
Учился в Киевском театральном институте имени Карпенко-Карого, где его учителем
был Михаил Полиевктович Верхадский, работавший ещё с Курбасом. Лекции шли по
системе Станиславского. Но вне лекций он рассказывал о Курбасе (с которым успел
поработать), о Мейерхольде, о Брехте, об английском театре, французском... Тогда уже
и Курбас погиб, и Мейерхольд, и сам Верхадский успел отсидеть десять лет за то, что
не так преподавал студентам... Поэтому на лекциях был только Станиславский.
На курсе было 12 человек. Шестеро не стали работать в театре - кто-то начал
торговать, кто-то играет на баяне... А другие шестеро стали народными артистами.
Театр
Свою актерскую деятельность Николай Мартон начал в Крымском русском театре, куда
был принят сразу же после окончания в 1958 году Киевского театрального института.
Здесь он очень скоро занял ведущее положение. Среди его ролей того периода: Герман
(«Таня» А.Арбузова), Ромео («Ромео и Джульетта» В.Шекспира), Дон Жуан («Каменный
властелин» Л.Украинки), Акоста («Уриэль Акоста» К.Гуцкова). За 4 сезона сыграл более
20 ролей.
В 1962 году Крымский театр выехал на гастроли в Ленинград. В репертуаре был и
спектакль «Уриэль Акоста». На Николая Мартона обратили внимание и пригласили в
знаменитый Александринский театр.
В труппе состояли такие большие артисты, как Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих,
Николай Черкасов... Долгое время он был на вторых-третьих ролях, даже были мысли
перейти в другой театр. Если бы он работал только в театре - не выжил бы, конечно. Но
у него было Ленинградское радио, лучшее в Советском Союзе. Он прочёл сотни и сотни
произведений: поэзии, прозы, западной и отечественной... И это его очень сильно
поддерживало.
Яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса - вот те
черты, благодаря которым Николай Мартон постепенно стал одним из ведущих
артистов труппы. Одними из первых работ на новом месте, принесшими Николаю
Мартону успех, стали роли Альбера в «Скупом рыцаре» А.С.Пушкина и Фабиано Фабиани
в драме Виктора Гюго «Мария Тюдор». Настоящее же признание к актеру пришло после
исполнения им роли Антуана де Сент-Экзюпери в спектакле по пьесе Л.Малюгина
«Жизнь Сент-Экзюпери», где актеру с потрясающей достоверностью и убедительностью
удалось создать поэтический образ писателя - романтика.
За долгие годы работы в Александринском театре Мартоном было создано немало
удачных, разнообразных ролей. Это и преуспевающий художник, щеголь и фат Вагин в
«Детях солнца» М.Горького, и умный, образованный граф Шабельский в «Иванове»
А.П.Чехова, и стрелочник Эльберт в «Маленьком вокзальчике» Б.Фелона, и Фирс в
«Вишневом саде» А.П.Чехова, и Земляника в «Ревизоре» Н.В.Гоголя, и многие другие.
Всего же за время работы в Александринском театре Николай Сергеевич Мартон,
сыграл более 90 ролей.
В 1990-е в Театре появилась новая режиссура. Это всегда драматично для сложившейся
труппы. Подавляющее большинство ветеранов оказывается не у дел. Высокий
профессионализм, творческий протеизм позволили Мартону избежать печальной
судьбы ненужного актёра. Он был занят и в спектаклях Владимира Воробьёва («Колпак
с бубенчиками», «Хозяйка гостиницы»), и в работах Александра Галибина (Анучкин в
«Женитьбе»). Самое поразительное, что он нашёл своё место в работах Андрея
Могучего, не вписывающегося в рамки традиционного театра.
С приходом к руководству режиссера В.В. Фокина его творчество обрело неожиданные
краски. Артист рискнул попробовать себя в новых театральных системах, в новых
ролях - сыграл в «Ревизоре», «Двойнике», «Живом трупе», поразивших многих
искушенных театралов новизной сценического прочтения. Андрей Могучий охотно
занимает его в своих экспериментаторских работах, таких как «Петербург» А.Белого
и «Иваны» по знаменитой гоголевской повести «Как поссорились Иван Иванович с
Иваном Никифоровичем». Его энергия восхищает. И творческая судьба Н.С. Мартона
убеждает: возможности таланта к обновлению поистине неисчерпаемы.
Кино
Помимо работы в театре Николай Сергеевич Мартон регулярно снимался в кино и на
телевидении, как правило исполняя небольшие, порой эпизодические роли. Среди них:
капитан Симон в трагикомедии «
Интервенция»,
полковник СС в лирической комедии «Женя, Женечка и «Катюша», Исмет-Паша в
исторической ленте «
Убит при исполнении», Тилден в политическом детективе «
Рафферти», Граф
Орлов в историко-романтической драме «
Звезда пленительного счастья», Альбер в картине
«
Маленькие трагедии», Кейтель в военной драме «
Корпус генерала Шубникова» и другие роли.
В последние годы после долгого перерыва Николай Мартон вновь востребован
отечественным кинематографом. Зрители могли увидеть его в сериалах: «Бандитский
Петербург» (Фогельзанг), «Агент национальной безопасности» (Королев), «Конвой PQ
-17» (Дадли Паунд), «
Риэлтор» (Наум Ренатович). Среди последних работ актера: Хадинов в
фильме «
Прямохождение» и Шон Мак-Денниш в фильме «Белая ворона».
Работы на радио и концертная эстрада с оркестром и хором
Но в наши дни для актера появился еще один источник вдохновения.
В последние годы в продажу поступают все новые аудиодиски, записанные Мартоном.
Эта фонотека впечатляет: 18 часов поэзии и прозы Пушкина, 10 с половиной часов -
Лермонтова. А также музыкально-поэтические программы, записанные с мужским хором
«Валаам» под руководством дирижера Игоря Ушакова. Здесь и русская духовная
поэзия, и программа, посвященная присоединению Крыма к России, стихи и песни
времен войны за освобождение Болгарии в 1877 - 1878 гг., стихи и песни, посвященные
генералиссимусу Суворову.
В проекте «Эхо небес», созданном фирмой «Мир диалога», Николай Сергеевич
представил фрагмент романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Авторы проекта «Эхо
небес» написали в предуведомлении: «Голос как терапия, благозвучие как знак
устойчивой психики, дар быть в гармонии с окружающим миром!».
И действительно, голос Мартона - это музыка. Не случайно с актером так часто
работают музыканты. Недавно Николай Сергеевич вернулся из Испании, где выступал
вместе с петербургской Капеллой под управлением Владислава Александровича
Чернушенко. Оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный» в исполнении Мартона и
Капеллы покорила города Сан-Фелью, Сан-Тандер, Сан-Себастьян.
В 2007 году принимал участие в спектакле-концерте на музыку А.И.Глазунова по драме
М.Ю.Лермонтова "Маскарад" Государственной академической капеллы
Санкт-Петербурга, посвященном 90-летию легендарного спектакля В.Э.Мейерхольда.
Николай Мартон исполнил роль Неизвестного. Творческое сотрудничество с Капеллой
продолжилось спектаклем "Пер Гюнт". Николай Сергеевич Мартон стал художественным
руководителем постановки - оригинальной музыкально-литературной композиции по
драме Генрика Ибсена и сюите Эдварда Грига. Николай Мартон также выступил в роли
Пера Гюнта.
Мартон объездил с гастролями и всю Россию (больше 100 городов) от Владивостока до
Калининграда, союзные республики бывшего СССР, европейские столицы: Париж, Прага,
Берлин.
Личная жизнь
В 2002 году неожиданно ушла из жизни его жена, Лариса Павловна - душевная,
приветливая, контактная женщина... Она работала в Александринке помощником
режиссёра. Мартоны обожали и берегли друг друга так, как это могут делать
однолюбы. Конечно, Николаю Сергеевичу сейчас непросто. Крепкий, здоровый,
красивый мужчина, - он остался без той, единственной, без которой не мыслил жизни.
Поэтому и пытается загрузить себя предельно, чтоб меньше быть наедине.