Донской Марк Семенович родился 6 марта 1901года в Одессе, в бедной еврейской семье. В
детстве у него было два увлечения: спорт и театр.
Окончил правовое отделение Симферопольского университета, работал юристом, был
профессиональным спортсменом, выпустил сборник рассказов.
Психолог и юрист
В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, десять месяцев был в плену у
белых.
Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе.
Но врачом не стал.
В 1921 - 1925 г.г. учился на правовом отделении факультета общественных наук
Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах,
Верховном суде Украины, коллегии защитников.
Марк написал книгу рассказов из своей жизни под названием "Заключенные" (1925). Книга
имела успех, но Донской уже увлекся спортом: стрельбой, футболом, а потом и
боксом.
Дебют в кино
Его путь в кино начался со сценария "Последний оплот" - из истории крымского
подполья. Марк привез свой сценарий в Москву, и его сразу купили.
Донской шесть лет проработал на Ленинградской киностудии - сначала ассистентом
режиссера и помощником по монтажу, затем снимая самостоятельно.
Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы «
В большом
городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе своего времени направленные на борьбу
против мещанского влияния нэпа на молодежь.
Затем Донской самостоятельно снял несколько лент - «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930),
«Огонь» (1931). Но внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934, с В. Г.
Легошиным) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти
получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Донской
обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории,
приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин.
Эту репутацию он подтвердил позднее в фильмах «Романтики» (1941, соавтор сценария Т.
З. Семушкин ) и «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушкина).
Предшественник итальянского неореализма
В предвоенные годы Донской создает трилогию по автобиографическим произведениям
Максима Горького: «
Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) - за оба фильма Сталинская премия
за 1941 год, и «
Мои
университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового
кинематографа. В трилогии были воплощены самобытные человеческие характеры,
поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами, тонкими
жизненными наблюдениями. Итальянские неореалисты почитали Донского как своего
предшественника и считали, что именно у него учились поэтизации обыденной жизни,
внезапным переходам от бытописательства к высотам романтического восприятия
действительности.
В годы войны
В годы Великой Отечественной войны Донской снимал переполненные эмоциями фильмы
«
Как закалялась сталь» (1942, по Н. А. Островскому), «Радуга» (1944, по повести
В. Л. Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США;
Сталинская премия за 1946 год) и «
Непокоренные»
(1945, по повести Б. Л. Горбатова, премия на Венецианского кинофестиваля за 1946 год).
Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в
большей степени за рубежом, нежели на родине.
Послевоенные годы
Наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой «Сельская
учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду
русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая). В 1950-е годы Донской
возвращается к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «
Фома Гордеев» (1959, премия Локарнского кинофестиваля 1960 года).
Вместе с жной, сценаристкой Ириной Донской написал сценарий по мотивам рассказов
Коцюбинского. Подлинным откровением стала экранизация - «Дорогой ценой» (1958), где
был показан образный мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами,
проникнутый сгущенной метафоричностью. Совершенно неоцененная на родине, эта
картина под названием «Плачущая лошадь» с восторгом была принята во Франции.
Кинолениниана
В 1960-е годы Донской обратился к беспроигрышной теме ,экранизировав повести З. И.
Воскресенской о Ленине: «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968 год) и
«Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических
акцентов. В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и
Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента Донского «
Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не снискали успеха.
6 марта 1981 года Марку Донскому исполнилось восемьдесят лет, а через две недели, 21
марта, его не стало. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Творчеству Донского был посвящен фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас
мечтать...» (1985).
Информацию о персоне предоставила: Red Dragon