ЛУИ АРМСТРОНГ (Louis Armstrong, англ. Louis Daniel Armstrong / Дэниель Луи Армстронг) - также «Сэчмо»,
«Попе», «Биг Джаз» и так далее, - афроамериканский джазовый музыкант, трубач,
певец, композитор, лидер оркестра. Родился в Новом Орлеане, умер в Нью-Йорке.
Величайший негритянский музыкант, который фактически создал историю джаза, один
из пяти уникальных американских джазменов XX века наряду с Дюком Эллингтоном ,
Чарли Паркером , Джоном Колтрэйном и Майлзом Дэвисом .
Ранние годы в Новом Орлеане
Армстронг родился в одном из беднейших районов Нового Орлеана, Сторивилле, 4
августа 1901 года. Армстронг точно не знал день своего рождения и выбрал 4 июля - день
независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена
биографами. Отца в семье не было, и Луи жил с матерью, Мэри Энн и сестрой Беатрис,
которая была моложе на два года. Иногда мать пропадала на несколько дней, и тогда
дети переселялись к бабушке, Джозефине Армстронг.
Детство Армстронга, как и детство многих других черных гениев джаза, было
нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла ему внимания. Луи,
как называли его на креольский манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена
рабства. С самого раннего детства он зарабатывал деньги продажей газет, а
вечерами пел на городских улицах в составе квартета своих приятелей. Позднее
занимался продажей угля, работал в порту.
Первое музыкальное образование он получил в «Jones Home», исправительном заведении
для цветных подростков, куда попал в 1913 году за стрельбу из пугача на улице в Новый
год. В приюте был собственный оркестр, который часто выступал не только в самом
исправительном заведении, но и на различных городских праздниках. Неудивительно,
что Луи, впервые в жизни почувствовавший уверенность в том, что у него будет не
только завтрак, но и ужин, сравнивал позже свое пребывание там с пансионатом.
Первым музыкальным инструментом был тамбурин, который затем сменил корнет.
Музыканты получали костюмы для выступлений, и стоя со своим корнетом в оркестре,
который слушали первые лица города, маленький Луи чувствовал себя очень важным и
солидным человеком.
Пробыв в приюте 18 месяцев, Армстронг вышел из него достаточно техничным
музыкантом, исполнительского мастерства которого уже хватало на то, чтобы
выступать с настоящими новоорлеанскими музыкантами везде, где предоставлялась
такая возможность. Постепенно Луи и сам становился настоящим музыкантом. В это
время у него появилось прозвище, сопровождавшее его всю жизнь -
Satchmo,
сокращение от Satchel Mouth , «рот, похожий на кошелку».
В это время Армстронг знакомится с Кингом Оливером (Joe «King» Oliver), который на долгое
время становится его кумиром и учителем. Оливер был одним из самых сильных
новоорлеанских музыкантов того времени (наряду с Джелли Ролл Мортоном (Jelly «Roll»
Morton) и Сиднеем Беше (Sidney Bechet).
Чикаго и Нью-Йорк
В 1922 году Армстронг покидает Новый Орлеан и по приглашению Кинга Оливера
(оставившего Новый Орлеан в 1918 г.) приезжает в Чикаго, чтобы выступать с оркестром
Оливера Creole Jazz Band, а в 1924 переезжает в Нью-Йорк, где работает в составе оркестра
Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson).
Армстронг возвращается в Чикаго в 1925 г. и в это время начинается период его
записей с собственными коллективами «Hot Five» и «Hot Seven».
В это же время он постепенно переходит от корнета к трубе. В это время им были
записаны вещи, навсегда вошедшие в золотой фонд джаза «Cornet Chop Suey», «Hebbie Jebbies», «Potatoe
Head Blues», «West End Blues».
В 1929 г. он возвращается в Нью-Йорк, где выступает в «Connie's Inn» в Гарлеме и на Бродвее
в Connie's Hot Chocolates,. Джаз становится явлением в мировой музыкальной культуре, a
Армстронг его лидером. Он едет в Европу, и Европа рукоплещет ему. В ноябре 1934 г. «Le
Magazine du Jazz» (Брюссель) пишет: «Армстронг прибывает! Кто такой Армстронг? Настоящий
король джаза».
До войны Армстронг несколько раз побывал в Англии, Франции, Голландии, странах
Скандинавии. Это был период напряженных гастролей, постоянных переездов с места
на место. Автобусы, поезда, самолеты, гостиничные номера - жизнь «на колесах»
давалась нелегко и отнимала много сил.
Но Армстронг выходил на сцену не просто работать - он выходил дарить людям
радость. Такое отношение к своей музыке он пронес через всю свою жизнь и
творчество.
Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах
и известны как «Louis Armstrong and His Hot Fives». Эти записи стали образцом для наступающей
«эры свинга». Вплоть до конца 40-х годов Армстронг оставался импровизатором,
имевшим наибольшее количество подражателей среди джазовых музыкантов.
Армстронга часто называют «отцом джаза».
«All Stars»
В августе 1947 г. состоялось выступление Армстронга с новым орекстром «All Stars» («Все
звезды»). В дальнейшем все его выступления проходили с этим коллективом, хотя
состав его изменялся. В разное время в нем играли тромбонист Джек Тигарден (Jack
Teagarden), кларнетист Барни Бигард и другие. Еще в довоенных выступлениях Армстронг
начал петь, причем делал это также блестяще, как играл. Он «использовал голос, как
музыкальный инструмент, а музыкальный инструмент - как голос». С годами болезнь
губ, являвшаяся следствием неправильного амбушюра, развилась настолько, что
стала причинять музыканту страдания всякий раз, как он прикладывал трубу к губам.
Поэтому в записях этих лет больше его неповторимого вокала.
К середине 1950-х годов Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире
музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент
США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал
его мировые турне. В середине 50-х, когда Госдеп при Эйзенхауэре был готов
финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что
делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в
музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр...»
Впоследствии, в 1960-е неоднократно обсуждались разные варианты его гастролей в
СССР, но всё это так и осталось в проектах.
В послевоенные годы Армстронг и «All Stars» объездили всю планету, побывали в самых
экзотических местах от Исландии до Ганы и Новой Зеландии. В 1968 году композиция «What
A Wonderful World» в исполнении 67-летнего мастера поднялась на первые места в хит-парадах
Америки, а в 1969 году мировые экраны обошел мюзикл «Hello, Dolly».
Музыка Армстронга
«Посмотри, как прекрасен мир. Я не могу дать тебе ничего, кроме любви...» - Луи
Армстронг. Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными
исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт-пение, в
котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его
музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца,
появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк
Синатра. В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический
образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором
популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев
его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство
музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга
сделали его известным в качестве «Американского Посланника Мира».
В 1954 он написал вторую автобиографическую книгу "Satchmo. My Life in New Orleans". Оставил
огромное число грамзаписей, в том числе с "Кингом" Оливером (1923), Ф. Хендерсоном (1926),
Кл. Уильямсом (1924-25), "Ма" Рэйни, Бесси Смит, П. Брэдфордом (1924), Э. Тэйтом (1926), С. Беше
(1926, 40), Джимми Бертраном (1927), Дж. Доддеом, К. Диккерсоном, Эрлом Хайнсом (1928, 1930-31), Ч.
Гейнзом, К. Расселлом (1929), Лайонелом Хэмптоном (1930), европейскими музыкантами (с
начала 30-х годов), "Чиком" Уэббом (1932), Дж. Дорси (1936), Mills Brothers (1937-38), оркестром Casa Loma
(1939), Esquire All Stars, V-Disc All Stars (1944), "Бингом" Кросби, Эллой Фицджералд (1946, 56), С. Оливером,
Гордоном Дженкинсом (в начале 50-х годов), с собственным оркестром и All Star Bands.
В 1960-е гг. Армстронг работает чаще в качестве вокалиста, записывая как новые
версии традиционных композиций в стиле госпел («Go Down Moses»), так и новые песни (напр.,
тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с
Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная
отдельным синглом песня «
Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском
хит-параде продаж, потеснив группу «Beatles». Последним хитом Армстронга стала
жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).
Отец джаза
Творчество Армстронга - своего рода эталон, идеальная "модель" мэйнстрим-джаза -
живого и непрерывно эволюционирующего, но отнюдь не "музейного" традиционализма.
Широту его интересов подтверждают сотрудничество и совместные выступления с
музыкантами самых разных стилей - диксиленда, свинга и модерн-джаза, с
симфонизированными составами, свит-бэндами, исполнителями спиричуэлов и госпелс,
церковными хорами, блюзовыми певцами, а также участие в филармонических джазовых
концертах, мюзиклах, шоу, музыкальных фильмах (более чем в 50-ти), исполнение
джазовой версии оперы Гершвина "Порги и Бесс" (вместе с Эллой Фицджералд).
Армстронг создал некую разновидность "поп-джаза", гибко адаптирующуюся к любому
стилевому контексту и к любой аудитории, смог удовлетворить вкусы различных
категорий слушателей (включая поклонников популярной музыки и шлягера).
Армстронг - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем
творчестве он соединил несоединимое: неповторимо индивидуальный тип
самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и
спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот-идеал с
европеизированными идиомами свинга и модерн-джаза.
В марте 1971 года прошли последние выступления Армстронга и «All Stars» в Нью-Йорке, а 6
июля 1971 года его не стало. На день его смерти в мире не было ни одного джазового
музыканта, кто мог бы сравниться по популярности с великим Сачмо.
Личная жизнь. Дом-музей Армстронга
В возрасте всего лишь 16 лет Армстронг встретил проститутку Дэйзи Паркер и женился
на ней. Этот брак был первым и через 5 лет закончился разводом.
Второй женой музыканта с 1924 года была пианистка Лилиан Харден, которая уговорила
его переехать жить и работать в Нью-Йорк. С ней Луи развёлся в 1938 году.
Третьей женой с 1938 по 1942 год была Альфа Смит, которую по большому счёту
интересовали только деньги и слава.
И только с 4-й женой он, наконец, обрёл любовь и счастье. Армстронг наконец-то был
счастлив в браке (они прожили вместе с 1942 года до самой его смерти в 1971 году). Люси
Уилсон была танцовщицей. Вскоре после свадьбы, в 1943 году она купила дом в рабочем
квартале Квинса.
Вернувшись с гастролей, Луи Армстронг на такси приехал по новому адресу, и не мог
поверить, что это его новый дом: «Я позвонил, - вспоминал он, - дверь открылась. И
кто, как вы думаете, ждал меня на пороге в тонком шелковом халате?»
До конца его жизни, Люсиль Уилсон Армстронг поддерживала семейный очаг, которого
ему так не хватало в детские годы на улицах Нового Орлеана.
Последние годы
В конце 60-х годов здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал
работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу со своим
старым партнером по сцене Бингом Кросби. В марте Сачмо и его «All Stars» ещё две недели
выступали в «Уолдорф Астория» в Нью-Йорке. Но очередной сердечный приступ вновь
заставил его лечь в больницу, где он пробыл два месяца. 5 июля 1971 года Армстронг
просил собрать его оркестр для репетиции.
6 июля 1971 года величайший джазмен ушёл из жизни. Сердечная недостаточность
привела к отказу почек.
С использованием материалов англоязычных сайтов. Перевод: Lisochek