Случай
Поля Ракса родилась в 4 апреля 1941 году в Польше. Ее детство пришлось на военные
годы. После войны Поля окончила школу, поступила во Вроцлавский университет и
стала изучать историю родной страны. Периодически девушка выступала в
студенческом театре «Каламбур», но серьезных планов на актерскую профессию не
строила. И кто знает, как бы сложилась ее жизнь дальше, если бы не случай.
Отдыхая в кафе, Поля попала под прицел фотокорреспондента, и вскоре ее фотография
попала на обложку журнала «Доокола Швята». На молодую красивую студентку
обратила внимание режиссер и профессор Лодзинской высшей школы театра и
кинематографии Мария Каневская, приступавшая к съемкам детской картины «Сатана
из седьмого класса». Она разыскала Полю и предложила ей роль Ванды, племянницы
профессора.
Дебют Поли Раксы в кино оказался неудачным. Девушка выглядела в кадре скованной,
невыразительной и, потому, не произвела на польского зрителя большого
впечатления. Но был и положительный момент. Поля искренне «заразилась» кино и
решила круто изменить жизнь.
Студенческие годы
Поля Ракса поступила в Лодзинскую высшую школу театра и кинематографии.
Постигать актерскую профессию она стала с огромным энтузиазмом и упорством, чем
покорила ректора Яна Кречмара. Он, категорически выступавший против съемок своих
студентов в кино, всегда делал исключение для Поли.
Тем временем Поля снималась каждый семестр. Уже на первом курсе она сыграла
главную женскую роль - революционерку Марысю Чепулонис - в картине Антони
Богдзевича «Действительность». Ее героиня получилась очень милой, но - не более
того. Тем не менее, молодая актриса не сдавалась, и удача, в конце концов, пришла.
В 1963 году известный польский сценарист Александр Сцибор-Рыльский впервые решил
попробовать себя в качестве режиссера. Результатом стала интересная мелодрама
«Их день обычный» (в советском прокате - «История одной ссоры»), рассказывающая о
проблемах молодой семьи. Поле Раксе досталась роль Гражины, девушки к которой
уходит из своей семьи муж. Молодая актриса, наконец, смогла сделать то, что не
удавалось ей до этого. Она была органична. Одними глазами она передавала зрителю
целую гамму чувств, и это не могло не найти отклик. Позже, к двадцатилетию
польского кино журнал «Еkrаn» провел опрос среди молодежи, и Гражина Поли Раксы
была названа в числе самых любимых народом персонажей.
Казалось, ну вот оно, найдено. В 1964 году Мария Каневская вновь приглашает Полю
Раксу на главную роль в свою новую картину «Девушка в окошке», повествующую о
событиях в Польше XVII века. Планировалось, что это будет захватывающий
авантюрно-приключенческий исторический боевик, а в итоге получился довольно
средний фильм. Разочаровала и Поля Ракса. Актрисе не удалось создать полнокровный
образ девушки XVII века, в ее манерах зачастую прослеживались современные нотки,
что в итоге привело к какой-то неопределенности и недостоверности. Тем не менее,
за эту роль, ставшую для нее дипломной работой, Поля Ракса получила твердую
четверку.
Беата и Хелена
Высшую школу театра и кино Поля Ракса окончила в 1964 году. Будущее сулило большие
перспективы. В 1965 году ее пригласил в свою историческую картину «Пепел»
знаменитый Анджей Вайда. Это ли не удача? К тому же и роль Хелены де Вит, казалось
идеально подходит к актрисе. Однако не получилось. Стали говорить о том, что Поле
Раксе вообще не подходят «костюмные» роли. Может быть и так, поскольку в том же
году она с большим успехом снялась в другом фильме - драме режиссера Анны
Соколовской «Беата».
В картине «Беата» (в советском прокате - «Вернись,
Беата») молодая актриса замечательно
сыграла главную роль Беаты Клосович - девушки ушедшей из дома. Фильм, по сути, стал
психологическим расследованием причины ухода. Почему Беате столь невыносимо все
окружающее, почему она не может жить по этим законам?
Роли в советском кино
Подлинным триумфом актрисы стали роли, сыгранные ею в советском кинематографе.
Режиссер
Ростислав Горяев разглядел в
молодой польской актрисе Джульетту 60-х годов XX века. В таком ключе ею и была
сыграна роль в мелодраме «Ноктюрн» (1966). Пронзительная история любви
француженки Иветты и латыша Жоржа на фоне последних дней Испанской республики.
Еще более сильной работой актрисы стала роль Зоси в
одноименной картине режиссера Михаила Богина «Зося» (1967). Вновь война, и вновь
любовь, как доказательство античеловечности кровопролития. Вот выдержка из книги
«Актеры зарубежного кино» («Искусство», 1976 год): «Темная, страшная картина
ближнего боя. Мелькают руки, ноги, кто-то падает, хрипит. И сразу — светлый,
ослепительно яркий день передышки. Река, играющие на солнце капли, теплый песок. И
девушка... Сама - словно этот день. Стройная, крепкая фигурка, босые ноги. Как
ласкова к ним земля. Как легко идти по тропинкам сада. Вот сорвала с дерева яблоко,
надкусила его. Оно сочное, вкусное. Пошла дальше. Да, она знает, что красива, видит,
как любуется ею этот симпатичный, но такой робкий парень (Михаил - Юрий Каморный),
она спиной, плечами чувствует его взгляд - и еще легче становится ее походка, и
ямочки улыбки непроизвольно появляются на щеках. В фильме Зося говорит мало - и
необычайно много: глазами, губами, походкой, каждым движением. Как выразительна ее
улыбка - в ней то насмешка, то обида, то нежность, то кокетство, то радость, то
скрытая грусть».
А вот как там же описывается встреча Зоси с комбатом Виктором
Байковым (Николай Мерзликин): «У Виктора Байкова по молодости лет - никаких
колебаний. Все в жизни ясно. И Виктор начинает: «Бога нет. Это установлено. У нас
девушка, вроде Зоси, постыдилась бы ходить с крестиком». О, как изменилось лицо
Зоси! Красивая, надменная Зося демонстративно вытащила крестик наружу. И замерла
в своем гордом возмущении. Кто-то смеет диктовать ей, как поступать, во что верить,
что думать! Какой это сейчас истинно польский характер! Поэтичная, нежная и в то же
время сильная, смелая, она кажется одновременно и Зосей Мицкевича и Зосей наших
дней».
Маруся «Огонек» и другие роли[/b]
Популярность Поле Раксе в Советском Союзе принесли не только картины «Ноктюрн» и
«Зося», но и знаменитый польский телесериал «Четыре танкиста и собака». Конечно
же, сериал, рассказывающий о событиях Великой Отечественной войны, а именно об
освобождении советскими войсками Польши, был идеализирован и наивен, но среди
советских и польских зрителей он имел огромный успех. Особую любовь вызывала
героиня Поли Раксы - медсестра Маруся по прозвищу Огонёк - обаятельная, чистая
девушка.
В сериале «Четыре танкиста
и собака» Поля Ракса снималась до 1970 года. Параллельно были и другие, гораздо
менее удачные, работы в польском кино: Ханя в картине Марии Каневской «Бич
божий» (1967), Мариола Бронска в фильме Станислава Барея «Случай с песенкой» (1969),
Кама в фильме Ержи Зажицкого «Погоня за Адамом» (1970) и др. Режиссеры
эксплуатировали ее красоту, мягкость и женственность, но предложить серьезного
материала не могли. В результате все это терялось в слабых сюжетах и
искусственных построениях.
70 - 90 годы
Пола Ракса была замужем за режиссером и оператором Анджеем Костенко , от этого
брака у нее сын Мартин.
После 1970 года Поля Ракса снималась в кино все реже и реже, перейдя на небольшие
роли и эпизоды, вела программы на телевидении, иногда выходила и на театральную
сцену, удивляя сохранившимся юным обликом.
В начале 90-х Пола Ракса порвала с кино, актрису увлекла другая сфера - мода. Теперь
она успешно занимается дизайном одежды - придумывает коллекции для детей и
вечерние наряды.
В 1993 году исполнила роль матери Агаты в фильме Марека Пивовского "Uprowadzenie Agaty".